В статье авторами предложено рассмотрение формирования единого транспортного пространства России с применением сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры. Таким образом, целью статьи является исследование единого транспортного пространства России и его роль в логистической инфраструктуре. На основании поставленной цели необходимо рассмотреть проблематику формирования единого транспортного пространства России на основе исследования отечественными и зарубежными авторами. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть анализ последних исследований и публикаций в области транспортной системы. 2. Изучить новые уровни системного развития транспортного пространства в комплексе с товаротранспортной технологической инфраструктурой, транспортной инфраструктурой грузовладельцев. 3. Дать рекомендации по дальнейшему единому транспортному пространству России .
Ключевые слова : транспорт, транспортное пространство, транспортная инфраструктура, технологии.
В современных условиях единое транспортное пространство России помогает работать единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев. При этом прослеживается использование общих стандартов технологической совместимости разных направлений транспорта, которые оптимизируют их взаимодействие, с едиными стандартами технической совместимости определенных видов транспорта с транспортными средствами, формируя единое информационное пространство по технологическому взаимодействию различных видов транспорта.
На основании анализа последних исследований и публикаций в области транспортной системы, следует отметить, что формирование единого транспортного пространства России изучали исследователи и многие ученые, среди которых можно выделить Н. П. Петров [2], В. Н. Образцов, В. Г. Иноземцев, и других.
В зарубежных странах, относящиеся к европейским, транспорт рассматривается как наиболее важный тип товарооборота, в основе которого лежит непосредственно поиск нововведений и возможностей перевозки товаров, оказание услуг на основе научных исследований. Согласно идее Н. П. Петрова, который писал: «При смазке силы трения, прежде всего, определяются вязким сопротивлением смазочного слоя и в соответствии с законом Ньютона пропорциональны первой степени скорости» [4]. Вследствие чего, основатель инновационной идеи инициирует соединения транспортных ресурсов, в один процесс перевозки товаров, а также, он решает задачу в принятии важного решения в процессе транспортировки, которые в последующем будут определять направление инновационной деятельности транспортной сети.
Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры является направлением развития не только транспортных коммуникаций и узлов. Предлагается качественно новое направление системного развития в едином транспортном пространстве в комплексе с товаротранспортной технологической инфраструктурой, транспортной инфраструктурой грузовладельцев, с имеющимися техническими условиями.
Сбалансированное и устойчивое развитие транспортной системы будет обеспечено за счет новой системы по транспортному планированию, основанная с транспортно-экономическим балансом.
В свою очередь предусмотрено качественное усовершенствование топологий транспортной среды — формирование прямой транспортной связи среди крупных центров социально-экономического развития с переходом в перспективе на сетевые структуры транспортных коммуникаций с большим числом альтернативных связей.
В свою очередь под единым транспортным пространством следует понимать совокупность взаимодействующих независимо от форм собственности видов транспорта, которые обеспечивают погрузочно-разгрузочные работы, перевозку грузов с применением современных технологий с целью удовлетворения потребности населения и грузовладельцев (рис. 1).
Рис. 1. Формирование единого транспортного пространства России [2]
Также следует понимать, что транспортная система сталкивается с такими трудностями как санкционными преградами, которые мешают полноценной работе транспорта, в 2022 году привели к нарушению налаженных цепочек поставок. Это повлекло к сокращению грузоперевозок в сегментах железнодорожного, авиационного и трубопроводного транспорта. Часть экспортных потоков была перенаправлена на юг и восток, а импортные потоки в значительной степени переориентировались на автомобильный транспорт и железнодорожные контейнерные перевозки.
Согласно целям развития транспортной системы России на период до 2030 года, следует отметить то, что: «важнейшее значение для реализации инновационного сценария развития страны будет иметь повышение мобильности населения. Для этого необходимо создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на всех уровнях, в том числе в городах. Приоритетное значение приобретает развитие инфраструктуры и технологий пассажирского транспорта общего пользования» [6].
Также в стратегии отмечено, что дальнейшее развитие транспортной системы крупных городских агломераций является ключевым сегментом государственной транспортной политики, объединяющая действия федеральных, региональных и муниципальных органов в области градостроительства, землепользования и развития транспорта. Для решения транспортной проблемы городских агломераций требуется расширение применения технологий глобальной навигационной системы глонасс, с использованием высокоэффективных технологической составляющей с интеллектуальными транспортными системами [6].
Развитие инфраструктуры по грузоперевозкам является главным критерием по созданию условий в перераспределении грузопотоков с наземных на внутренний водный и морской транспорт, инвестирование в строительство терминалов, которые ориентированы на переключение грузопотоков на внутренний водный транспорт.
Применение инновационных технологий по строительству, реконструкции и содержанию транспортной инфраструктуры поможет повышению объемов ее развития, экономя ресурсов с обеспечением ее нормативного содержания.
Согласно транспортной стратегии до 2030 года в достижении поставленных целей на первом этапе реализации целей предусмотрено строительство и реконструкция основных направлений автомобильных и железных дорог. Сюда также вошло строительство скоростных и высокоскоростных железных дорог, с развитием инфраструктуры морских и речных портов, внутренних водных путей, аэропортов и аэронавигационной системы, ликвидация наиболее существенных разрывов, в том числе в азиатской части России [6].
Также в стратегии пишется: «необходимо обеспечить развитие транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и крупным транспортным узлам, а также их комплексное развитие на основных направлениях перевозок. Предусматривается создать инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке» [4, с. 10].
Стоит отметить, что в будущем запланировано обеспечить переход к формированию единого транспортного пространства России. Согласно дифференцированному развитию путей сообщения всех направлений транспорта следует обеспечивать создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны. При этом скоростные регламенты транспортной инфраструктуры предусматривают поднятие до уровня лучшего мирового достижения, повысить долю скоростных и высокоскоростных путей сообщения на всей протяженности транспортной системы.
Для формирования современной товаропроводящей системы, которая обеспечивает объемы и качество транспортных услуг, на территории страны запланировано внедрить скоординированные интегрированные системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех направлений транспорта с грузовладельцами, интегрированную систему логистических парков, с единой информационной средой технологического взаимодействия разных видов транспорта с участниками транспортного процесса [1, с. 24].
В заключении стоит отметить, что в процессе развития транспортной среды запланировано осваивать инновационные технологии в строительстве, модернизации инфраструктуры.
Литература:
- Антонова В. А. К вопросу моделирования размеров пассажиропотока на различных видах транспорта / Антонова, В. А, А. Д. Доможирова. — Текст: непосредственный // Инициативы молодых — науке и производству: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов, — Пенза, 30 ноября, 2022. — С. 24–26.
- Волкова, Е. М. Применение инструментов имитационного моделирования в сити-логистике и экономическая оценка полученных результатов / Е. М. Волкова, Д. М. Соловьев // Логистика и управление цепями поставок. — 2020. — № 4 (99). — С. 50–56.
- Громышова, С. С. Автоматизация процессов управления и диагностики технического состояния подвижного состава / С. С. Громышова. — Текст: непосредственный // Молодежь и современные информационные технологии, Cборник трудов XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2020.— С. 358–360.
- Киричек А. В., Титенок А. В., Титенок И. А. Николай Павлович Петров: Жизнь во имя науки / А. В. Киричек, А. В. Титенок, И. А. Титенок [и др.]. — Текст: непосредственный // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2017. — № 4(57). — С. 5–15.
- Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) О Транспортной стратегии РФ на период до 2024 года.
- Транспорт России информационно-статистический бюллетень I квартал 2023 года. Министерство Транспорта. Москва 2023 год.