В статье обоснована необходимость логопедической работы по развитию активного словаря детей дошкольного возраста с ЗПР. Установлено, что одной из важнейших задач по формированию активного словаря у дошкольников с ЗПР являются накопление, обогащение, уточнение словарного запаса, но помимо данных задач необходимо создать условия для активизации словаря и актуализации собственного высказывания. Перспективным методом работы с детьми с ЗПР по развитию активного словаря является театрализация.
Ключевые слова: словарь, словарный запас, активный словарь, развитие словаря, театрализация
Процесс развития речи детей и обучение их родному языку на разных этапах дошкольного детства является важной задачей дошкольного учреждения. Среди основных задач развития речи детей дошкольного возраста выделяется обогащение словаря. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей, признаком высокого развития речи ребенка.
Все слова, употребляемые в языке, составляют его лексику. Лексика — (от греч. leksikos — относится к слову) — совокупность слов языка, его словарный состав; словарный состав языка, любого его стиля, сферы, а также чьих-либо произведений, отдельного произведения [1, с. 33].
Лексикой называется словарный состав определенного языка в целом или языка какого-либо автора или какого-то произведения (группы произведений). В состав лексики входят как отдельные, более или менее свободно подвижные слова (лексемы), так и плотно связанные пары слов и даже, группы слов, употребляемые только совместно [4, с. 63].
Словарный запас — это набор слов, которым владеет человек в знакомом ему языке. Словарный запас, как правило, расширяется с возрастом, и служит как практический и фундаментальный инструмент для общения и получения знаний. По определению Т. В. Волосовец, словарь — это «слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Словарь подразделяют на пассивный, который как правило преобладает над активным, и соответственно активный словарь. Слова, которые используются ребенком в разговоре относятся к активному словарю» [6, с. 23].
Словарь человека делится на пассивный и активный. Пассивный словарь всегда больше активного; основная с точки зрения употребляемая часть лексики, постоянно и свободно функционирующая в различных сферах общественной жизни, состоит прежде всего из общеупотребительной лексики и нейтральной лексики, а также единиц более ограниченного употребления. Активный словарь ребенка постепенно увеличивается, в него входят не только общеупотребительные слова, но и специфические, активные только для членов его семьи и обусловленные, в частности, характером труда родителей. Поэтому, традиционно центральной задачей лексического развития в дошкольном возрасте является расширение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей средой, то есть количественное его накопление в пассивном, а прежде всего в активном словаре.
Однако, развитие словаря у детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР) происходит медленно. Согласимся с мнением, что «у детей с задержкой психического развития словарный запас характеризуется значительным количеством особенностей, а именно: бедный словарный запас с преобладанием бытовой лексики, пассивный словарь шире активного, значительные трудности наблюдаются при использовании глаголов, имен прилагательных, местоимений и наречий. Дети затрудняются при формировании обобщающих понятий, синонимом и антонимов» [2].
Одна из ярко выраженных черт речи при ЗПР — расхождение в сфере пассивного и активного словарного запаса. Дошкольники с ЗПР достаточно часто понимают значение многих слов, однако использование их в речи, вызывает большие трудности. Бедность словарного запаса проявляется, например, в том, что дошкольники с ЗПР даже в старшем дошкольном возрасте не знают многих слов, не могут называть цвета, названия фруктов и овощей и т. п. Характерной особенностью словарного запаса детей с ЗПР является неточность словообразования («жёлтая солнце», «бумажовый кораблик», «бельчачий хвост») [2]. Все это говорит о необходимости целенаправленной деятельности по развитию словаря детей с ЗПР.
Развитие словаря ребенка — это целенаправленная логопедическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава. Развитие словаря понимается как процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [3, с.597].
По мнению Л. П. Федоренко «обогащение словаря заключается не столько в его количественном пополнении, сколько в качественном совершенствовании, а именно в осознании значения каждого слова и усвоении сферы употребления лексических средств родного языка» [5, с. 30]. Для этого в логопедической работе возможно использовать такие способы работы, как игра, театрализация.
Одной из важнейших задач по формированию активного словаря у дошкольников с ЗПР являются — накопление, обогащение, уточнение словарного запаса, но помимо данных задач необходимо создать условия для активизации словаря и актуализации собственного высказывания. Логопедия и специальная педагогика накопила значительный опыт развития словарного запаса у детей с ЗПР. В то же время эффективность логопедической работы в преодолении лексико-семантических нарушений у детей недостаточно высока. Это свидетельствует о необходимости совершенствования логопедической работы с детьми с ЗПР и применения новых методов работы с детьми по развитию их активного словаря.
Современные методы, как театрализация, играют важную роль в развитии детской речи и пополнении активного словарного запаса. Например, участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Итак, словарный запас детей старшего дошкольного возраста формируется за счет познания окружающей действительности, предметного мира. Однако, словарный запас детей с ЗПР характеризуется определенными особенностями, которые указывают на необходимость его целенаправленного развития с применением новых методов работы, таких как театрализация. Участвуя в театральной деятельности, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Литература:
- Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции дошкольников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 33.
- Иванова М. В., Фуреева Е. П. Особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития // The Scientific Heritage. 2020. № 45–7 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-slovarnogo-zapasa-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 15.03.2024).
- Колягина М. Э. Ознакомление с окружающим миром как средство обогащения словаря младших школьников с ОНР III уровня / М. Э. Колягина // Аллея науки. — 2022. — Т. 2, № 6(69). — С. 596–599.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей. [Текст]: пособие для детского сада/Е. И. Тихеева.- 5-е изд. испр.- М.: Просвещение, 2012.- 133 с.
- Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
- Фомичева М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 200 с.