В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая среда». Автором составлен перечень цифровых образовательных ресурсов по познавательному развитию для совместного использования дошкольником и взрослым, обоснованы аспекты безопасности, эффективности, доступности каждого из них.
Статья будет полезна практикующим педагогам в сфере дошкольного образования, родителям дошкольников, особенно тем, кто занимается вопросами подготовки детей к школьному периоду.
Ключевые слова: познавательное развитие, познавательная активность, дошкольное образование, цифровая образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, дистанционные образовательные платформы.
The article reveals recommendations on the organization of cognitive development of children in the digital educational environment in preschool institutions. The basis of the content of the article is the main interpretations of the concepts of «cognitive development» (according to the historical principle) and «digital environment». The author has compiled a list of digital educational resources on cognitive development for joint use by preschoolers and adults, and justified the aspects of safety, effectiveness, and accessibility of each of them.
The article will be useful for practicing teachers in the field of preschool education, parents of preschoolers, especially those who deal with the preparation of children for the school period.
Keywords: cognitive development, cognitive activity, preschool education, digital educational environment, electronic educational resources, distance learning platforms.
Научно-педагогические исследования наполнены тезисами о современном мире, его укладе, влиянии на все сферы жизнедеятельности. Довольно объяснимые факты, которые еще в давние времена описал великий философ Гераклит: «Всё течёт, всё меняется…».
Организация познавательного развития детей дошкольного возраста не стала исключением. Само познавательное развитие в современном аспекте позиционируется как образовательная область Стандарта. Но у данного понятия есть огромный фундамент и опора.
В труде «Теория и технологии познавательного развития детей дошкольного возраста» составители выделили особое первое место параграфу об историко-педагогических аспектах познавательного развития детей дошкольного возраста, который раскрывает существенные позиции об великих ученых, практиковавших педагогов, психологов, которые в своих исследованиях раскрывали компоненты понятия «познавательное развитие» [3].
С конца ХХ века процесс раскрытия компонентов понятия «познавательное развитие» начался с истории педагогической деятельности великих педагогов: Я. А. Коменского (о способности к познанию божественного), Д. Локка (совершенство нашего разумного), Ф. Фребеля (развивающее воспитание), П. Кергомара (уроки предметности), М. Монтессори (воспитание на основе чувств, развитие сенсорики). Об умственном развитии наполнены работы К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, П. П. Блонского, М. Х. Свентицкой, В. А. Сухомлинского (умственное развитие), А. М. Леушиной, А. В. Запорожца и многих других.
Остановимся на трактовке понятия «познавательное развитие» под авторством Д. Б. Эльконина, который объяснял его как «сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность [4].
В самом современном аспекте сущность и трактовка данного понятия определяется положениями Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [1], которые привели к изменениям в ФГОС ДО с 17 февраля 2023 года. В аспекте данной темы интересен пункт 2.6 настоящего ФГОС ДО, он расширился содержательными задачами к требованиям деятельности по образовательным областям, включая исследуемую.
Для наглядности приведем сводную таблицу изменений пункта 2.6 в ФГОС ДО от 2019 года и ФГОС ДО с дополнениями от 17 февраля 2013 года по содержанию области «Познавательное развитие».
Таблица 1
Изменения пункта 2.6 в ФГОС ДО по содержанию образовательной области «Познавательное развитие»
ФГОС ДО 2019 |
ФГОС ДО 2023 |
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; – формирование познавательных действий, становление сознания; – развитие воображения и творческой активности; – формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
– развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; – освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; – формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; – формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; – формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; – формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; – формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. |
Понимание сущности понятия познавательное развитие дает право рассматривать его организацию в цифровой образовательной среде. Последний пункт таблицы выдержки из ФГОС ДО от 2023 года довольно твёрдо подтверждает данное утверждение.
Сама цифровая образовательная среда так же изучается и рассматривается в психолого-педагогической литературе, учебно-методических пособиях. Хотелось бы отметить современное издание об организации цифровой среды в детском саду автора Н. Н. Новик, который после исследования при поддержке Министерства науку и высшего образования РФ, а также института психологии и образования Казанского федерального университета позиционирует трактовку педагогического понятия «цифровая среда» как «искусственную среду обитания, которая является результатом деятельности человека. Она основывается на способности человека адаптировать технологии под свои нужды, состоит из специализированных экосистем, включающих в себя в том числе экосистему общественных отношений» [2, стр. 11].
Рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО определенно таковы, что практику работы воспитателей, содержание непосредственно образовательной деятельности следует пополнять возможностями цифровых образовательных платформ и ресурсов. В данном аспекте не стоит забывать про сотрудничество педагогов и родителей воспитанников ДОУ, с которыми можно поделиться используемыми безопасными и проверенными ресурсами для полезного времяпрепровождения дома совместно с ребенком.
Речь идет о цифровых образовательных ресурсах для дошкольников, которых за последние 3 года в сети накопилось немало. Тенденции сводятся к тому, что многие платформы становятся платными, какие-то по-прежнему с открытым доступом, некоторыми можно пользоваться пробно, затем продлевать.
Исследуя самые эффективные, интересные и занимательные образовательные ресурсы для совместной работы ребенка со взрослым, был составлен перечень из 5 рекомендуемых для педагогов цифровые платформы или сервисы, которые полностью доступны и бесплатны.
Ресурс «Играемся» вмещаем в себя интерактивные игры различной направленности: на логику, мышление, память, а также пазлы, загадки и ребусы. Преимущество данного сайта в отсутствии рекламы и легкости интерфейса, удобстве использования на интерактивных досках совместного использования в группах детского сада. Создателями игр предусмотрено музыкальное и звуковое сопровождение к играм, в зависимости от тематики курсор превращается в кисть или руку, в конце выполнения задания появляется окно с оценкой деятельности. Большим преимуществом можно отметить то, что неправильное задание не выдается за ошибку, а дается возможность «подумать еще» или «проверить еще раз», не вызывающая у детей ситуации неуспеха.
«Ладушки» или «Живая азбука» — целый сайт для ребенка. «Бери и играй» — девиз создателей сайта. Сайтом могут пользоваться дети, начиная со среднего дошкольного возраста. В аспекте темы по познавательному развитию этот ресурс интересен по рубрике «Учимся считать», где собрано более 10 игр, которые не оставят равнодушными даже взрослого человека. Гонки в сочетании с порядковым счётом или нарядная новогодняя елка с заданием: «Наряди меня нужным количеством шаров». Понятные задания для детей, а также бонусные занимательные игры, личностно новые для детей такие как «Крестики-нолики» находятся на данном ресурсе.
«Обучаемся, развиваемся, развлекаемся» — слоган, который описывает сайт «Дети-Онлайн». Покажется странным, как этот сайт связан с познавательным развитием, если здесь собраны песни, стихи, басни и мультики. Объясним этот факт тематикой этих и других рубрик. Загадки по формированию элементарных математических представлений, на логику, смешные и занимательные, а также раскраски по названию геометрических фигур, распечатки для взрослых и педагогов по работе с детьми (карточки Домана, лабиринты, вырезание, рисование по точкам, а также шаблоны для театра теней) — большой арсенал полезных вещиц, собранных в одном месте.
Ни для кого не секрет, что на портале видеохостинга можно найти любую познавательную информацию, начиная от интересов малыша, заканчивая людьми пожилого возраста. «Компьютер для детей — легко и просто» — тот плейлист с подборкой мультфильмов для повышения компьютерной грамотности детей старшего дошкольного возраста в формате вебинарной комнаты. Вместе с детьми ведущий говорит о возникновении информатики, как устроен компьютер, в ходе «уроков» дети узнают секреты компьютера, клавиатуры и мыши, чем обосновывается открытие для детей новой для себя информации. В плейлисте на данный момент 10 видео, но сам канал развивается, соответственно создатели будут продолжать работу над публикацией дальнейших развивающих видео в данном плейлисте.
В октябре 2022 года от Академии Минпросвещения России были опубликованы 10 видеороликов для повышения цифровой грамотности детей. Названия публикаций вызывают интерес даже у взрослых: о каком пароле-трансформере пойдет речь? для чего телефону «запаска»? и многие другие. Качество коротких роликов не только в доступности содержания материала, но и в его новизне, пользе для каждого пользователя современными гаджетами.
В заключении стоит отметить, что самой важной методической рекомендацией станет развитие педагогов в русле повышения профессиональной компетентности и подготовке к реализации новейших веяний в образовании, повышая из раза в раз уровень творческой активности, мастерства и заинтересованности в развитии будущего поколения.
Литература:
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ № 1028: [Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.]. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435832/ (дата обращения: 20.12.2023).
- Новик, Н. Н. Организация цифровой среды в детском саду: учебно-методическое пособие / Н. Н. Новик. — Казань: Казанский университет, 2022. — 87 с. — Текст: непосредственный.
- Теория и технологии познавательного развития детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т. В. Газизова, З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Т. А. Колесникова [и др.]. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. — 164 стр. — Текст: непосредственный.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. — Москва: Просвещение, 2000. — 182 с. — Текст: непосредственный.