В контексте современного кинематографа женские персонажи становятся неотъемлемой частью исследований, привлекая внимание своей многогранной природы и воздействия на формирование культурных стереотипов. Фильм «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы, основанный на романе Брэма Стокера, выделяется своей визуальной эстетикой и глубоким психологическим взглядом на персонажей, особенно на Мину Харкер.
Выбор данного материала обусловлен намерением проанализировать, как формируется образ женщины в контексте структуры сказки, и какие воздействия оказывают на этот образ теории Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и Джозефа Кэмпбелла «Путь героя». Эти теоретические концепции предоставляют уникальные инструменты для понимания внутреннего мира персонажей и их развития в ходе кинематографического повествования. Какие сказочные элементы и путь героя присутствуют в структуре ее характера, и как они взаимодействуют с визуальным восприятием, формируемым мужским взглядом? Эти вопросы возникают из необходимости рассмотрения двойственности в представлении женского образа и направляют исследование к глубокому анализу, открывая интересные перспективы для понимания роли женщин в кинематографе и влияния культурных норм на создание их образов.
Проблемой исследования является дуальная природа представления персонажа Мины Харкер. С одной стороны, она предстает перед зрителем как глубоко проработанный и сложный персонаж, отражающий внутренние конфликты и эволюцию личности. С другой стороны, ее образ выстроен “мужским взглядом”. Это противоречие создает поле для исследования влияния гендерных стереотипов и кинематографических приемов на восприятие женского персонажа в современном кинематографе. Цель данного исследования заключается в анализе и осмыслении динамики, возникающей из взаимодействия между сложностью персонажа Мины Харкер и визуальным воздействием Male Gaze в фильме «Дракула». Основываясь на этом противоречии, исследование направлено на выявление влияния мужского взгляда на формирование образа женщины в контексте современной кинематографической культуры.
В соответствии с теорией Джозефа Кэмпбелла, Мина Харкер вводится в фильм как героиня, чьи действия и эволюция становятся центральными элементами сюжета. Начиная свой путь в «Мире обыденности», где она представляется идеалом чистоты и невинности, она сталкивается с «Призывом приключения» в виде графа Дракулы. Этот момент не только нарушает обыденность ее жизни, но и ставит под вопрос ее характер и ценности. Мина переживает «Отвержение призыва», где её первоначальное сопротивление и недоумение по отношению к графу Дракуле подчеркивают внутренний конфликт. В этот период она также сталкивается с «Встречей с наставником», представленной в фильме различными персонажами, включая Люка, который играет роль поддержки и наставника в выборе своего пути. «Пересечение первого порога» для Мины представляет вступление в опасное приключение с графом Дракулой, олицетворяя переход в мир неопределенности и таинственности. Этот этап героического пути демонстрирует как физическое, так и эмоциональное вхождение Мины в новый мир.
В контексте сказочной структуры, предложенной Владимиром Проппом, Мина также подвергается рассмотрению. Начиная с «Прекрасной встречи», она предстает как образ идеальной девушки, подчеркивая ее чистоту и невинность. Появление графа Дракулы в роли призыва к приключениям вносит сюжетный поворот, соответствующий «Призыву приключения» в сказочной структуре. Этот призыв влечет за собой «Преодоление сопротивления», где Мина сталкивается с непониманием и отторжением со стороны окружающих. Этап «Испытаний, побед и поражений» раскрывает сложности внутреннего конфликта Мины. Эти испытания являются неотъемлемой частью ее героического пути и в то же время выступают как ключевой компонент сказочной динамики.
«Подъем к Пику» и «Возвращение с добычей» в контексте Проппа отражают моменты наивысшего напряжения в отношениях с графом Дракулой и возвращение Мины в обыденный мир соответственно. Эти моменты также представляют собой периоды внутренних перемещений и изменений в характере. Изучение образа Мины Харкер в контексте теорий Владимира Проппа и Джозефа Кэмпбелла позволяет прийти к выводу о ее глубокой проработанности и многогранности как кинематографического персонажа.
В рамках сказочной структуры, предложенной Проппом, Мина проходит через несколько ключевых этапов, включая призыв приключения, испытания и победы, пересечение первого порога и возвращение с добычей. Эти элементы обогащают характер Мины, подчеркивая ее способность преодолевать трудности и претворяться в жизнь принципы сказочного повествования. Согласно подходу Кэмпбелла, Мина предстает как героиня, претерпевающая эволюцию и самопознание. В ее путешествии присутствуют встречи с наставниками, внутренний конфликт, и разрешение драматических событий. Таким образом, Мина Харкер выступает как сложный персонаж, оживленный элементами сказочности и героического пути. Ее характер развивается, оставаясь при этом уникальным и непредсказуемым, что делает ее значимой фигурой в контексте кинематографического искусства.
В фильме «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы теория Male Gaze применяется к протагонистке Мине Харкер с особенной интенсивностью, подчеркивая гендерные динамики и влияние мужского взгляда на ее представление в сюжете. Визуальный язык фильма активно использует элементы Male Gaze для выделения физической привлекательности Мины. Камера фокусируется на ее эстетических чертах и интимных моментах, что может быть воспринято как объектификация ее тела в соответствии с мужским взглядом. Персонаж графа Дракулы действует как агент Male Gaze, проявляя прямой интерес к Мине и используя свою магическую силу, чтобы привлечь ее. Его взгляд на Мину часто бывает интенсивным и завораживающим, что подчеркивает ее объективацию в контексте фильма. Сцены, где граф Дракула соблазняет Мину, часто построены таким образом, чтобы подчеркнуть ее женственность и уязвимость, что соответствует стереотипам, формируемым Male Gaze. Эти моменты также акцентируют власть и контроль мужчины над женским персонажем. В течение сюжета Мина переживает внутренний конфликт, вызванный влиянием разных мужских персонажей — ее мужа Джонатана Харкера и графа Дракулы. Ее изменения и сюжетные повороты могут быть рассмотрены как реакция на мужское воздействие и определение ее судьбы.
Рассмотрение Мины Харкер через призму Male Gaze раскрывает двусмысленность ее представления в фильме «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы. В контексте глубоко проработанного характера, представленного с точки зрения сказочных структур и героического пути, Мина выступает как сильный и эмоционально насыщенный персонаж.
Однако, моменты сексуализации и фокусировки на ее физической привлекательности свидетельствуют о влиянии мужского взгляда на представление о женской личности.
В заключение, Мина Харкер, представленная в фильме «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы, выделяется сложностью своего характера, привнося в повествование элементы сказочности и героического пути. Однако, при всех ее качествах проработанного персонажа, неизбежно возникает вопрос о воздействии мужского взгляда на представление о женской личности в контексте кинематографии.
Сказочная структура Мины, анализируемая через призму теорий Проппа и Кэмпбелла, подчеркивает ее эволюцию и сложность. Ее переживания, испытания и внутренний конфликт раскрывают ее как нестандартный и многогранный персонаж. Она не ограничивается стереотипами, а взаимодействует с сюжетом, внося в него необходимые драматические элементы.
Однако, в параллель с этим, ее образ подвергается воздействию мужского взгляда, проявляющегося в некоторых визуальных и сценических решениях. Моменты сексуализации и близость канонам «мужского взора» могут вызывать вопросы о том, насколько аутентично представлен образ женщины в контексте фильма. Эта дуальность, с одной стороны, глубокого характера, а с другой — подчеркивания ее физической привлекательности, создает интересный контраст в восприятии Мины.
Таким образом, Мина Харкер становится ярким примером того, как глубоко проработанный женский персонаж может взаимодействовать с мужским взглядом, оставаясь при этом уникальным и влияющим на сюжетный ход фильма. Вопросы, поднятые в процессе анализа, предоставляют возможность для дальнейшего обсуждения и рефлексии о роли женских персонажей в кинематографе и их визуализации в рамках культурных стереотипов.
Литература:
- Пропп, Владимир Яковлевич. Исторические корни волшебной сказки. Рипол Классик, 2013.
- Campbell, Joseph. The hero with a thousand faces. Vol. 17. New World Library, 2008.
- Mulvey, Laura. «Visual pleasure and narrative cinema». Feminism and film theory. Routledge, 2013. 57–68.