Влияние социальной депривации на формирование речи у младших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Донченко, А. В. Влияние социальной депривации на формирование речи у младших дошкольников / А. В. Донченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 155-156. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112193/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается, как социальная депривация влияет на формирование речи у младших дошкольников.

Ключевые слова: развитие речи, социальная депривация, речевое общение, овладение речью.

В настоящее время, согласно данным Минпросвещения за 2021 год, в стране проживает 391 тысяча сирот и детей, чьи родители не исполняют свои обязанности или лишены прав, — это около 2 % всех детей в России. Из них 35,3 тысячи находятся в организациях для детей-сирот и 4,5 тысячи — под опекой госорганов.

Формирование речи у младших дошкольников в условиях материнской социальной депривации является чрезвычайно важной проблемой, поскольку овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне затруднительно в условиях материнской социальной депривации.

Первые три года в жизни ребенка являются периодом наиболее сильного созревания головного мозга. Именно в этот период ребенок овладевает базовыми основами устной речи на родном языке и происходит формирование взаимосвязей всех функциональных звеньев системы речевых механизмов.

В становлении речи можно выделить несколько этапов. Человеческие отношения, основанные на общении с помощью звуков, зарождаются задолго до появления осмысленной речи. В этот предречевой период происходит созревание и замыкание связей, функционально обеспечивающих речевую деятельность.

Формирование звукового общения в течение первого года жизни определяется как подготовительный этап к речи, без которого овладение речью было бы совершенно невозможно. Первым речевым сигналом новорожденного является плач. Этот плач становится коммуникативно значимым, когда взрослый каким-либо образом реагирует на него. В первые месяцы жизни он является единственным средством общения со взрослыми, но именно в этот период происходит так называемая кортикализация плача. Дети выражают свое состояние — голод, боль, желание эмоционального общения со взрослыми. Реакция взрослого на соответствующую ситуацию приводит к появлению первых корковых связей социального характера. Кроме того, подкорковый контроль мышечной активности голосовых органов во время громкого плача позволяет голосовым складкам работать более качественно. Синхронность развития голосовых складок является основой для появления звуков, отражающих спокойное состояние ребенка, таких как гуление и лепет, в первые два месяца жизни. Среди звуков речи лепет и слоги появляются на первом году жизни, а первые легкие слова с семантическим значением — в конце первого года.

На первом году жизни ребенка особое внимание уделяется формированию интонаций, которые являются основным средством коммуникации для него. Однако важно понимать, что на этом этапе также происходит овладение звуками речи. Сначала ребенок учится произносить гласные звуки, которые более легки для него, затем он начинает понимать и использовать комбинации звуков с смысловым значением. Весь этот процесс происходит во время активного общения с взрослыми.

Первый этап — это формирование «речевого» слуха, когда ребенок начинает отличать звуки человеческой речи из общих шумов. Он начинает прислушиваться и замирает при разговоре со взрослым.

На втором этапе ребенок начинает подражать взрослым, которые ясно произносят звуки. Взрослый склоняется к ребенку и произносит сначала звуки гуления, а затем лепет, стимулируя мимическое и голосовое подражание.

Третий этап — это формирование связи между словами, обозначающими определенные действия и интонацией, с которой взрослый произносит речь. Ребенок начинает понимать, что определенные звуки связаны с определенными действиями.

Четвертый этап — это установление смысловых связей между действиями, предметами и словами. На этом этапе формируется речевое общение, а также устанавливаются важные межличностные связи, которые будут играть роль в социальной адаптации ребенка в будущем.

Важно понимать, что дети в домах ребенка часто испытывают недостаток внимания, заботы и эмоциональной поддержки. Это может существенно задерживать их психическое развитие, включая развитие речи. Недостаток стимуляции и коммуникации может привести к замедленному развитию речевых навыков. Именно поэтому, для помощи детям в домах ребенка необходимо создать поддерживающую и стимулирующую среду и обеспечивать регулярные эмоциональные контакты с заботливыми взрослыми, которые помогут развивать доверие и укреплять эмоциональную связь. Это может быть достигнуто через игры, объятия, разговоры и понимание потребностей и эмоций ребенка.

В возрасте до 1 г. 6 мес. ребенок использует облегченные слова, а словарный запас достигает 30 слов. В условиях социальной депривации запас слов ребенка в этом возрасте не превышает 5–10, что соответствует годовалому возрасту. А также дети редко сопровождают игру речевыми звуками.

При нормальном речевом развитии следующий скачок происходит после 1 г. 6 мес. К концу второго года словарный запас обычно составляет около 300 слов. Речь становится средством общения для ребенка: он начинает использовать двухсложные фразы, свои действия сопровождает словами и обращается к взрослым. Речь ребенка становится понятной не только близким, но и другим взрослым. Развитие речи в этом возрасте оказывает влияние на весь умственный развитие ребенка и меняет его восприятие мира.

На третьем году жизни ребенка речевое общение становится основным регулятором его жизни. Он начинает усваивать основные грамматические основы своего родного языка. В этом возрасте дети также могут придумывать свои собственные слова, что называется словотворчеством. Однако, дети, воспитывающиеся в условиях социальной депривации, практически никогда не достигают такого уровня речевого развития на третьем году жизни. У них происходит задержка речевого развития, как правило, на 1–1,5 года, что зачастую приводит к задержке общего развития.

Таким образом, социальная депривация оказывает негативное влияние на формирование речи у младших дошкольников, и зачастую такие дети отстают по всем параметрам от своих сверстников, воспитывающихся в семьях.

Литература:

  1. Александрова, Л. Ю. Речевые затруднения детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности / Л. Ю. Александрова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — №. — С. 11.
  2. Введенская, Н. А. Социально-психологическая депривация, психолингвистический уровень языка в онтогенезе и дизонтогенезе, система логопедических этапов СДР 8, развитие коммуникативной функции речи детей до 3-х лет / Н. А. Введенская. —//. —. — №. — С. 10
  3. Илюк, М. А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме / М. А. Илюк. —: КАРО, 2008. — 208 c.
  4. Ямпольская, Р. В. Развитие и воспитание детей в домах ребенка. Учебное пособие / Р. В. Ямпольская, З. С. Макарова, В. А. Доскин. —: Владос, 2007. — 375 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, развитие речи, жизнь ребенка, овладение речью, речевое общение, слово, формирование речи, речевое развитие, родной язык.


Ключевые слова

развитие речи, социальная депривация, речевое общение, овладение речью

Похожие статьи

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями

В статье авторы пытаются определить особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Похожие статьи

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями

В статье авторы пытаются определить особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями.

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Задать вопрос