В статье на основе положений нормативно-правовых актов и на воззрении специалистов раскрыто содержание понятия «коммерческая тайна». Главное внимание уделено способам и мерам защиты информации, составляющей коммерческую тайну.
Ключевые слова: конфиденциальная информация, конкуренция, коммерческая тайна, секрет производства, ноу-хау, право на доступ к информации, режим коммерческой тайны.
Одной из наиболее острых из современных проблем, связанных с институтом коммерческой тайны, является обеспечение права лица на ее защиту. С развитием технологий информация приобрела особую значимость. Она в условиях бурного роста информационно-коммуникационных технологий является одним из самых востребованных товаров. Но следует признать, что и изначально в условиях трансформации труда, с реформированием товарного рынка и углублением конкуренции, которая всегда требует от производителей получения превосходства над конкурентами, существовала необходимость в сохранении информации. Факт того, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта во многом зависит от сохранности информации, составляющей коммерческую тайну, никогда не вызывала сомнений, от эффективности мер обеспечения защиты информации о секретах производства, инновациях. Одной из важнейших составляющих успешности предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентное преимущество и возможность получения наибольшей коммерческой выгоды, было и остается обеспечение сохранности коммерческой тайны.
Сложность проблематики защиты коммерческой тайны заключается в том, что она регламентируется нормами гражданского, трудового, административного и другого законодательства. Указание на это обстоятельство содержит Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», где коммерческая тайна рассматривалась как сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Таким образом, становление законодательства о коммерческой тайне изначально исходило из того факта, что ее регламентация будет иметь сложный характер в силу необходимости регулирования правоотношений разного содержания [4].
Согласно Федеральному закону от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [2]. Гражданский кодекс РФ в действующей редакции не содержит специальной статьи, раскрывающей понятие коммерческой тайны, но в редакции ГК РФ 2006 г., в ст. 139 речь шла о сведениях, составляющих коммерческую тайну, к которым была отнесена информация, наделенная следующими свойствами: во-первых, обладающая коммерческой ценностью в силу неизвестности третьим лицам; во-вторых, защищенная от доступа предусмотренными ГК РФ и иными законами способами; в-третьих, охрана ее конфиденциальности возложена на ее обладателя [1].
Такой подход можно считать вполне оправданным в силу следующих обстоятельств. Во-первых, коммерческая информация, будучи информацией, является самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В силу этого базовым нормативно-правовым актом, регулирующим режим ограничения доступа к определенной информации, является ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где в ст. 9 указано, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такого рода информации и ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. Во-вторых, в состав коммерческой тайны включен целый ряд разнородных сведений (базы данных, ноу-хау), существо, сохранность и защита которых требует различных подходов и в силу чего регламентируется разными законодательными нормами. Однако, несмотря на разнородный характер самой информации, что применительно именно к информации является объективной данностью, само право на коммерческую тайну, что и лежит в основе механизма защиты, имеет одно содержание. Оно предполагает наличие следующих правомочий: 1) использовать коммерческую информацию в гражданском обороте, что предполагает наличие возможности ее создавать, передавать, распространять предусмотренными законом способами; 2) использовать коммерческую тайну в процессе предпринимательской деятельности в целях извлечения выгоды; требовать от иных лиц придерживаться норм поведения, обеспечивающих пользование этими возможностями; 4) требовать обеспечения государственной защиты в случае нарушения права на коммерческую тайну [3].
Воззрения специалистов на существо коммерческой тайны в целом сродни законодательному подходу. Так, по мнению Давыдовой О. Б., коммерческую тайну можно определить, как совокупность конфиденциальных данных, не являющихся государственной тайной, представляющих из себя определенную долю ценности для субъекта предпринимательства, при разглашении которых велика вероятность нанесения ущерба организации [6].
Коммерческая тайна, по мнению Позднышевой Н. С., представляет собой совокупность информации, обеспечивающей перспективную деятельность организации, представляет для конкурентов особый интерес, обеспечивает особый набор преимуществ, которые носят скрытый от третьих лиц характер [10].
Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспечении субъекту права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну возможность засекретить эту информацию от посторонних лиц и потребовать, чтобы эти лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации [8].
Таким образом, к информации, составляющей коммерческую тайну, можно отнести сведения любого характера, в силу чего законодательством перечень информации, которую можно отнести к коммерческой тайне, не ограничен. Однако, она должна обладать рядом обязательных признаков: 1) конфиденциальность: информация не должна быть в свободном доступе; 2) ценность информации: обладание ею должно сулить экономическую выгоду; 3) ограничение доступа к ней на законном основании, в силу чего получение ее третьими лицами возможно только незаконным путем; 4) она не должна входить в список информации, которая не может составлять коммерческую тайну в силу закона [5]. Суммируя сказанное, приходим к заключению, что основными отличиями коммерческой информации являются то, что это сведения любого характера, которые имеют действительную или потенциальную ценность, в отношении которых их обладателем введен режим коммерческой тайны, в силу чего они неизвестны третьим лицам, которые не имеют к ним законного свободного доступа и могут его получить только с согласия обладателя. Коммерческая тайна представляется чем-то абстрактным, поэтому информация, являющаяся ее содержанием, должна быть выражена на материальном носителе. Она не имеет строго ограниченного содержания, поэтому многие авторы понятия «ноу-хау» и «коммерческая тайна» отождествляют, утверждая, что секрет производства и составляет коммерческую тайну. Дополнительным фактором, указывающим на связь данных институтов, указывает идентичность понятий «ноу-хау» и «информация, составляющая коммерческую тайну» [7].
Режим защиты — обязательное требование режима коммерческой тайны, обусловленное самим существом категории тайны. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, кражи, хищения, фальсификации, копирования, предоставления, распространения, утечки, передачи конкурентам, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации. Согласно ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» охрана конфиденциальности коммерческой информации обеспечивается ее обладателем и она предполагает по меньшей мере: 1) составление перечня информации, составляющей коммерческую тайну, ее маркировку (нанесение на материальные носители, включение в перечень реквизитов) соответствующим грифом и указание полных данных обладателя; 2) ограничение доступа к такой информации путем установления порядка обращения с коммерческой информацией и контроля за ним; 3) осуществление учета лиц, допущенных к информации, а также лиц, которым она была передана или предоставлена на законных основаниях; 4) обеспечение регулирования отношений в сфере обращения и использования коммерческой информации на основании трудовых договоров (с работниками) и гражданско-правовых договоров (с контрагентами). И несомненно, необходимо установить условия, которые позволят обеспечить сохранность и защиту коммерческой тайны на всех этапах деятельности предприятия.
Таким образом, режим коммерческой тайны предполагает применение мер, направленных на охрану конфиденциальности данной информации. При этом российское законодательство, устанавливая лишь общие принципы и основы правового регулирования режима коммерческой тайны, дает право обладателю самому устанавливать режим конфиденциальности и объем принимаемых мер, среди которых вышеназванные имеют характер обязательного минимума. Итак, следует констатировать, что защита конфиденциальной информации во многом зависит от действий заинтересованного лица. Обладатель права единолично решает, как и какими средствами сохранить и защитить информацию. Поэтому право на коммерческую тайну, по сути, есть право на установление монополии лица на определенную информацию при условии наличия предусмотренных законом требований по ее охране. В вопросе неправомерного использования информации всегда возникали сложности при определении состава убытков. В наши дни при решении этого вопроса нельзя не учитывать растущую роль информационного фактора. Следует исходить из осознания того, что злоупотребления в сфере информации с неизбежностью негативно сказываются на реализации прав граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства в целом.
Заметим, что институт коммерческой тайны имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Отрицательная сторона выражается в возможности сокрытия теневой экономической деятельности под видом коммерческих секретов и осуществлении недобросовестной конкуренции. Данный институт, к сожалению, в нескольких формах тесно взаимодействует с теневой экономикой. С одной стороны, коммерческая тайна подвергается посягательствам со стороны лиц, жаждущих завладеть ценными сведениями, им не принадлежащими, в этом случае на нее направлено действие теневых институтов извне. С другой стороны, под видом коммерческой тайны могут скрываться теневые и нелегальные процессы (недобросовестный предприниматель может скрывать под коммерческой тайной теневой институт или же скрывать его) [9].
Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы отметить, что, конфиденциальность информации и проблема ее правовой защиты занимают одно из центральных мест в российском праве. Информация ограниченного доступа является объектом правовой охраны до тех пор, пока она сохраняет свое самое главное качество — конфиденциальность. На наш взгляд, современное законодательство РФ в недостаточной мере регламентирует защиту информации, составляющей коммерческую тайну. Нормы права, устанавливающие меры защиты коммерческой тайны, нуждаются в совершенствовании.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 128.
2. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г., № 32, ст. 3283.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 12.12.2023) // СПС «Консультант-Плюс».
4. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. Указов Президента РФ от 23.09.2005 г. № 1111 от 13.07.2015 № 357).
5. Давидянц Т. Э. Коммерческая тайна предприятия как способ борьбы с недобросовестной конкуренцией. Экономика и управление. Cборник научных трудов. Санкт-Петербург. 2017. С. 130–134.
6. Давыдова О. Б. Коммерческая тайна и меры по ее защите // Вестник науки и образования. 2018.
7. Кончаков А. Б., Матвеева И. А. Соотношение понятий «коммерческая тайна» и «секрет производства» (ноу-хау) // Современная научная мысль. 2020. № 2. C. 194–197.
8. Пескова Д. Р. Механизм формирования коммерческой тайны как фактор развития современного предпринимательства: автореф. дис. док. экон. наук. Уфа: БАГСУ, 2011. 24 с.
9. Пескова Д. Р. О проблеме негативных аспектов коммерческой тайны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 10. C. 57–61.
10. Позднышева Н. С. Ключевые проблемы в сфере коммерческой тайны // Юридический факт. — 2017.-№ 13.- С.103–108.