Право на занятие педагогической деятельностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 18.03.2024

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Панкова, А. Р. Право на занятие педагогической деятельностью / А. Р. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112117/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье автор исследует недопущение гражданина к педагогической деятельности, прописанные в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Ключевые слова: трудовое право,Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ограничение прав и свобод человека,право на занятие педагогической деятельностью,образовательный ценз.

Современном обществе педагогическая деятельность играет важную роль в формировании и развитии личности. Однако не каждый желающий может заниматься преподаванием. Даже при опоре на статью 37 Конституции Российской Федерации, в которой учтена возможность людей выбирать вид работы и их профессию [2], а кроме того, при ссылке на статью 2 Трудового кодекса Российской Федерации, в согласии с предыдущей статьёй признается свобода труда, включая право на выбор работы и распоряжение своими трудовыми способностями [4]. Не каждый человек может заниматься определённой профессиональной деятельностью на территории Российской Федерации. В нашем государстве, как и во многих других, есть ограничения на различные виды трудовой деятельностью.

Это указанно в части 3 статьи 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [3].

В соответствии с данным законом ограничение прав на работу в сфере образования не считается дискриминацией.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 21 пункте статьи 2 определяет педагогического работника как: «лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» [7].

Проблема касательно того, кто может быть педагогическим работником на сегодняшний период урегулирована статьёй 331 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьёй 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Чтобы получить право на занятие педагогической деятельностью, необходимо наличие специального образования. Человек должен окончить педагогический вуз и получить диплом, подтверждающий его квалификацию в области образования, то есть иметь «образовательный ценз» [5]. Ещё важно пройти педагогическую практику, чтобы приобрести не только теоретические знания, но и практические навыки.

Также для того, чтобы работник мог заниматься педагогической деятельностью, необходимо отсутствие судебного запрещения на это. Подобное табу устанавливается только приговором суда, при этом он должен вступить в законную силу. В отношении всех работников, которые связанны со сферой образования, даже c исполнительной властью, управляющих образованием, суд имеет прав применить запрет на их трудовую деятельность в образовательном учреждении при совершении преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации [1, с. 97].

В согласии с предыдущим пунктом, лицо, чтобы его допустили к педагогической деятельности, не должно иметь судимости за серьезные преступления против жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, половой неприкосновенности, семьи, несовершеннолетних, общественной нравственности, конституционного строя, безопасности государства и общественной безопасности. В соответствии с этим, лица, с погашенной судимостью за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, могут быть допущены к педагогической деятельности. Для того чтобы, данный человек смог осуществлять образовательную деятельность, создаётся комиссия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», именно эта комиссия заключает постановление о допуске данных работников».

Из чего можно заключить, что законодатель дал комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав право осуществлять принятие решений о допуске лиц к педагогической деятельности, при случаях если у них погашена судимость по преступлениям, которые не дают работать по педагогической профессии. При этом указанно, что лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям, не подпадают под действие статьи 331 ТК РФ.

Судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, которая не была снята или погашена, и не относится к преступлениям, запрещающим заниматься педагогической деятельностью, ограничивает право на занятие этой профессией. Имеется в виду наличие у претендента на должность судимости именно за деяния, относящиеся к категории тяжких, указанные в статье 15 Уголовного кодекса РФ, — «за совершение которых максимальное наказание, не превышает десяти лет лишения свободы» [6].

Ещё в статье 331 ТК РФ, лица, признанные недееспособными в соответствии с федеральным законом, не имеют права занимать должности, связанные с педагогической деятельностью [5]. Недееспособность — это юридическое понятие, означающее полное или частичное лишение гражданина способности осуществлять свои права и нести ответственность. Это отчётливое определение ограничений трудовой правосубъектности граждан России, признанных судом недееспособными из-за душевного заболевания или слабоумия (психического расстройства) на основание статьи 29 Гражданского кодекса РФ [1, с. 98].

Одной из основных причин запрета на работу педагогами лицам, признанным недееспособными, является защита интересов обучающихся. Педагогическая деятельность требует высокой ответственности, эмоциональной устойчивости, адекватности реакций и способности принимать взвешенные решения.

Появляются проблемы, если гражданин скрывает свою недееспособность, и его поведение и внешний вид не вызывают сомнений в его психическом здоровье. Фактически в законодательных документах никак не отражен факт признания недееспособности в личных документах граждан [1, с. 98]. Но для системы образование это может быть критично ведь лица, страдающие психическими расстройствами или иными проблемами, которые привели к признанию их недееспособными, могут представлять опасность для обучающихся. Недостаточная контролируемость, непредсказуемое поведение или неспособность адекватно взаимодействовать с детьми могут создать риск для здоровья и благополучия как обучающихся, так и для самих людей с недееспособностью.

Лицо должно быть здоровым и не иметь заболеваний, список которых ратифицируется федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области здравоохранения [1, с. 98]. Определенные правила в данной ситуации предусмотрены распоряжением Правительства РФ от 05.12.2022 N 3759-р «Об утверждении Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности».

Кроме того, требования к осуществлению педагогической деятельности прописаны в Федеральном Законе N 273 «Об образовании в РФ». В статья 46 данного закона указанно, что «сотрудники среднего или высшего профессионального образования, соответствующего квалификационным стандартам, указанным в специализированных справочниках, имеют право на проведение педагогической практики» [8]. Поэтому, в вопросе установлении права на ведения процесса обучения и воспитания выступает соответствие уровню подготовки и индивидуальных, личностных качеств работника. Также там указанно, что «обязанности, ответственность и уровень занятости педагогов определяются Номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей, которая утверждается на общегосударственном уровне» [8].

Таким образом, право на занятие педагогической деятельностью является важным аспектом для всех, кто стремится работать в сфере образования. Педагоги должны быть готовы к законодательным ограничениям в сфере образования. Только обладая соответствующим образованием и документами, можно не только преподавать, но и вдохновлять, воспитывать и формировать будущее нашего общества.

Литература:

  1. Абалдуев, В. А. Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ и предложения по совершенствованию трудового законодательства / В. А. Абалдуев. — Текст: непосредственный // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2008. — № 1. — С. 92–122.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 37. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5e37b9644c66582efdaf762a109a281bf999c28d/?ysclid=ltviggow2s21792384 (дата обращения: 17.03.2024).
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 55. Часть 3. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/1a17ce42ccf66a8cdc73524a84798f90e9f7b63a/ (дата обращения: 17.03.2024).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Статья 2. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/c7ef87752911a462421a20086f91b31ff6a890f3/ (дата обращения: 17.03.2024).
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Статья 331. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/71403b31593586529b94890913ae9136519d915d/ (дата обращения: 17.03.2024).
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024) Статья 15. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/a0182fc43a8bbf8974658cda72c860ddfb210c52/?ysclid=ltvjne4u67558239184 (дата обращения: 17.03.2024).
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 2. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 17.03.2024).
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Статья 46. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/c27004d0a000ba933a6f8defbeb15a2255b9cf24/ (дата обращения: 17.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, Российская Федерация, сфера образования, лицо, исполнительная власть, конституционный строй, образовательная деятельность, педагогическая практика, педагогический работник, Трудовой кодекс.


Ключевые слова

трудовое право, образовательный ценз, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ограничение прав и свобод человека, право на занятие педагогической деятельностью

Похожие статьи

Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений при реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними гражданами

Проблема юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений — проблема не новая и достаточно изученная в юридической науке. Актуальность же исследования проблемы связана с радикальными изменениями, произошедшими в последние десятиле...

Проблемы осуществления несовершеннолетними права на предпринимательскую деятельность

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы (статья 34 Конституции Российской Федерации [1]), в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическо...

Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников

В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Специфика трудоустройства несовершеннолетних

В статье анализируются некоторые вопросы правового регулировании труда лиц в возрасте до 18 лет, выявляются пробелы и противоречия в правовом регулирования труда работников данной категории, обусловленные наличием противоречий между Трудовым кодексом...

Особенности правового статуса предпринимателя

В представленной статье рассматриваются проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности и гражданских правоотношений. Автор затрагивает двойственность положения индивидуального предпринимателя...

Особенности правового регулирования служебных результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации

В статье автор исследует особенности правового регулирования служебных результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации.

Эмансипация несовершеннолетних в российском законодательстве

В работе рассмотрены вопросы, связанные с характером и целями эмансипации несовершеннолетних. Выявлены отдельные проблемы, существующие в гражданском законодательстве, и предложены пути их решения.

Правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей

В статье рассмотрено правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей, правовой статус общественных советов.

Проблемы применения статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы

В статье рассматриваются проблемные аспекты статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающих на социально-экономические права и свободы, такие как проблема разграничения преступных нарушений правил охраны труда (ст.143 УК РФ), пр...

Похожие статьи

Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений при реализации права на получение среднего общего образования несовершеннолетними гражданами

Проблема юридической ответственности субъектов образовательных правоотношений — проблема не новая и достаточно изученная в юридической науке. Актуальность же исследования проблемы связана с радикальными изменениями, произошедшими в последние десятиле...

Проблемы осуществления несовершеннолетними права на предпринимательскую деятельность

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы (статья 34 Конституции Российской Федерации [1]), в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическо...

Особенности правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников

В статье анализируются особенности и проблемы правового регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников, связанные с приемом на работу и применений санкций за нарушение трудового законодательства.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Специфика трудоустройства несовершеннолетних

В статье анализируются некоторые вопросы правового регулировании труда лиц в возрасте до 18 лет, выявляются пробелы и противоречия в правовом регулирования труда работников данной категории, обусловленные наличием противоречий между Трудовым кодексом...

Особенности правового статуса предпринимателя

В представленной статье рассматриваются проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя как участника предпринимательской деятельности и гражданских правоотношений. Автор затрагивает двойственность положения индивидуального предпринимателя...

Особенности правового регулирования служебных результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации

В статье автор исследует особенности правового регулирования служебных результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации.

Эмансипация несовершеннолетних в российском законодательстве

В работе рассмотрены вопросы, связанные с характером и целями эмансипации несовершеннолетних. Выявлены отдельные проблемы, существующие в гражданском законодательстве, и предложены пути их решения.

Правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей

В статье рассмотрено правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей, правовой статус общественных советов.

Проблемы применения статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы

В статье рассматриваются проблемные аспекты статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающих на социально-экономические права и свободы, такие как проблема разграничения преступных нарушений правил охраны труда (ст.143 УК РФ), пр...

Задать вопрос