В статье исследуется проблема развития познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предметом исследования является экспериментирование как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников. В научно-исследовательской статье представлен ход опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Подчеркивается значимость экспериментирования в детском саду. Представлены методики исследования на выявление уровня познавательного интереса у детей, которые были проведены в ходе опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Выявлена связь между развитием познавательного интереса и детским экспериментированием. В результате выявлено, что через детскую экспериментальную деятельность повышается уровень познавательного интереса у дошкольников.
Ключевые слова: экспериментирование, экспериментальная деятельность, дошкольный возраст, познавательный интерес.
The article examines the problem of developing cognitive interest in preschoolers through experimental activities in a preschool educational institution. The subject of the study is experimentation as a means of developing cognitive interest in older preschoolers. The research article presents the course of experimental work with preschool children. The importance of experimentation in kindergarten is emphasized. Research methods are presented to identify the level of cognitive interest in children, which were conducted during experimental work with preschool children. The connection between the development of cognitive interest and children's experimentation has been revealed. As a result, it was revealed that through children's experimental activities, the level of cognitive interest in preschoolers increases.
Keywords: experimentation, experimental activity, preschool age, cognitive interest.
С началом работы ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В этом отношении особенно важна стандартизация дошкольного образования, и она приобретает особую актуальность.
Федеральные государственные требования ставят одной из своих приоритетных целей развитие познавательных интересов и интеллектуального развития детей.
Передо мной встала проблема, как повысить уровень познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст — это переломный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки для физического, психического и нравственного развития ребенка. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомятся с «большим миром». В этом возрасте познание достигает своего пика. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать».
Теоретические разработки в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и Г. И. Щукиной раскрывают природу познавательного интереса как сложного психического образования и определяют этапы его развития: любопытство, разведка, познавательная активность и интерес. [4, с. 29]
Под познавательным интересом понимается необходимое отношение человека к миру, реализующееся в познавательной деятельности, знакомящей его с окружающим миром, характеризующееся наличием интереса к задачам и их решениям, умением мобилизовать свои знания и рационально использовать их в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что чем интереснее дошкольнику, тем интенсивнее и продуктивнее его познавательная деятельность. Дошкольники меньше устают, и познание становится увлекательным занятием. [1, с.47]
Согласно известной точке зрения, основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Однако правильность этой гипотезы все чаще подвергается сомнению. На протяжении многих лет наука ищет истинно детские виды деятельности, которые богато развиваются в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже под их воздействием. По мнению современных исследователей, такая деятельность оказалась детским экспериментированием.
В связи с этим актуальным становится вопрос о формировании познавательных интересов детей через экспериментирование.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый импульс в своем развитии с введением федеральной общеобразовательной программы дошкольного образования. В современных образовательных условиях от педагогов требуется особое внимание к новым образовательным технологиям, изучение закономерностей образовательного процесса и проверка эффективности этих методов обучения. Такие инновационные методы обучения, как экспериментальная деятельность, очень мощно действуют на усвоение детьми необходимых навыков и умений.
Если экспериментальная деятельность проводится систематически и последовательно, то она способна повысить познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста. [2, с. 156]
Данная гипотеза является основой для определения следующих задач:
1) изучение и анализ научно-методической литературы по теме;
2) выявить и объяснить возможности экспериментальных методик как средства повышения интереса;
3) диагностика уровня сформированности познавательного интереса;
4) внедрять в практику образовательные методики, направленные на познавательное развитие.
В ходе экспериментирования дети учатся: видеть и определять проблемы; принимать и ставить цели; решать задачи; анализировать объекты и явления; выделять существенные признаки и отношения; сравнивать различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; для самостоятельной деятельности подбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, проводить эксперименты, делать выводы, составлять схемы действий или результатов. Любая деятельность зависит от отношения к ней испытуемых. Поэтому важно уметь оценить отношение детей к экспериментальной деятельности. Отношения, которые мы оцениваем: предпочтение типа деятельности, уровень интереса, активное участие в дискуссиях, процесс деятельности.
В период аккредитации моя работа была организована поэтапно.
На первом этапе я изучила литературу по теме, провела обзоры по теме в интернете, просмотрела книги «Организация экспериментальной деятельности детей 2–7 лет» Е. А. Мартыновой, «Организация экспериментальной деятельности детей 2–7 лет» А. И. Ивановой, книги «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
На втором этапе были изучены личностные качества ребенка, его индивидуальные способности, подбирали диагностический материал для выявления уровня познавательного интереса ребенка.
На третьем этапе с помощью родителей была создана развивающая среда, включающая в себя экспериментальную зону и зону познавательного развития. Совместно с семьей был составлен план работы.
На четвертом этапе была подобрана картотека опытов и экспериментов. Разработаны конспекты экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной групп. Каждую неделю с октября по май распределяется одна тема эксперимента: например, «Какие предметы плавают», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушки из пенопласта» и т. д.
Пятый этап — основной, на нем проводятся все мероприятия с детьми, направленные на развитие их познавательных интересов через экспериментирование.
В своей деятельности я реализовала модель общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы «Н. Е. Веракса, эффективно дополнив ее методиками, как: А. И. Иванова. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»; «Методика проведения экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
Также использовались уже существующие в педагогике детского сада диагностические методики, позволяющие выявить уровень познавательного интереса детей и отследить результаты освоения ими экспериментальной деятельности. Методология исследования заключалась в следующем:
— Методика «Древо желаний» В. С. Юркевич;
— Наблюдение;
— Методы математической обработки данных;
— «Маленький исследователь» (Л. Н.Прохорова, «Личная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности») диагностика.
После проведения диагностики предпочитаемых детьми видов деятельности в начале эксперимента выбор детей в группе распределился следующим образом
1-е место — игровой уголок (50 %).
2-е место — уголок художественно-эстетического творчества (25 %).
3-е место — эксперименты (15 %).
4-е место — уголок по развитию речевой среды (10 %).
Результаты диагностики предпочитаемого детьми вида деятельности на начальном этапе эксперимента представлены в диаграмме (рис. 1)
Рис. 1. Результаты диагностики предпочитаемого детьми вида деятельности на начальном этапе эксперимента
Иными словами, экспериментирование заняло предпоследнее место. Данные показывают, что интерес детей к экспериментальной деятельности был на третьем месте после игры.
Диагностика предпочтительных видов деятельности детей на контрольном этапе эксперимента показала, что выбор детей в группе распределился следующим образом:
Игровой уголок (40 %).
Уголок художественно-эстетического творчества (15 %).
Уголок развития речевой среды (15 %).
Экспериментирование (30 %).
Результаты диагностики предпочитаемого детьми вида деятельности на контрольном этапе эксперимента представлены в диаграмме (рис. 2)
Рис. 2. Результаты диагностики предпочитаемый детьми вид деятельности на контрольном этапе эксперимента
Экспериментирование заняло второе место. Данные показывают, что интерес детей к экспериментальной деятельности был на втором месте после игры.
Проведя методику В. С. Юркевича «Древо желаний», цель которой изучение познавательного интереса детей, с использованием картинок и словесных ситуаций, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень — 4 ребенка
Средний уровень — 6 детей
Низкий уровень — 10 детей
Результаты диагностики по методике «Древо желаний» на начальном этапе эксперимента наглядно представлены в диаграмме (рис. 3)
Рис. 3. Результаты диагностики «Древо желаний» на начальном этапе эксперимента
При этом преобладает низкий уровень познавательного интереса. Большей частью, дети дают упрощенные ответы, не стремятся рассуждать, проникнуть в суть явлений.
На контрольном этапе эксперимента эта же методика показала следующие результаты:
Высокий уровень — 1 ребенок
Средний уровень — 6 детей
Низкий уровень — 3 ребенка
Результаты диагностики по методике «Древо желаний» на контрольном этапе эксперимента для наглядности представлены в диаграмме (рис. 4)
Рис. 4. Результаты диагностики по методике «Древо желаний» на контрольном этапе эксперимента
Важную роль в развитии детской деятельности играет хорошо оборудованная и насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность детей и создает оптимальные условия для активизации процессов саморазвития. В связи с этим мною был разработан экспериментальный центр «Мини-лаборатория». В этом центре созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, для развития исследовательской деятельности детей. Центр оснащен различными контейнерами, шприцами, пробирками, лупами, увеличительными стеклами, лупами, измерительными приборами, компасами, биноклями, микроскопами, губками, пенопластом и поролоном. Также в углу лежали дневники наблюдений, которые нужно было заполнить после эксперимента, схемы, алгоритмы проведения эксперимента и познавательная литература. Я постоянно подбирала и обновляла картотеки для экспериментов, соответствующих возрасту. С помощью картотеки дети стали находить нужные им карточки. Цветные символы, выполненные в виде картинок в правом верхнем углу карточки, помогали ребенку быстро найти ее. Например, картинка «дерево» — эксперименты и изучение природных явлений, «фигура человека» — деятельность человека, «облако» — воздух, «капля дождя» — вода, «черный цветной квадрат» — почва и так далее. Таким образом, красочные картинки и символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться при поиске той познавательной области информации, по которой у него возник вопрос или проблема. Я также использовала информационные технологии. [3, с.50]
Неизменной вершиной нашего уголка стала кукла-персонаж «Всезнайка». Вводя сказочных персонажей, занятие превращалось в увлекательную игру, что способствовало стимулированию интереса.
Эти условия повышали интерес старших детей к исследовательской деятельности.
Я организовывала занятия в основных формах:
— экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
— познавательная деятельность с элементом экспериментирования;
— демонстрации, проводимые педагогами с детьми;
— длительное наблюдательное экспериментирование.
Познавательная деятельность с элементом экспериментирования проводилась раз в неделю, но если детям было интересно, они продолжали занятие в игровой форме в свободное время. Этот показатель означает, что дети проявляют познавательный интерес к той или иной деятельности.
Я провела открытое комплексное занятие в детском саду на тему «Путешествие капельки». Целью занятия было познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, возможность находиться в любом из трех состояний материи).
Одним из направлений, которое я активно использовала в экспериментальной деятельности детей, было экспериментирование. Делала я это как на занятиях, так и в свободной деятельности. Суть экспериментов в том, что они напоминают детям фокусы, они необычны, дети все делают сами и испытывают радость от больших и маленьких «открытий». Для этого я подобрала картотеку опытов и экспериментов. Я вы брала простые эксперименты, некоторые из которых требуют специального оборудования и материалов.
В организации эксперимента есть несколько этапов:
- Поставить проблему (задачу);
- Найти способ решения проблемы;
- Провести эксперимент;
- Провести наблюдения;
- Обсудить результаты и сделать выводы.
Такие задания, как «Мыльный волшебник», «Удивительные магниты», «Чудо-картошка», «Волшебная вода», «Почему стучат крышки чайников». После экспериментов я никогда не пропускаю образовательный момент. Дети добровольно приводят в порядок свои рабочие места (следят за чистотой и порядком, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом).
Важным аспектом для детей является то, что весь предоставленный материал интересно обыгрывается. Например, в группу пришел веселый Петрушка и принес волшебную коробочку, наполненную запахами. Для этого была создана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук». Игра состоит из четырех разделов: «свет», «запах», «вкус» и «звук», где можно использовать сразу четыре раздела: глаз — зрение, ухо — слух, язык — вкус и нос — запах. Секции также можно разделять и комбинировать различными способами.
Во время прогулки детям предлагалось провести случайный эксперимент, не требующий специальной подготовки, когда они видели что-то интересное в природе.
Не отвечайте на вопросы детей, а поощряйте их наблюдать и находить ответы.
Все наблюдения в природе записываются в «календарь погоды», и дети фиксируют те же дневные изменения с помощью символов (например, облака, солнце, град).
Это интересная совместная деятельность родителей и детей. Были организованы родительские собрания на темы «Воспитание с детьми» и «Как поддержать интерес детей к экспериментированию». Также были подготовлены консультации «Как развивать познавательные интересы у детей дошкольного возраста» и «Как правильно проводить опыты». В качестве рекомендаций для родителей были разработаны «Этапы организации опытов и экспериментов».
В результате этой работы у родителей появилось желание экспериментировать с детьми дома. Дети исследовали различные предметы в доме и их действие (например, замораживали воду в холодильнике, клали лед на радиатор, изучали влияние магнитов на книги). Дети писали заметки о ходе и результатах своих экспериментов дома, которые приносили в детский сад, чтобы поделиться со сверстниками.
О положительных результатах этой работы свидетельствовал диагностический материал, подобранный в начале работы.
Диагностика по выявлению уровня познавательного интереса старших дошкольников основывалась на наблюдениях, проведенных в начале и конце года при выполнении контрольного задания. Результаты диагностики были следующими: выявлен уровень познавательного интереса к окружающему миру в соответствии с показателями, выделенными Е. А. Барановой.
Выявление уровня познавательного интереса к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью следующих игровых заданий:
- Дидактическая игра «Угадай предмет».
- Дидактическая игра «Два домика».
- Игра «Описание картинки».
На констатирующем этапе исследования были показаны средние результаты по всем диагностическим методикам, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
На заключительном этапе эксперимента после завершения работы вновь были проведены те же диагностические методики, что и на начальном этапе. Используя экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание на положительную динамику в развитии познавательных интересов.
Согласно результатам исследования, детский интерес — это психическое образование, в формировании которого большую роль играет взрослый. Это связано с тем, что детям дошкольного возраста интересно все, на что направлено их внимание. Поэтому необходимо не упустить этот период. Именно поэтому я убеждена, что, проведя простой эксперимент, мои ученики вырастут здоровыми, спонтанными, думающими и творческими людьми. Они научатся сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы, что очень пригодится им при обучении в школе.
Анализ результатов работы по теме «Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную деятельность» позволил сделать вывод об эффективности деятельности в данном направлении. Это подтверждают результаты итоговой диагностики. Дети научились рисовать увиденное, закреплять результаты экспериментов. Дети стали использовать результаты опытов и экспериментов в своей игре.
Количественные данные позволяют планировать дальнейшее обучение. Мониторинг позволяет дошкольникам рассказать о развитии своей экспериментальной деятельности.
Использование экспериментов также повлияло на следующее:
1) повышение уровня любознательности и развитие познавательных процессов;
2) улучшение речевого развития детей дошкольного возраста;
3) развитие личностных качеств детей;
4) углубление и расширение знаний ребенка о неодушевленных предметах;
5) повышение умения родителей организовывать работу по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в домашнем экспериментальном процессе.
Литература:
- Виноградова, Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет [Текст] / Е. Л. Виноградова // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 2. — С. 47–56.
- Воробьева, Н. А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально- исследовательской деятельности [Текст] / Н. А. Воробьева // Науч.-исслед. публикации. — 2014. — № 8 (12). — С. 156–160.
- Давидчук, О. В. Развитие познавательной активности у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / О. В. Давидчук // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2015. — № 3 (6). — С. 50–51.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г. И. Щукина — М.: Педагогика, 1971 г. — 352 с.