Здоровая молодежь — здоровая Россия!
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. «Будет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения, станет ли здоровый образ жизни не просто образом, а стилем жизни современных детей?» [2]
Здоровье человека зависит от многих факторов — внутренних и внешних, природных и социальных и т. п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:
— наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 20 %;
— условия внешней среды (природные и социальные) — на 20 %;
— деятельность системы здравоохранения — на 10 %;
— образ жизни человека — на 50 %.
Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т. е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т. п.
Воспитание здорового образа жизни молодежи — одна из основных задач, которые встают сегодня перед обществом, школой, родителями.
Первичные и наиболее фундаментальные основы физического воспитания и здорового образа жизни ребенка закладываются в семье. Семейное воспитание было и остается основой воспитания ребенка, в котором прежде всего необходимо отметить важность жизненной позиции родителей в понимании роли физической культуры для его развития. Родители играют кардинальную роль в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья своего ребенка, в организации здорового образа жизни, досуга и отдыха, развитии и совершенствовании физической, психической, интеллектуальной и функциональной подготовленности, предлагают модель поведения, позволяющую жить в гармонии с природными законами [5]. Значительную роль в формировании и сохранении здоровья детей имеет взаимодействие семьи и общеобразовательных организаций. Именно родители совместно со школой должны вырабатывать у учащихся привычки к регулярным, обязательным занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни, формировать осознанные ценностно-ориентированные установки на здоровье, здоровьесбережение, приобретение знаний и умений, методик по оздоровлению и укреплению организма. Реализация данных задач может быть только на основе общего подхода, который предусматривает в образовательном процессе взаимодействие педагогов, детей и их родителей в освоении культуры здорового образа жизни, совместную деятельность с детьми по проведению физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий [4]. Результатом такого взаимодействия должно быть формирование здорового ребенка. Эффективность физического воспитания детей во многом зависит от того, занимаются ли сами родители физкультурой и спортом и придерживаются здорового образа жизни. Родительский пример следует рассматривать как специфическую форму передачи социального опыта старшего поколения младшему. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения [4].
«Очень важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу — формировать у молодых людей убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Говоря простым языком — здоровью надо учить» [2]. Одних только знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Взрослому человеку такие мотивы сформировать очень сложно. Детям своевременное вмешательство и прививание ЗОЖ помогут сформировать правильные привычки, дисциплину, создать мотивацию для этих целей [2].
Очень важно дать ребенку возможность выбора вида физической активности, которое будет соответствовать его интересам и возрасту, например:
— пешие прогулки,
— подвижные игры на воздухе со сверстниками,
— занятия в секциях или кружках для общего физического развития,
— самостоятельные или совместные (с родителями) домашние тренировки,
— ежедневные разминки и другие (мы не рассматриваем здесь детей, занимающихся профессиональным спортом — у них физической активности более чем достаточно) [2].
Если в семье физкультура и спорт являются важными составляющими досуга, то привить это ребенку будет несложно, он видит живой пример перед глазами. А если есть возможность (иногда) совмещать данную деятельность с ребенком, то вы сможете укрепить взаимоотношения, стать ближе.
Не обязательно быть профессиональным спортсменом. Главное, чтобы это нравилось вашему ребенку и отвечало его запросам. Занятие спортом не только делает нас сильнее и увереннее в себе, но и дает возможность знакомиться с очень интересными людьми, а значит — социализироваться, общаться с единомышленниками [2].
Мы хотим видеть молодежь не только всесторонне образованной и духовно красивой, но и здоровой, закаленной, физически крепкой. Да и вообще человеку требуются крепкие мышцы и хорошее здоровье. Это поможет ему производительнее трудиться, культурнее проводить свой досуг.
Молодым людям особенно необходимо помнить, какое важное значение имеет спорт для укрепления здоровья. Люди, не занимающиеся спортом и физической культурой, часто болеют, движения их скованны. Вряд ли они в полной мере смогут провести какой-то активный досуг, так как физические качества у подрастающего с низкой активной деятельностью развиты слабее, соответственно, если что-то будет не получаться (например, быстро бегать прыгать, играть в активные подвижные игры и т.д), а у сверстников — будет, это может привести к развитию комплексов, стеснительности, скованности, нежеланию находиться в обществе, где он отличается от других. Нервная система у таких детей значительно ослаблена, тонус её снижен, поэтому они нередко без видимой причины жалуются на плохое настроение, рассеянность, плохую память, пониженную работоспособность [2].
«Спорт и только спорт развивает у человека выносливость, быстроту, ловкость, силу, внимательность и волю к победе и другие морально-волевые качества, необходимые в жизни каждому человеку» [2].
Формируем правильные привычки легко. Стойкие изменения происходят постепенно. Если вы хотите улучшить здоровье ваших детей, формирование соответствующих привычек послужит ключевым моментом. Задача родителя — поспособствовать этому, направить, дать импульс, при необходимости.
Давайте обозначим основные привычки, сформировав которые, наши дети смогут приблизиться к цели — ведение ЗОЖ в долгосрочной перспективе.
1. Больше двигаться. Ненавязчиво просить своего ребенка о помощи или, например, сделать традицией вашей семьи — ходить вместе в магазин; выгуливать собаку; стараемся меньше использовать лифт — ходим по лестнице; выходные дни — обязательно какая- то активность (прогулка на лыжах, велосипедная прогулка, бадминтон, и др); использовать пеший маршрут вместо транспортного и другие. Тогда у ребенка неосознанно формируется потребность в движении, и сам того не замечая, он будет хотеть больше двигаться, заниматься активностями. Отличный вариант — утренняя зарядка всей семьей под заряжающую на весь день музыку всей (или самостоятельная зарядка, вы обязательно должны отметить важность этого небольшого ритуала, и поддержать ребенка) [2].
Привлекайте ребенка к совместным походам за продуктами и приготовлению пищи. Поход в продуктовый магазин — это прекрасная возможность познакомить детей с разными продуктами, которые вы употребляете в пищу. Когда вы готовите семейный ужин, зовите своих детей на помощь. Во взрослой жизни ребенка навыки приготовления пищи очень пригодятся. Когда человек умеет готовить, он меньше потребляет полуфабрикатов и фастфуда. Вдобавок ко всему, во время совместного приготовления ужина у ребенка появится желание пробовать новые блюда, в процессе приготовления которых он участвовал [2].
2. Питьевой баланс. Дети не всегда понимают, что им нужна чистая обычная вода, обычно они заменяют на газировки. Как приучить ребенка пить чистую воду? Пить воду нужно каждый раз, как только наступает жажда, это очень полезная привычка ЗОЖ, в среднем взрослый среднестатистический человек должен выпивать около 2 литров воды в день [2].
3. Здоровый сон. Возьмите за правило — за час до сна убирать все гаджеты, создать в комнате атмосферу уюта (выключить яркий свет, использовать ночник, обеспечить свежесть — проветрить комнату перед сном). Ложиться и просыпаться стараться в одно и то же время, организм привыкнет и это даст большую работоспособность ребенку [2].
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос крепким, здоровым и умным. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.
Одним из актуальных вопросов для современной молодежи является сохранение и укрепление собственного здоровья. Но стоит помнить, что здоровый образ для каждого человека является индивидуальным. Каждый человек руководствуется не только определенными законами общества, но и индивидуальными особенностями организма.
Поэтому важнейшей задачей общества является сохранить здоровье молодого поколения. Ведь к настоящему моменту данная возрастная категория испытывает определенные трудности, которые связаны и с социальными факторами, и с негативным воздействием окружающей среды. Всё это происходит по причине вынужденной адаптации под быстро меняющиеся условия жизни, обучения и т. д. Особую остроту приобретает данный вопрос в условиях социально-демографического кризиса, т. к. значимость приобретают задачи, которые непосредственно связаны с устранением негативных тенденций в молодежной среде. Сюда входит и курение, и алкоголизм, и преступность, и многое другое. А значит необходимо прививать молодежи необходимость ведения здорового образа жизни для будущих “здоровых перспектив жизни” [2].
Литература:
- Головатенко А. А. Формирование ценностей здорового образа жизни у молодежи / А. А. Головатенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 250–251.
- Мингачева Г. Формирование здорового образа жизни у школьников. На что обратить внимание. — Текст: электронный // https://school.synergy.ru/lifestyle/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-shkolnikov: [сайт]
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I), ст. 7598
- Лигута В. Ф. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей. Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-roditeley...
- Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье семьи. Томск. Изд-во ТГПУ, 2013. 272 с.
- Жигинас Н. В. Психическое здоровье подростков как социальная задача общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 100–103.
- Вахитова Г. Х., Поздеева С. И. Теория и практика здоровьесбережения в современной начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 194–196.