Право на занятие педагогической деятельностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 18.03.2024

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Панкова, А. Р. Право на занятие педагогической деятельностью / А. Р. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112117/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье автор исследует недопущение гражданина к педагогической деятельности, прописанные в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Ключевые слова: трудовое право,Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ограничение прав и свобод человека,право на занятие педагогической деятельностью,образовательный ценз.

Современном обществе педагогическая деятельность играет важную роль в формировании и развитии личности. Однако не каждый желающий может заниматься преподаванием. Даже при опоре на статью 37 Конституции Российской Федерации, в которой учтена возможность людей выбирать вид работы и их профессию [2], а кроме того, при ссылке на статью 2 Трудового кодекса Российской Федерации, в согласии с предыдущей статьёй признается свобода труда, включая право на выбор работы и распоряжение своими трудовыми способностями [4]. Не каждый человек может заниматься определённой профессиональной деятельностью на территории Российской Федерации. В нашем государстве, как и во многих других, есть ограничения на различные виды трудовой деятельностью.

Это указанно в части 3 статьи 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [3].

В соответствии с данным законом ограничение прав на работу в сфере образования не считается дискриминацией.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 21 пункте статьи 2 определяет педагогического работника как: «лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» [7].

Проблема касательно того, кто может быть педагогическим работником на сегодняшний период урегулирована статьёй 331 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьёй 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Чтобы получить право на занятие педагогической деятельностью, необходимо наличие специального образования. Человек должен окончить педагогический вуз и получить диплом, подтверждающий его квалификацию в области образования, то есть иметь «образовательный ценз» [5]. Ещё важно пройти педагогическую практику, чтобы приобрести не только теоретические знания, но и практические навыки.

Также для того, чтобы работник мог заниматься педагогической деятельностью, необходимо отсутствие судебного запрещения на это. Подобное табу устанавливается только приговором суда, при этом он должен вступить в законную силу. В отношении всех работников, которые связанны со сферой образования, даже c исполнительной властью, управляющих образованием, суд имеет прав применить запрет на их трудовую деятельность в образовательном учреждении при совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации [1, с. 97].

В согласии с предыдущим пунктом, лицо, чтобы его допустили к педагогической деятельности, не должно иметь судимости за серьезные преступления против жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, половой неприкосновенности, семьи, несовершеннолетних, общественной нравственности, конституционного строя, безопасности государства и общественной безопасности. В соответствии с этим, лица, с погашенной судимостью за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, могут быть допущены к педагогической деятельности. Для того чтобы, данный человек смог осуществлять образовательную деятельность, создаётся комиссия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», именно эта комиссия заключает постановление о допуске данных работников».

Из чего можно заключить, что законодатель дал комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав право осуществлять принятие решений о допуске лиц к педагогической деятельности, при случаях если у них погашена судимость по преступлениям, которые не дают работать по педагогической профессии. При этом указанно, что лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям, не подпадают под действие статьи 331 ТК РФ.

Судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, которая не была снята или погашена, и не относится к преступлениям, запрещающим заниматься педагогической деятельностью, ограничивает право на занятие этой профессией. Имеется в виду наличие у претендента на должность судимости именно за деяния, относящиеся к категории тяжких, указанные в статье 15 Уголовного кодекса РФ, — «за совершение которых максимальное наказание, не превышает десяти лет лишения свободы» [6].

Ещё в статье 331 ТК РФ, лица, признанные недееспособными в соответствии с федеральным законом, не имеют права занимать должности, связанные с педагогической деятельностью [5]. Недееспособность — это юридическое понятие, означающее полное или частичное лишение гражданина способности осуществлять свои права и нести ответственность. Это отчётливое определение ограничений трудовой правосубъектности граждан России, признанных судом недееспособными из-за душевного заболевания или слабоумия (психического расстройства) на основание статьи 29 Гражданского кодекса РФ [1, с. 98].

Одной из основных причин запрета на работу педагогами лицам, признанным недееспособными, является защита интересов обучающихся. Педагогическая деятельность требует высокой ответственности, эмоциональной устойчивости, адекватности реакций и способности принимать взвешенные решения.

Появляются проблемы, если гражданин скрывает свою недееспособность, и его поведение и внешний вид не вызывают сомнений в его психическом здоровье. Фактически в законодательных документах никак не отражен факт признания недееспособности в личных документах граждан [1, с. 98]. Но для системы образование это может быть критично ведь лица, страдающие психическими расстройствами или иными проблемами, которые привели к признанию их недееспособными, могут представлять опасность для обучающихся. Недостаточная контролируемость, непредсказуемое поведение или неспособность адекватно взаимодействовать с детьми могут создать риск для здоровья и благополучия как обучающихся, так и для самих людей с недееспособностью.

Лицо должно быть здоровым и не иметь заболеваний, список которых ратифицируется федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области здравоохранения [1, с. 98]. Определенные правила в данной ситуации предусмотрены распоряжением Правительства РФ от 05.12.2022 N 3759-р «Об утверждении Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности».

Кроме того, требования к осуществлению педагогической деятельности прописаны в Федеральном Законе N 273 «Об образовании в РФ». В статья 46 данного закона указанно, что «сотрудники среднего или высшего профессионального образования, соответствующего квалификационным стандартам, указанным в специализированных справочниках, имеют право на проведение педагогической практики» [8]. Поэтому, в вопросе установлении права на ведения процесса обучения и воспитания выступает соответствие уровню подготовки и индивидуальных, личностных качеств работника. Также там указанно, что «обязанности, ответственность и уровень занятости педагогов определяются Номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей, которая утверждается на общегосударственном уровне» [8].

Таким образом, право на занятие педагогической деятельностью является важным аспектом для всех, кто стремится работать в сфере образования. Педагоги должны быть готовы к законодательным ограничениям в сфере образования. Только обладая соответствующим образованием и документами, можно не только преподавать, но и вдохновлять, воспитывать и формировать будущее нашего общества.

Литература:

  1. Абалдуев, В. А. Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по совершенствованию трудового законодательства / В. А. Абалдуев. — Текст: непосредственный // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2008. — № 1. — С. 92–122.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 37. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5e37b9644c66582efdaf762a109a281bf999c28d/?ysclid=ltviggow2s21792384 (дата обращения: 17.03.2024).
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 55. Часть 3. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/1a17ce42ccf66a8cdc73524a84798f90e9f7b63a/ (дата обращения: 17.03.2024).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Статья 2. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/c7ef87752911a462421a20086f91b31ff6a890f3/ (дата обращения: 17.03.2024).
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Статья 331. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/71403b31593586529b94890913ae9136519d915d/ (дата обращения: 17.03.2024).
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024) Статья 15. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/a0182fc43a8bbf8974658cda72c860ddfb210c52/?ysclid=ltvjne4u67558239184 (дата обращения: 17.03.2024).
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 2. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 17.03.2024).
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 46. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/c27004d0a000ba933a6f8defbeb15a2255b9cf24/ (дата обращения: 17.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, Российская Федерация, сфера образования, лицо, исполнительная власть, конституционный строй, образовательная деятельность, педагогическая практика, педагогический работник, Трудовой кодекс.


Ключевые слова

трудовое право, образовательный ценз, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ограничение прав и свобод человека, право на занятие педагогической деятельностью

Похожие статьи

Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений при реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними гражданами

Проблема юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений — проблема не новая и достаточно изученная в юридической науке. Актуальность же исследования проблемы связана с радикальными изменениями, произошедшими в последние десятиле...

Проблемы осуществления несовершеннолетними права на предпринимательскую деятельность

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы (статья 34 Конституции Российской Федерации [1]), в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическо...

Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников

В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Специфика трудоустройства несовершеннолетних

В статье анализируются некоторые вопросы правового регулировании труда лиц в возрасте до 18 лет, выявляются пробелы и противоречия в правовом регулирования труда работников данной категории, обусловленные наличием противоречий между Трудовым кодексом...

Особенности правового статуса предпринимателя

В представленной статье рассматриваются проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности и гражданских правоотношений. Автор затрагивает двойственность положения индивидуального предпринимателя...

Эмансипация несовершеннолетних в российском законодательстве

В работе рассмотрены вопросы, связанные с характером и целями эмансипации несовершеннолетних. Выявлены отдельные проблемы, существующие в гражданском законодательстве, и предложены пути их решения.

Правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей

В статье рассмотрено правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей, правовой статус общественных советов.

Проблемы применения статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы

В статье рассматриваются проблемные аспекты статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающих на социально-экономические права и свободы, такие как проблема разграничения преступных нарушений правил охраны труда (ст.143 УК РФ), пр...

Нравственное содержание деятельности адвоката по уголовным делам

В данной статье автором рассмотрены отдельные положения норм уголовно-процессуального права, а также кодекса адвокатской этики, направленные на регулирование деятельности адвоката в целях обеспечения квалифицированной юридической помощи и предотвраще...

Похожие статьи

Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений при реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними гражданами

Проблема юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений — проблема не новая и достаточно изученная в юридической науке. Актуальность же исследования проблемы связана с радикальными изменениями, произошедшими в последние десятиле...

Проблемы осуществления несовершеннолетними права на предпринимательскую деятельность

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы (статья 34 Конституции Российской Федерации [1]), в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическо...

Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников

В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Специфика трудоустройства несовершеннолетних

В статье анализируются некоторые вопросы правового регулировании труда лиц в возрасте до 18 лет, выявляются пробелы и противоречия в правовом регулирования труда работников данной категории, обусловленные наличием противоречий между Трудовым кодексом...

Особенности правового статуса предпринимателя

В представленной статье рассматриваются проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности и гражданских правоотношений. Автор затрагивает двойственность положения индивидуального предпринимателя...

Эмансипация несовершеннолетних в российском законодательстве

В работе рассмотрены вопросы, связанные с характером и целями эмансипации несовершеннолетних. Выявлены отдельные проблемы, существующие в гражданском законодательстве, и предложены пути их решения.

Правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей

В статье рассмотрено правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей, правовой статус общественных советов.

Проблемы применения статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы

В статье рассматриваются проблемные аспекты статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающих на социально-экономические права и свободы, такие как проблема разграничения преступных нарушений правил охраны труда (ст.143 УК РФ), пр...

Нравственное содержание деятельности адвоката по уголовным делам

В данной статье автором рассмотрены отдельные положения норм уголовно-процессуального права, а также кодекса адвокатской этики, направленные на регулирование деятельности адвоката в целях обеспечения квалифицированной юридической помощи и предотвраще...

Задать вопрос