В статье автор исследует правовые нормы в области международного права, а также внутреннее законодательство Российской Федерации, которые регулируют деятельность консульских учреждений.
Ключевые слова: консульство, консул, функции консульский учреждений, Венская конвенция о консульских сношениях.
Посольства и консульства являются важным инструментом правительства во всем мире, которые используют их для поддержания высокого уровня взаимодействия с другими странами. Хотя эти дипломатические учреждения расположены на иностранных территориях, они считаются юрисдикцией страны, которую они представляют, а не властей страны их пребывания. Посольства и консульства позволяют правительствам создавать политические альянсы, поддерживать культурные и торговые отношения и облегчать поездки между гражданами своих территорий.
Главными источниками в области консульского права на территории Российской Федерации являются следующие документы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), где в ст.86 указаны полномочия президента Российской Федерации относительно дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами. [1]
Концепция внешней политики Российской Федерации № 229 от 31.03.2023 [2], в которой отражаются взгляды на национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, базовые принципы, стратегические цели, основные задачи и приоритетные направления внешней политики Российской Федерации, а также Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» [3], в которым установлены принципы и основы деятельности в области консульского права, как для учреждений, так и конкретизированы права и обязанности консулов. Помимо данных нормативных актов есть также Указ Президента РФ от 05.11.1998 № 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации» [4] и другие нормативные правовые акты, к которым относятся Положение о Министерстве иностранных дел, Положение о почетном консуле Российской Федерации, приказы Министерства иностранных дел, постановления Правительства и ряд иных [5, 6].
Соответственно, на международном уровне нормативно-правовые документы, связанные, в том числе с Российской Федерацией являются следующие [7]: универсальным документом является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года [8], известными региональными Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 [9] года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года [10]. Конечно же, немаловажную роль занимают и двусторонние договоры, которые начали заключаться еще в XII-XIII веках.
Хотелось бы, конечно, сделать акцент на процессе создания Конвенции 1963 года, ведь это один из главных многосторонних договоров на международной арене в области консульского права, ведь это является практически универсальным документом, который был разработан ООН и принят на конференции в Вене, воплощающим в себе кодификацию и прогрессивное развитие норм международного права по консульским вопросам. Конвенция регламентирует основные вопросы консульских отношений: порядок их установления и осуществления, создание консульских учреждений, их функции, преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений и их персонала, а также их обязанности в отношении государства пребывания, правовое положение почётных консулов и т. д. Одновременно с Венской Конвенцией были приняты два факультативных протокола: о неприменении законов государства пребывания о приобретении его гражданства к работникам иностранных консульских учреждений и об обязательной юрисдикции Международного суда ООН по спорам относительно толкования или применения конвенции.
Общепризнанными принципами во взаимодействии государств на международной арене являются следующие:
— суверенное равенство государств, каждое государство уважает суверенность другого в его пределах, соответственно, всевозможные ветви власти, а также ведение внешней политики.
— невмешательство во внутренние дела того или иного государства.
— принцип взаимности широко используется в области дипломатии и консульств, поскольку страна пребывания предоставляет аккредитующему государству, как физическим, так и юридическим лицам некоторые права, а также всевозможные льготные условия и привилегии при условии, что те же лица пользуются аналогичными правами, льготами и привилегиями на территории данного государства.
— принцип реторсии. Соответственно, одно государство совершает ответные действия в отношении другого, в целях восстановления нарушенных прав. Например, введение дискриминационного контроля паспортов, повышение налогов и сборов, выражение отказа в совершении остановки на территории государства, неважно на самолете, на судне или ином транспорте.
— принцип недискриминации, когда права граждан и прибывающих равны, также и для организаций.
Существуют еще и частные принципы, связанные с консульской областью. Ранее было упомянуто насчет того, что установление дипломатических отношений ведет к установлению и консульских, если иное не оговорено. Консульские отношения могут устанавливаться в независимости от дипломатических, то есть неважно отсутствуют дипломатические отношения вовсе или же по определенным причинам они были разорваны. Функции в области консульской деятельности могут выполняться не только консульскими учреждениями, но и дипломатическими, конечно, для их осуществления необходимо учреждению получить экзекватуру от государства пребывания. Безусловно, государство пребывания имеет право регулировать численность персонала в консульском учреждении, также, должностными лицами консульства назначаются из граждан государства пребывания, а если же из третьего государства, то на это необходимо согласие государства пребывания. Кроме того, государство пребывания может выражать поддержку относительно содержания помещения консульства на своей территории. Государства вправе установить особый режим консульских отношений, заключив двусторонний договор.
Одной из главных задач консульских должностных лиц является информирование своего государства об экономической, культурной, коммерческой и научной жизни государства пребывания. Выполнение этих задач осуществляется посредством регулярной связи консула со своим правительством, а также с дипломатическим представительством направляющего государства посредством обмена информацией, отчетами и инструкциями, относящимися к вопросам, входящим в их рабочий круг. В этом отношении свобода общения означает право консульского должностного лица использовать все надлежащие способы общения, такие как: использование дипломатические или консульские курьеры, дипломатические или консульские вализы, дипломатическая корреспонденция, зашифрованные документы. С другой стороны, государство пребывания обязано обеспечить свободное перемещение консульского багажа, соответственно, свободное передвижение консульских или дипломатических курьеров. За исключением свободы общения, государство пребывания обеспечивает свободу передвижения и поездок по своей территории всем сотрудникам консульского учреждения.
Соответственно, консул — это такое должностное лицо, которое назначила одна сторона на территории другого государства для выполнения определенных задач и функций в качестве представителя. Способ назначения консула и его отнесения к определенному классу тесно связано с внутренним законодательством страны-пребывания, то есть аккредитующей.
Функции консульских учреждений и дипломатических представительств представляют собой защиту прав и интересов Российской Федерации, а также граждан нашей страны и юридических лиц за пределами.
Рассмотрим функции консульских учреждений:
— вопросы гражданства (приобретение, прекращение, определение наличия или отсутствия гражданства РФ);
— оформление и выдача виз, свидетельств на въезд и возвращение, оформление паспортов;
— осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;
— осуществление защиты интересов граждан, которые попали под арест, оказались заключены в тюремное содержание, задержаны, принятие мер для поиска, пропавших без вести, перевозка умерших;
— оказание помощи в реализации волеизъявления относительно избирательных прав;
— регистрация актов гражданского состояния;
— нотариальные действия (удостоверение сделок, устанавливать верность копии, подлинность подписи, верность перевода, принимать меры по охране наследованного имущества, удостоверять сведения о лицах и т. д.);
— консульская легализация документов. В настоящее время существует два вида легализации: консульская легализация и апостилирование.
Права и обязанности государств при отправке и приеме консульских представителей составляют предмет области консульских отношений. Закон, касающийся консульских отношений, регулирует процесс аккредитации консульских представителей, обязательства государства пребывания по содействию осуществлению консульских функций, иммунитеты, которыми пользуется представляемое государство в отношении помещений, которые оно использует, и функций, которые оно выполняет, а также иммунитеты, которыми пользуются консульские учреждения. Этот свод законов также относится к отдельным гражданам направляющего государства, поскольку консулы выполняют функции, связанные с деятельностью их граждан на территории принимающего государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации произошли множественные изменения в работе консульских учреждений. В связи с политическими событиями многие посольства и консульства были принудительно закрыты, особенно в европейских странах и странах Прибалтики. Однако сама работа консулов не прекращается, так как происходит смена интересов России на другие регионы мира, тем самым открывая новые учреждения в дружественных странах.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Консульский устав Российской Федерации» от 05.07.2010 N 154-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 05.11.1998 N 1330 (ред. от 21.08.2012) «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации»
- Тамаева, Т. Т. К вопросу об истории и источниках консульского права / Т. Т. Тамаева // Право. Общество. Государство: сборник научных трудов студентов и аспирантов / отв. ред. Е. В. Трофимов. Том 7. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. — С. 151–154. — EDN LAVVLR.
- Торшина О. М. Тенденции развития консульского права. Московский журнал международного права. 2009;(2):263–282. https://doi.org/10.24833/0869–0049–2009–2–263–282).
- Аль, А. Н. Международное право: учебник / А. Н. Аль, Р. Абдель. — Москва: РУТ (МИИТ), 2020. — 398 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/188684 (дата обращения: 04.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- «Венская конвенция о консульских сношениях» (заключена в г. Вене 24.04.1963)
- Каракасская конвенция о консульских функциях в 1911 г.
- Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г.
- Плотникова, О. В. Консульские отношения и консульское право: учебник / О. В. Плотникова, О. Ю. Дубровина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 144 с. — ISBN 978–5–91768–667.
- Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1052220 (дата обращения: 21.12.2023). Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации»