В современном и стремительно развивающемся обществе огромную роль играет изучение английского языка, поскольку без соответствующих знаний трудно быть успешным человеком. Впервые знакомство с иностранным языком происходит в начальной школе, когда дети начинают изучать английский язык. На начальном этапе у многих обучающихся уже возникают трудности, так как он не похож на русский язык. Первое отличие — это алфавит; второе — правила чтения и третье — это грамматика.
Современные УМК по английскому языку сложны для детей по своей структуре и воспринимать по ним учебный материал достаточно трудно. Особенно это касается школьников, которые обучаются в инклюзивных и коррекционных классах. В связи с этим, перед учителем встает вопрос об адаптации учебного материала, исходя из уровня подготовки обучающихся. На мой взгляд, одним из эффективных способов адаптации является использование специализированных пособий, которые помогают освоить разные темы.
Согласно словарю профессионально-педагогических понятий « пособие учебное » — это дидактическое средство (средство обучения), выполняющее функции организации и управления процессом усвоения учебного материала по определенным проблемам и вопросам учебного предмета: справочники, задачники, сборники упражнений, словари, хрестоматии, лабораторные практикумы, рабочие тетради, тетради — тренажёры, книги для чтения и т. д. [2, c. 345]. Большинство учебных пособий, которые представлены у многих издательств являются узконаправленными, поскольку отражают только один из аспектов английского языка, а именно: чтение, грамматику или лексику. При этом, комплексного издания в котором содержались бы все лексические и грамматические правила не разработано современными методистами. Таким образом, вопрос о создании такого типа пособий становится достаточно актуальным. Следовательно, каждый учитель может самостоятельно разработать пособие, охватывающее тот лексический и грамматический минимум, который необходимо освоить обучающимся.
Над вопросом о создании своего специализированного пособия я задумалась, так как мне приходится работать с разными категориями школьников, в том числе, и с обучающимися в коррекционных классах. В связи с этим, возникает потребность в адаптации правил и упражнений, поскольку уровень усвоения знаний недостаточно высок в этих классах.
Исходя из своего опыта создания учебного пособия на первом этапе, мной была разработана специальная памятка, отражающая важные аспекты, которые должны учитываться при его составлении.
Памятка по составлению пособия
|
Специализированных пособий по английскому языку для слабовидящих обучающихся не издается, поэтому я решила составить свой сборник заданий, который соответствует предметному содержанию ФГОС НОО, с учетом специфики обучения детей с ОВЗ (слабовидящих). При создании своего пособия я ориентировалась на то, чтобы вся изложенная в нём информация была написана доступным языком, и каждый школьник смог бы её понять, поэтому я выбрала тетрадь-тренажёр.
Тетрадь-тренажёр: «Учим английский язык с дракончиком Билли» (первый год обучения) предполагает изложение учебного материала на основе УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Rainbow English» 2 класс. На рисунке 1 представлена обложка пособия.
Рис. 1
Главным героем представленной тетради-тренажера является Билли, который совершает своё путешествие в страну английского языка. Он изучает вместе со школьниками следующие темы:
— English alphabet — Английский алфавит.
— Pronouns — Местоимения.
— Глагол to be.
— Глагол to be в отрицательных предложениях.
— Глагол to be в вопросах.
— Артикль a/an перед существительными в ед. числе.
— Numbers — числительные от 1 до 10.
— Colours — цвета.
— Фразы, которые ты должен знать!
Все грамматические и лексические темы представлены последовательно в соответствии с темами в учебнике Афанасьевой О. В. Английский язык 2 класс. В увлекательной форме обучающиеся вместе с дракончиком Билли повторяют «алфавит», учат личные местоимения и разбираются с трудностями, а именно: непонятными правилами употребления глагола to be.
Перед каждой грамматической темой даётся правило, которое излагается в доступной форме. Пример объяснения одного из правил представлен ниже:
Наш путешественник Билли оказался на острове, где главным был король to Be . Прочитайте вслух сказку о нём.
Жил был на острове король и звали его to Be ибыло у него трое детей — сын и две дочки. Принца звали Am , а принцесс Is и Are .Принц Am был очень необщительный и дружил только с самим-собой I (я) .Принцессы же были весёлыми и у них было много друзей. У каждой из них было по три лучших подружки, с которыми они делились своими секретками. У Is подружек звали he, she, it (он, она, оно) ,ау Are — you, we, they (ты/вы, мы, они).
После того, как лексическая или грамматическая темы рассмотрены обучающиеся переходят к выполнению заданий. Задания в данном пособии представлены в формате от простого к более сложному. Благодаря такому типу заданий у школьников происходит постепенное усвоение и закрепление полученных знаний на практике. К примеру, задания на неопределенный артикль a/an.
1. Вупсень нашёл грамматическое яблоко, и чтобы его съесть, ему нужно было вспомнить все гласные буквы, записав их вместо пропусков.
2. Поставьте артикль a / an перед существительными.
1.____bus; 2.____owl; 3.____ pig; 4.____car; 5.____orange;
Ещё одним героем пособия является девочка Лена, которую дракончик Билли встретил во время своего путешествия. Она также помогает детям изучать английский язык. Они вместе знакомятся с неопределенным артиклем, а также изучают «счёт до 10». Затем они посещают динозаврика Gogo, который является родственником Билли, и они все вместе повторяют «цифры», «цвета», а также фразы из повседневного общения.
Всего в данном пособии представлено 9 тем, чтобы облегчить поиск заданий, в начале этой тетради есть оглавление, и каждый ребёнок с лёгкостью сможет найти нужный раздел.
Ещё одним требованием, который необходимо соблюдать при обучении слабовидящих — это крупный шрифт и данная методическая разработка позволяет это реализовать. Размер шрифта может варьироваться в зависимости от степени остроты зрения.
В качестве творческой составляющей в описываемом пособии представлены иллюстрации, которые могут быть использованы в качестве раскрасок, и учитель, по своему усмотрению, может придумать с ними различные задания.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что основной задачей учителя при работе с младшими школьниками с ОВЗ, является создание для них благоприятных, комфортных условий для изучения предмета. Благодаря созданию своего уникального пособия учитель может заинтересовать школьников, используя увлекательные задания, которые развивают коммуникативные и творческие навыки.
Литература:
- Журлова О. А. Все правила английского языка для начальной школы с развивающими заданиями и играми. — М.: АСТ, 2018. –127 с.
- Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; Под ред. Г. М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005–456 с.