В наше время концепция развития эмоционального интеллекта набирает популярность и до сих пор является одной из главных проблем психологии. Некоторые авторы утверждают, что ЭИ имеет большую прогностическую значимость и все проведенные исследования можно разделить на два принципа. Первый принцип подразумевает под эмоциональным интеллектом — ключ к успеху во всех сферах жизни. Именно на нем основывается построение общения между людьми, что оказывает влияние на социальную адаптацию в обществе. Второй принцип связывает эмоциональный интеллект с отрицательной корреляцией с проблемным поведением. Актуальность темы данной статьи определяется как тенденциями существующих потребностей социальной практики, так и с множеством противоречивых данных, полученных в результате научных исследований.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты, методы исследования, психологическая безопасность.
Nowadays, the concept of development of emotional intelligence is gaining popularity and is still one of the main problems of psychology. Some authors argue that EQ has great predictive significance and all studies can be divided into two principles. The first principle implies emotional intelligence — the key to success in all spheres of life. It is on it that the construction of communication between people is based, which influences social adaptation in society. The second principle links emotional intelligence with negative correlation with problem behavior. The relevance of the topic of this article is determined both by the trends in the existing needs of social practice and with a lot of contradictory data obtained as a result of scientific research.
Keywords: emotional intelligence, students, research methods, psychological safety.
В настоящее время современное образование в учреждениях профессионального обучения ставит перед собой задачи для развития у обучающихся универсальных навыков, которые связаны с мобильностью и адаптацией в обществе. Ввиду этого, постоянно меняющиеся условия образовательной среды требуют характерной эмоциональной устойчивости. Именно поэтому, формирование у обучающихся эмоционального интеллекта определяет возможность развития профессиональных качеств в процессе учебной деятельности [7]. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта может приводить к затруднению восприятия знаний, а также к замкнутости студентов в процессе общения. Задача педагогов в формирование ЭИ достигается путем проведения тренинговых занятий с использованием различных методов обучения.
Обзор литературы. Основу теоретического исследования составили работы следующих авторов: Э. Торндайк, Г. Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Д. Гоулман и другие.
Цель исследования: анализ литературных источников о методах развития эмоционального интеллекта студентов колледжа.
Материалами послужили научные статьи из отечественных и зарубежных журналов.
Методы исследования. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ и синтез.
Результаты и их обсуждение
Эмоциональный интеллект является важным фактором для повышения психологической культуры общества в целом. Анализ работ таких авторов, как Э. Торндайк, Г. Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Д. Гоулман и др., позволил расширить базовые знания о проблеме и выделить какие методы являются наиболее эффективными для формирования эмоционального интеллекта у студентов.
Различные методики могут быть направлены, как на стимулирование полного выражения чувств, так и на опознавание переживаний, дифференцированию своих чувств и чувств окружающих [6].
И так, в процессе исследования проблемы выделены следующие активные методы формирования:
- Активные методы 1-го типа. Данная группа ориентирована на самостоятельную активность обучающихся, желание развиваться в процессе участия в различных практических занятиях, семинарах и дискуссиях.
- Активные методы 2-го типа. Подразумевают создание реальных обстоятельств в условиях спроектированной ситуации. В этой группе можно выделить отдельные методы:
– Моделирование ситуаций без использования игровых упражнений.
– Игровые методы обучения студентов.
К 1-й группе мы можем отнести проведение семинаров. Так, в результате проведения такой формы учебно-практического занятия, студенты активно вовлечены в процесс подготовки и коммуникации с другими обучающимися и преподавателями. Кроме того, студенты обеспечиваются возможностью овладевания новыми навыками и умениями, стимулируется их умственная активность.
Вторая группа включает в себя проведение социально-психологических тренингов. Именно этот метод выделен отдельно из других учебно-психологических работ. Для данной формы обучения студентов характерно соблюдение ряда принципов, использующихся в групповой работе, участвующим предоставляется оказание психологической помощи в развитии отдельных навыков и качеств, повышения самооценки, реализуется создание климата психологической безопасности.
По моему мнению, наиболее подходящим методом для развития и формирования эмоционального интеллекта у студентов колледжа являются — тренинги. Именно они восполняют эмоциональные компоненты в структуре мотивации. Педагоги, проводящие такие методы коррекционной работы со студентами, помогают осуществлять контроль и управление своими эмоциями, реализуют постоянный контакт с большим количеством людей, дают возможность проявиться социальной адаптации студента. К каждому участнику процесса ведется индивидуальный подход, который осуществляется на групповых занятиях.
Стоит отметить, что при построении программы для развития эмоционального интеллекта педагоги помнят о базовых основах его формирования, об иерархичности структурных компонентов. Таким образом, осуществляется рациональная тактика, направленная на понимание и соотношение когнитивных и эмоциональных качеств. У студентов формируются осознание личной и социальной ответственности, необходимость следования индивидуальной направленности потребностно-значимых вариантов поведения.
В ходе множества проведенных исследований различных авторов студенты отметили у себя развитие навыков открытого и искреннего выражения различных эмоций [2]. Повысили свой уровень социальной адаптации, обеспечили возможность психологической безопасности в процессе учебной деятельности. Отмечается повышение работоспособности, улучшение профессиональных качеств, необходимых для будущей профессии.
Заключение
В результате анализа научной литературы, были рассмотрены методики формирования и развития эмоционального интеллекта у студентов профессиональных учебных учреждений. Исследования авторов свидетельствуют о положительной динамике проведения активных методов для развития ЭИ в ходе образовательного процесса. Такие методы позволяют выяснять причины эмоционального напряжения, работать с различными эмоциональными компонентами развития личности. Результаты исследований таких авторов, как Э. Торндайк, Г. Ю. Айзенк, Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Д. Гоулман и др. в настоящий момент уже стали основой для разработки программ по развитию ЭИ в рамках учебно-воспитательной работы.
Литература:
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.
- Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
- Безбородова Л. А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов / Л. А. Безбородова, М. А. Безбородова // Наука и школа. 2018. № 3.
- Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильяме», 2007. — 512 с.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Д. Гоулман. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он значит больше, чем IQ / Д. Гоулман. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 544 с
- Зорина, Н. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта / Н. Н. Зорина // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–1.
- Камышникова Л. Д. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Л. Д. Камышникова, С. С. Белова // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Том 1. № 13. С. 60–67.
- Солоднева Д. А. Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125).