В статье предлагаются методические рекомендации по управлению затратами в транспортной компании на основе применения попроцессного и позаказного методов, бюджетирования.
Ключевые слова: управление затратами, бюджетирование, постоянные и переменные затраты.
The article offers methodological recommendations for managing costs in a transport company based on the use of process and custom methods, budgeting.
Keywords: cost management, budgeting, fixed and variable costs.
Управление затратами — основной инструмент в организации производственной деятельности любой транспортной компании.
Затраты на оказание транспортных услуг формируют её себестоимость. Они возмещаются в каждом производственном цикле за счет полученной выручки. При постоянных ценах и варьирующихся затратах на оказание услуг, при аналогично равных условиях, зависит размер прибыли транспортного предприятия и уровень рентабельности. Необходимым условием должно быть возмещение понесенных расходов. На стоимость конечной услуги влияют затраты на приобретение материалов, амортизацию основных средств, затраты на оплату труда, расширение и модернизацию предприятия, социальные программы и многие другие потребности, обусловленные доходами, полученными от продажи услуг и других видов деятельности.
Все действия, предпринимаемые руководством компании, должны осуществляться с осознанием риска, которому они подвергаются, при этом точность расчетов носит стратегический характер. Получая прибыль, транспортная компания имеет возможность оплачивать свои обязательства, расширять перечень и повышать качество предоставляемых услуг [2].
Уровень затрат транспортной компании позволяет оценить степень эффективности использования не только финансовых ресурсов, но и производственного процесса в целом.
Увеличение объема предоставляемых услуг при одновременном снижении их стоимости положительно сказывается на деятельности транспортного предприятия. Именно повышение эффективности, стремление получить максимальный результат при минимальных затратах является составляющей экономического прогресса транспортной компании.
Для эффективного учета и планирования следует регулярно проводить анализ прямых и косвенных затрат на транспортном предприятии. Это следует делать для выявления возможных резервов снижения затрат по отдельным статьям затрат. Распределение затрат на прямые и косвенные позволит руководству вести учет и формировать полную стоимость транспортных услуг. Чем шире перечень услуг, предоставляемых транспортной компанией, тем выше сумма косвенных затрат. На транспортных предприятиях со сложной организационной структурой существует особая структура затрат в сторону увеличения в ней доли косвенных затрат. Это, в свою очередь, усложняет процесс распределения косвенных затрат по их объектам. В этом случае возникает необходимость применения коэффициентов распределения косвенных затрат. Положительный эффект от управления затратами на транспортном предприятии ожидается при системном подходе к решению этих проблем. При успешном использовании системы управления затратами на транспортном предприятии можно определить наиболее выгодные инвестиционные возможности, сократить непроизводительные затраты и выявить доступные ресурсы снижения затрат [4].
На первом этапе, прежде всего, определяются объемы транспортных услуг. Далее производится расчет норм расхода материалов и энергоносителей для каждой отдельной услуги. После этого устанавливается стоимость по видам работ. В конечном счете, все это позволяет рассчитать переменные затраты на одну услугу, то есть те, которые будут меняться пропорционально объемам производства.
Затем необходимо определить постоянные затраты. В этом случае перед руководством транспортной кампании встает вопрос о том, будет ли транспортная компания предоставлять услуги или нет, нужно ли будет освещать и отапливать здания, охранять склады, выплачивать заработную плату управленческому персоналу, начислять амортизацию на основные средства, платить налоги. Размер этих расходов зависит от потребности в услугах, а также от объема их предоставления. В краткосрочной перспективе у руководства транспортной компании нет возможности менять производственные мощности предприятия, поскольку эти затраты являются постоянными [8].
Теперь необходимо обратиться к системе управления затратами в краткосрочной перспективе при условии предоставления постоянного объема транспортных услуг. Стратегия управления затратами связана с изменением неизбежных затрат, поскольку в результате инвестирования в основной капитал транспортного предприятия все затраты будут переменными.
Одной из главных проблем управления транспортной компанией является проблема процесса управления расходами — это наличие хорошего дохода, то есть значительной доли чистой прибыли в выручке транспортной компании.
Чтобы обеспечить высокий доход, необходимо определить центры затрат и прибыли на транспортном предприятии и организовать систему взаимодействия между ними. Для этого необходимо утвердить внутренние цены на транспортные услуги и сервисные услуги, которые подразделения компании предоставляют друг другу. Центрами прибыли могут быть подразделения транспортной компании, в которых легко сравнить расходы с полученной выручкой [1].
Методы учета расходов являются приоритетными в системе бюджетирования транспортной компании. Основными методами учета затрат и расчета стоимости услуг транспортной компании являются позаказный и попроцессный методы.
Разделение позаказного и попроцессного методов основано на методологии калькулирования услуг транспортной компании. Калькулирование себестоимости транспортных услуг также облегчает процессы планирования и контроля на различных уровнях управления транспортным предприятием.
Попроцессный (попередельный) метод используется для определения средней себестоимости предоставляемых транспортных услуг. Этот метод используется в случаях, когда практически невозможно определить расходы, связанные с отдельными единицами затрат, из-за непрерывного характера производственного процесса.
При использовании попроцессного метода учета затрат и калькулирования себестоимости транспортных услуг используется следующая схема:
1) учет затрат на основании первичных документов по прямым расходам и по комплексным;
2) распределение затрат по определенным процессам;
3) расчет суммы общей величины затрат;
4) распределение затрат в зависимости от характера транспортной услуги.
5) расчет себестоимости оказываемой транспортной услуги за определенный месяц.
Кроме того, в качестве рекомендаций по эффективному учету расходов на транспортном предприятии может быть рассмотрен процесс формирования бюджета доходов и расходов.
Бюджет доходов и расходов (далее — БДР) предназначен для определения экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности транспортного предприятия, определения прибыли (убытка) от продаж и чистой прибыли. Для целей планирования доходы и расходы признаются по методу начисления. Доход признается в том периоде, в котором он запланирован, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав.
Бюджетирование должно основываться на следующих принципах [10]:
— унификация состава бюджетного пакета для каждого типа участников бюджетного процесса;
— унификация структуры бюджета и состава бюджетных статей для всех участников бюджетного процесса;
— совместимость операционного, вспомогательного и специального бюджетов с основными бюджетами;
— обеспечение возможности составления консолидированного бюджета.
При внедрении этих методических рекомендаций руководство транспортной компании сможет повысить финансово-хозяйственную дисциплину, что, в свою очередь, отразится на рациональном использовании затрат компании.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что бюджетирование в транспортной кампании является одним из приоритетных направлений управления и является ведущей технологией финансового планирования затрат, а также основным инструментом в организации производственной деятельности.
Предприятия транспорта, неукоснительно руководствующиеся внедренной системой учета затрат, в современных рыночных условиях являются весьма прибыльными и успешными.
С помощью системы бюджетирования руководству транспортной компании будет легче принимать решения, минимизировать себестоимость оказываемых услуг, увеличить прибыль предприятия. Чем выше качество финансового планирования, тем выше качество управления транспортной компанией. Регулярное составление прогнозных вариантов бюджета с последующим контролем их выполнения будет способствовать эффективному управлению транспортной компанией.
Литература:
- Андреева В. В. Управление затратами в логистической деятельности коммерческой организации // Colloquium-Journal. 2021. № 18–2 (105). 35–37с.
- Аникин Б. А. Логистика производства: теория и практика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев; отв. ред. Б. А. Аникин. М.: Юрайт, 2019. 454 с.
- Бабич Д. С., Дащинский Я. В. Мероприятия по оптимизации логистических затрат // Студенческий вестник. 2022. № 1–7 (193). 25–26с.
- Боярчук Н. К., Дырченкова Ю. А. Логистические затраты предприятия // Экономика и предпринимательство. 2021. № 10 (135). 1141–1145с.
- Клюева С. Л. Понятие логистических затрат и анализ затрат по процессам // Академическая публицистика. 2021. № 10–2. 60–67с.
- Кобзева Е. В., Ерёменко М. С. Разработка логистической стратегии предприятия, направленной на снижение логистических затрат // Экономический вестник Донбасского государственного технического института. 2021. № 10. 65–71с.
- Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. М.: Книжный мир, 2019. 350 с.
- Лошкарева А. П. Особенности учета затрат грузоперевозок в транспортных компаниях // Студенческий. 2022. № 18–1 (188). 45–49с.
- Лукинский В. С. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. М.: Юрайт, 2018. 359 с.
- Максимова О. О. Бюджетирование как процесс планирования логистических затрат // Студенческий. 2022. № 18–7 (188). 2–14с.