В данной статье рассматривается материал о важности и актуальности развития творческих способностей детей дошкольного возраста и анализируется понятие «творческие способности».
Ключевые слова : ФГОС, способности, творческие способности, задатки, дошкольник, виды творчества.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта в процессе дошкольного образования одной из важнейших задач является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста, развития творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей была рассмотрена в работах многих отечественных исследователей, таких как Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, В. Д. Шадриков, В. П. Пархоменко и других. Дошкольный возраст рассматривается учеными как благоприятный период для развития творческих способностей.
Творчество проявляется через наличие у человека особых способностей, настойчивого мотива, глубоких знаний и, конечно же, мастерства. Совместно они помогают создать произведение, отличающееся актуальностью и оригинальностью.
Четкое понимание сущности творческих способностей и их природы заставляет нас вникнуть в суть понятия «творчество». В современной научной литературе выделяют несколько подходов к пониманию творчества: прагматический, психодинамический, психометрический, познавательный, социально–личностный и интегративный [2].
В рамках прагматического подхода к творчеству, его механизмы рассматриваются как второстепенные по отношению к его развитию и приемам стимуляции. Этот подход был исследован и описан в работах А. Ф. Осборна и Д. Л. Адамса [2]. Важно отметить, что в данном контексте акцент делается на активности, целях и результатах творческого процесса, а не только на его внутренней механике. Основной интерес состоит в том, каким образом стимулы и мотивация влияют на создание и развитие творческих идей. Таким образом, творчество рассматривается в контексте его практической функции и применения, а не только как механический процесс. Этот подход открывает новые возможности для изучения и понимания механизмов и факторов, влияющих на творческую продуктивность и инновационный потенциал человека [4].
Психодинамический подход к изучению творчества основан на идее о взаимосвязи сознания и бессознательного. Этот подход был разработан такими известными учеными, как Зигмунд Фрейд и Абрахам Ротенберг [4]. Они считали, что внутренние конфликты, скрытые желания и неосознаваемые эмоции имеют глубокое влияние на творческий процесс.
Психометрический подход, наоборот, уделяет большее внимание проблеме измерения и развития творческих способностей. В рамках этого подхода использовались стандартизированные инструменты, разработанные Джойс Гилфордом и Полом Торрансом, для диагностики творческих способностей [4].
В итоге, все эти подходы вместе способствуют более глубокому и всестороннему пониманию творчества. Психодинамический подход подчеркивает роль бессознательного, психометрический подход помогает измерить и оценить творческие способности, а познавательный подход подчеркивает важность особого когнитивного процесса. Вместе они помогают разделить и изучить различные аспекты творческого процесса и его результатов. [4]
В рамках социально-личностного подхода исследователи уделяют внимание индивидуальным различиям, мотивации и социокультурной среде как факторам, способствующим творчеству. Интегративный подход позволяет понимать творчество как результат взаимодействия различных условий. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивации, знаний и навыков, которые помогают создать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Творчество определяют как деятельность, порождающая что–то совершенно новое и ранее неизвестное. Оригинальность является одним из ключевых аспектов творческого созидания, хотя не является единственным.
К моменту старшего дошкольного возраста у детей уже сформированы базовые навыки для самостоятельного творчества. Они проявляются в искусственно–творческой деятельности, позволяя детям создавать оригинальные идеи, воплощать их в своих работах и использовать разнообразные творческие приемы. Важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста играют волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, способствующие воплощению творческих идей. Существует множество исследований, посвященных различным аспектам развития творческих способностей. Например, в своем научном исследовании исследователь С. С. Суровцев изучал физиологические предпосылки развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и выявил, что ключевым элементом развития творчества в этом возрасте является продуктивная деятельность [3].
Способности рассматриваются как сложное систематическое образование. Их можно разделить на две категории: общие и специальные. Общие способности являются общим свойством нервной системы и проявляются в продуктивности психической деятельности. Специальные способности специализированы в соответствии со своим назначением и выступают как общие способности, приобретшие черты оперативности. Творческие способности — это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности разного рода. Они представляют собой некий сплав особенностей и качеств, которые влияют на успешность в разных видах деятельности. Процесс творческого развития начинается еще в раннем дошкольном возрасте.
Важнейшую роль в развитии творческих способностей играют интересы и склонности, индивидуально-психологические особенности, а также волевые проявления, такие как самостоятельность и инициативность. Особенно важную роль играет художественно–творческая деятельность, которая способствует психическому и личностному развитию ребенка.
Таким образом, творческие способности предполагают наличие у человека специальных особенностей и качеств, которые помогают ему успешно выполнять творческую деятельность. Они формируются уже в раннем возрасте и зависят от интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и волевых проявлений личности.
Литература:
1. Выготский Л. С. Воображение в детском творчестве [Текст]. М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
2. Лук А. Н. Психология творчества [Текст]. — М.: Академия, 2023. — 336 с.
3. Суровцев С. С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников [Текст]: Автореф. дис. канд. псих. наук. — СПб., 2020. — 22 с.
4. Леонтьев А. Н. О формировании способностей [Текст] // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студентов / Сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 2014. — С. 46–55.