Вданной статье нами были рассмотрены актуальные организационно-правовые проблемы раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Констатированы основные пути решения указанных проблем, а также сделаны основополагающие выводы.
Ключевые слова: подозреваемые, обвиняемые, осуждение, УИС, раздельное содержание, сотрудники, законодательство.
В соответствии с Концепцией развития российской пенитенциарной системы до 2030 года, важно проанализировать существующие недостатки в дифференцированном содержании подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах. Это необходимо для понимания стратегии УИС России в достижении целей, изложенных в Концепции.
Раздельное содержание подозреваемых и обвиняемых в соответствующих категориях в местах их содержания под стражей преследует несколько целей. Во-первых, оно гарантирует беспрепятственное проведение предварительного и судебного следствия, а также защищает права граждан на неприкосновенность личности и здоровье. Во-вторых, оно предотвращает негативное влияние со стороны лиц с криминальным прошлым.
В контексте специфики российской уголовно-исполнительной системы авторы выделяют дополнительные цели раздельного содержания, такие как недопущение передачи запрещенных предметов, воздействия криминальной субкультуры и предупреждение правонарушений внутри мест содержания под стражей. Важно отметить, что раздельное содержание также препятствует контактам между различными категориями подозреваемых и обвиняемых, предотвращая переговоры, передачу предметов и переписку.
А. В. Сенатовым проводился опрос оперативных сотрудников следственных изоляторов УИС России, последние в большинстве случаев ответили, что возникает большое количество нарушений правил раздельного размещения в камерах, на что поступают акты прокурорского реагирования. Оперативные сотрудники объясняют нарушения отсутствие свободных мест, а также необходимостью размещения в отдельных камерах лиц с социально низким статусом [1, с. 116].
Сотрудники следственных изоляторов УИС России не понимают почему нельзя содержать в одной камере лиц, совершивших преступления сексуального характера, но по различным составам преступлений (ст. 131–135 УК РФ). Дело в том, что в отношении таких лиц от других лиц в камерах может последовать физическая расправа (особенно, если преступление совершенно в отношении несовершеннолетнего). Также возникают вопросы запрета на размещения в одной камере лиц, совершивших открытые виды хищения имущества или насильственных преступлений.
Мы предлагаем отменить запреты на совместное содержание под стражей определенных категорий подозреваемых и обвиняемых, чтобы расширить возможности раздельного содержания. В частности, мы считаем целесообразным применять такие правила к более общественно опасным составам преступлений, таким как терроризм и экстремизм.
Для этого предлагается внести дополнение в статью 33 Федерального закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, предусматривающее возможность совместного содержания под стражей лиц, совершивших указанные выше преступления, с письменного разрешения администрации следственного изолятора. При этом решение о совместном содержании должно приниматься с учетом психологических и личностных характеристик подозреваемых и обвиняемых.
Федеральным законодательством, регулирующим содержание под стражей, не установлено понятие и категория осужденных, содержащихся в «специальном блоке». Единственный нормативный документ, определяющий данное понятие — Методические рекомендации по созданию и оборудованию в следственном изоляторе (тюрьме) специального участка для содержания отдельной категории лиц, утвержденные директором ФСИН России 26.05.2009. При этом, абсолютно каждый следственный изолятор УИС России имеет специальный блок для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений террористического и экстремистского характера [2, с. 76].
У сотрудников органов прокуратуры могут возникать «вопросы» относительно размещения лиц в данном участке, поскольку он отличается от общих правил размещения. Спецблоки созданы для предупреждения негативного влияния таких категорий спецконтингента на иных лиц, содержащихся в следственных изоляторах УИС России. Тем самым, необходимо дополнить федеральный закон № 103-ФЗ ст. 33.1, определяющей содержание лиц, требующих дополнительной изоляции от основной массы подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.
Другая проблема заключается в отсутствии четкого определения «безопасного места», в которое должны перемещаться подозреваемые и обвиняемые, которым угрожает опасность. Ни федеральное законодательство, ни Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС России не содержат такого понятия.
Для решения этой проблемы предлагается внести дополнение в статью 19 Федерального закона № 103-ФЗ, в котором будет дано определение «безопасного места». Кроме того, в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС России необходимо включить раздел, посвященный порядку обеспечения безопасности лиц, которым угрожает опасность. В этом разделе должны быть подробно описаны все необходимые мероприятия, включая перемещение в безопасное место.
Кроме правовых изменений, необходимы изменения организационного характера. Так, необходимо продолжить работу по оснащению следственных изоляторов УИС России современными инженерно-техническими средствами охраны и надзора, а также внедрение прогрессивных способов организации службы [3, с. 236].
Следующий вопрос касается раздельного содержания курящих и некурящих лиц. Как отмечают в научной литературе, существует широкая судебная практика по взысканию компенсации за нарушение условий в местах принудительного содержания по данному основанию. Дело в том, что федеральное законодательство содержит норму о раздельном содержании «при наличии возможности», то есть императива в данном случае нет. К примеру, в одном из дел, подозреваемый болел бронхиальной астмой и содержался вместе с курящими лицами [4, с. 88].
Администрацией следственных изоляторов УИС России должны быть доказаны факты невозможности раздельного содержания и шаги, предпринятые к минимизации ущерба лицу, не курящему табачные изделия.
Сравнивая нормы российского и международного законодательства о раздельном размещении лиц, содержащихся под стражей, можно сделать вывод, что российское законодательство содержит больше классификационных признаков, на основании которых происходит раздельное размещение подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в европейских пенитенциарных правилах не указывается на необходимость раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых в зависимости от категории преступлений, которые они совершили. Российский законодатель пошел по иному пути, значительно расширив классификационные признаки раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам в зависимости от общественной опасности преступлений, что закреплено в ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ. Российские требования в этой области являются более конкретными и детальными, чем международные.
Для устранения дублирования необходимо перефразировать второй абзац пункта 2 статьи 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (№ 103-ФЗ от 15.07.1995) следующим образом: подозреваемые и обвиняемые в совершении тяжких преступлений, перечисленных в Уголовном кодексе РФ, в частности:
- убийство;
- детоубийство;
- причинение тяжкого вреда здоровью;
- распространение ВИЧ-инфекции;
- похищение;
- изнасилование;
- сексуальное насилие;
- половые действия с несовершеннолетними;
- торговля несовершеннолетними;
- грабеж;
- разбой;
- вымогательство при отягчающих обстоятельствах;
- терроризм;
- организация и участие в террористических группах;
- захват заложников;
- организация и участие в незаконных вооруженных формированиях;
- бандитизм;
- организация и участие в преступных сообществах;
- занятие высшего положения в преступной иерархии;
- посягательство на жизнь судей или следователей;
- посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов;
- дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Кроме того, необходимо дополнить п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» абзацем следующего содержания:
– по письменному решению администрации места содержания под стражей, а также в зависимости от характеристики личности, психологической совместимости разрешается содержать совместно друг с другом подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных абзацем вторым п. 2 настоящего Федерального закона.
Данные предложения могут оказаться противоречивыми нормам международного законодательства, регламентирующего раздельное содержание заключенных. Размещение лиц совместно друг с другом может привести к возникновению конфликтных ситуаций и созданию неблагоприятной обстановки в следственном изоляторе. Оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться в рамках закона и не должна нарушать права и свободы подозреваемых и обвиняемых, находящихся в следственном изоляторе. Поэтому любые действия администрации и оперативных подразделений ФСИН России должны быть ограничены и контролируемыми, чтобы не нарушать права заключенных и не создавать неблагоприятной обстановки в учреждениях следственных изоляторов.
Следует отметить еще одну нормативную проблему, связанную с размещением отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых в специализированных блоках. При этом необходимо учитывать требования международного и национального законодательства, гарантирующих права заключенных.
В частности, речь идет о следующих правах:
- Свобода передвижения.
- Доступ к информации и связь с внешним миром.
- Получение медицинской помощи.
- Защита от насилия и дискриминации.
- Защита от пыток и жестокого обращения.
Соблюдение этих прав является обязательным условием при размещении лиц в специализированных блоках.
Кроме того, важно учитывать, что размещение подозреваемых и обвиняемых в специальных блоках может иметь негативные последствия для их психического и физического здоровья, а также вызвать стресс и тревогу. Поэтому необходимо обеспечивать условия для сохранения здоровья и благополучия лиц, находящихся в специальных блоках.
В целом, предложение о размещении лиц в специальных блоках требует дальнейшего законодательного урегулирования и анализа его соответствия международным и национальным нормам права [5, с. 167].
В связи с необходимостью проявления более четкого и эффективного контроля над лицами, содержащимися под стражей, требуется изменить действующее законодательство. Однако, внесение изменений необходимо производить с учетом конкретных условий, в которых существует текущая система содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Поэтому, прежде чем вносить какие-либо поправки в законодательство, необходимо провести глубокий анализ текущих проблем и недостатков в работе системы содержания под стражей, а также определить те области, в которых требуются наиболее существенные изменения.
Убедительно подчеркиваем необходимость соответствия предлагаемых изменений конституционным гарантиям прав и свобод граждан. Любые поправки не должны препятствовать получению адвокатских услуг или участию в правовых разбирательствах.
Внесение корректировок в действующее законодательство представляет собой сложную и ответственную задачу. Она требует всестороннего анализа и учета разнообразных аспектов, таких как мнения профессионалов и запросы общества.
Констатируем организационно-правовые проблемы раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые включают в себя следующие аспекты:
- Недостаточность мест раздельного содержания. В большинстве российских следственных изоляторов отсутствует достаточное количество мест для раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это приводит к тому, что они вынуждены находиться в общих камерах, что может нарушать их права и вызывать проблемы.
- Недостаточность персонала. Для обеспечения раздельного содержания требуется больше персонала, который будет отвечать за контроль и надзор за заключенными. Однако на практике отсутствует не только возможность найма дополнительных кадров, но и руководящих кадров, знающих механизмы реализации данного правового требования.
- Качество раздельного содержания. Даже при наличии достаточного количества мест и персонала раздельное содержание может быть организовано некачественно. В некоторых случаях раздельное содержание фактически не проводится, а в других элементы связей сохраняются при мертвой формальности соблюдения требуемых уровней контроля.
- Коррупция и нарушения правил. В некоторых случаях следственные изоляторы игнорируют требования закона по раздельному содержанию и экономят на обеспечении качественных условий для заключенных. При этом коррупция и нарушения правил зачастую подорвали и доверие населения к российской системе правосудия.
Для решения организационно-правовых проблем раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных нужны следующие меры:
- Определение четкого количества мест раздельного содержания. Дополнительное финансирование должно быть выделено для строительства и ремонта помещений, предназначенных для раздельного содержания.
- Набор и подготовка профессиональных кадров. Дополнительно должны быть набраны и подготовлены специалисты для работы с заключенными, осуществляющие раздельное содержание.
- Улучшение качества проведения раздельного содержания. Это относится к повышению качества организации и контроля условий раздельного содержания, а также к проведению регулярных проверок и мониторинга со стороны уполномоченных органов.
- Борьба с коррупцией и нарушениями правил. Важно принимать меры по укреплению прозрачности в работе следственных изоляторов, сильно навязывать ответственность за коррупцию и нарушение правил. Для этого должны быть разработаны специальные механизмы контроля и мониторинга со стороны органов правосудия и общественных наблюдателей.
- Повышение осведомленности и образования. Следует активно проводить мероприятия, направленные на осведомление граждан о правах, обязанностях и условиях содержания в следственном изоляторе, а также на превенцию нарушений прав заключенных.
Более глубокие изменения и реформирование данной области необходимы для эффективное осуществления раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Это возможно только когда сильно начнут новые практики и нормативно-правовые изменения. Однако, без консультации со стороны опытных международных экспертов российские органы государственной власти тяжело осуществляют изменения и реформирование в системе, особенно когда они касаются сферы правосудия.
Проблемы, связанные с раздельным содержанием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в Российской Федерации, носят системный характер и требуют комплексного подхода к их устранению.
Необходимы следующие меры:
- Увеличение количества мест содержания и привлечение квалифицированных специалистов.
- Повышение качества раздельного содержания.
- Борьба с коррупцией и нарушениями.
- Расширение информированности и образовательных программ по данной теме.
Для эффективного реформирования системы правосудия государственные органы должны привлекать к консультациям экспертов, обладающих практическим опытом в этой области.
Также следует отметить, что в основе любых изменений и реформирования должны лежать защита прав и интересов человека, соблюдение принципа верховенства права и обеспечение справедливой и эффективной работы системы правосудия. Именно это должно быть главным ориентиром в работе государственных органов и общественности при разработке и реализации мер для улучшения условий раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в России.
В целом, решение проблем раздельного содержания требует комплексного подхода и усилий со стороны всех участников этого процесса: государственных органов, правоохранительных органов, общественности и международных экспертов. Только тогда можно добиться значительного прогресса в этой важной сфере правосудия и обеспечить защиту прав человека и справедливость в системе правосудия в России.
Литература:
- Сенатов А. В. Некоторые проблемы нормативного правового регулирования раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2021. №. 4 (49). С. 116–121.
- Захряпин Р. И., Пискунов П. М. Особенности раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений // Вестник науки. 2021. Т. 1. №. 8 (41). С. 75–79.
- Голубцова А. И. Особенности правового регулирования обеспечения личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. 2021. С. 57–61.
- Кокорева А. С. Особенности обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Научный взгляд современной молодежи на актуальные проблемы права, психологии и педагогики. 2021. С. 236–239.
- Панченко В. Ю., Деменишин А. В. Применение правовых принципов и норм о раздельном содержании курящих и некурящих в местах принудительного содержания // Вестник Кузбасского института. 2022. №. 3 (52). С. 88–95.