В статье рассмотрены возможности использования театрализации, в особенности, пальчикового театра, в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР. Установлено, что пальчиковый театр является одним из перспективных средств развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР и может широко использоваться в логопедической работе.
Ключевые слова: театрализация, пальчиковый театр, задержка психического развития, развитие речи
Современный этап развития образования в России характеризуется особым вниманием со стороны государства и общества к детям с особыми образовательными потребностями, в частности с задержкой психического развития (далее — ЗПР). Дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40 % от всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [2, с. 146]. Поиск новых путей влияния на полноценное формирование, развитие и коррекцию их психофизических качеств приобретает актуальность в сфере современной коррекционной педагогики, специальной психологии и логопедии в связи желанием оказать им своевременную помощь в различных типах учреждений и в различных формах обучения.
Современному этапу развития системы образования присущи поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. В качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, широко используемой в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, является театрализация.
Среди различных средств логопедической работы с детьми с ЗПР театрализация сензитивно отвечает требованиям ребенка по игровой деятельности, отражает окружающий мир наиболее понятными ему способами и способствует широкой коллективной интеракции. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Она связана с восприятием и воспроизведением средствами театрализованного искусства образов, создаваемых после знакомства с литературными произведениями, сказками и т. п.
Театрализованная деятельность по отношению к детям дошкольного возраста определяется учеными по-разному: «театральная деятельность», «театрализованная деятельность», «театрализация», «театрально-игровая деятельность». В энциклопедическом словаре юного зрителя театрализованная деятельность трактуется как вид искусства, отражающий действительность художественных сценических образов, т. е. действующий средствами мимики, жестов, пантомимики, является одним из средств культурного и эстетического воспитания, отражает особенности развития общества и тесно связан с его общей культурой [3, с. 326].
Итак, театрализованная деятельность дает широкие возможности для всестороннего развития ребенка, в том числе, его речи. Также театрализация может применятся как средство коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Использование театрализации в коррекционно-развивающем процессе развивает у детей слуховое восприятие, способствует развитию дикции и артикуляции, позволяет улучшить словарный запас ребенка. Поэтому сегодня важным направлением логопедии является внедрение в коррекционный процесс театрализации, как перспективного метода развития речи ребенка.
Одним из видов театрализации является пальчиковый театр. Пальчиковый театр — это «одна из разновидностей кукольного театра, где каждая кукла надевается на палец. Пальчиковые куклы могут быть сделаны из любого материала: фетра, ткани, бумаги, резины, ниток, картона, дерева или пластика. Их легко изготовить, и они очень эффективны в работе» [1, с.150].
Работа с пальчиковым театром делает работу логопеда по развитию речи детей с ЗПР намного эффективнее. Детям с особенностями развития нравится играть с пальчиковыми куклами, придумывать для них различные ситуации и интересные истории. При правильном, целенаправленном и активном использовании пальчикового театра, на наш взгляд, можно добиться хороших результатов в развитии детской речи. Также данное средство добавляет логопедическим занятиям динамичность и увлекательность, позволяет заинтересовать каждого ребенка.
Основой логопедических занятий с пальчиковым театром является использование как специального вспомогательного речевого материала малых фольклорных форм (потешок, прибауток, забавок, народных детских песенок и т. п.), художественных произведений (стишков, маленьких рассказов, сказок). Работа с литературным материалом приучает детей внимательно слушать, подбирать слова-рифмы, четко и достаточно громко их произносить. Происходит заучивание новых слов и введение их в активный словарь.
Кроме речевых компетенций использование пальчикового театра позволяет развивать и иные важные качества ребенка, такие, как коммуникативность, повысить уровень социализации. Безусловно, важным является влияние театрализованной деятельности на реальную ситуацию развития ребенка с ЗПР, его социализацию. Дети с удовольствием принимают ситуации, не испытывают страха перед необходимостью выразить свое личное отношение к разным видам деятельности, продемонстрировать свои знания с помощью знаков, с готовностью принимают помощь взрослых и сверстников. Систематическая работа по распознаванию эмоционального состояния героев при использовании пальчикового театра приводит к устойчивому осознанию детьми с ЗПР простейших эмоций.
Итак, привлечение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к творческому процессу при использовании пальчикового театра оказывает значительное влияние на развитие речи в целом и межличностную коммуникацию. Кроме того, творческие задачи стимулируют заинтересованность и активность каждого ребенка, способствуют раскрытию творческого потенциала детей, приобретению опыта сотрудничества между детьми и взрослыми.
Литература:
- Демидова А. П. Развитие диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством пальчикового театра / А. П. Демидова, У. Д. Копорова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 97–1. — С. 148–152.
- Солошина Н. Д. Компоненты авторской методики логопедической работы с детьми с ЗПР / Н. Д. Солошина // Символ науки: международный научный журнал. — 2023. — № 12–2. — С. 146–148
- Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение: для среднего и старшего школьного возраста. — М.: Педагогика, 1990. — 415 с.