Увеличивающиеся с каждым годом объем перевозок и количество автотранспортных средств выдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта. В настоящее время, в условиях интенсивного развития инфраструктуры, основной составляющей которой является транспорт, одной из главных задач государства остается обеспечение безопасности дорожного движения. В последнее время, из-за увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, все большую значимость приобретает необходимость неукоснительного соблюдения действующего законодательства, изучение путей дальнейшего совершенствования норм уголовного закона, предусматривающих уголовную ответственность за посягательство на безопасность дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств.
При разработке нового УК достаточно широко использовался опыт законодателей Германии, Франции и США в той части, во всяком случае, где речь идет о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ, об экстрадиции, о так называемой «ограниченной вменяемости», о некоторых видах наказания и освобождения от него, о регламентации ответственности за отдельные виды преступлений, в том числе и транспортные. В свою очередь законодатели Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Грузии в своих УК 1998–2000 гг. воспроизвели многие положения Уголовного кодекса России об ответственности за транспортные преступления, а нормотворцы Беларуси и Украины продвинулись в этом направлении еще дальше.
Взаимопроникновение и взаимообогащение моделей УК различных стран мира на рубеже XX и XXI вв. стало возможным во многом благодаря сравнительному правоведению, широкому внедрению в законодательную деятельность компаративных методов исследования. Сравнительное правоведение в литературе обычно определяют как науку, изучающую правовые системы различных государств (отрасли права, или подсистемы, институты, отдельные нормы права, практику их применения), а также различные правовые теории с целью получения наиболее полного представления о специфических чертах и особенностях той или иной правовой системы и о тех общих чертах и закономерностях развития, которые роднят эту систему с другими и позволяют объединить правовые системы различных государств в определенные типы, внутри которых возможно взаимодействие, определенная унификация и универсализация права.
Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого являются меры, государственными органами к лицу, которое совершило то или иное преступление.
Автотранспортные преступления — это виновно совершенные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и (или) эксплуатации) автотранспорта, запрещенные УК РФ под угрозой наказания. Отмечу, что употребление в теории уголовного права подобного термина, позволит более точно определить круг преступлений, посягающих на безопасность движения автотранспорта.
Основные цели, поставленные мной при написании статьи — это изучение автотранспортных преступлений и вопросов уголовно-правовой квалификации правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которые в теории и на практике всегда вызывали много сложностей. Для решения этих сложностей отечественный законодатель не раз возвращался к изменению редакций имеющихся в УК РФ статей о транспортных преступлениях.
Объектом состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения, как составная часть общественной безопасности.
Ужесточение ответственности водителей за управление транспортным средством в состоянии опьянения, со стороны государства не снизило число правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью гражданину, либо его смерть. За совершение такого рода преступлений в состоянии опьянения, законодатель, в целях борьбы с нарушителями на дорогах, существенно ужесточил наказание.
Диспозиция статьи 264 УК РФ в настоящее время насчитывает шесть частей. Части первая, третья и пятая предусматривают уголовную ответственность при нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека или смерть двух и более лиц. Части вторая, четвертая и шестая предусматривают уголовную ответственность при совершении преступления в состоянии опьянения, в них состоянию опьянения виновного законодатель придает квалифицирующее значение. Преступление, связанное со ст. 264 УК РФ, может быть совершено как в следствии действия, так и бездействия.
Три состава, а именно ст. 264, 266,268 УК РФ имеют много схожих черт по объективным и субъективным признакам. Так, все они относятся к преступлениям с материальным составом и предусматривают наступление последствий в виде физического вреда, а именно — тяжкий вред здоровью или смерть.
В настоящее время в УК РФ закреплена ответственность только за вождение в состоянии опьянения, тогда как привлечь водителя к уголовной ответственности, скрывшегося с места ДТП, преследуя цель уклонится от освидетельствования на состояние опьянения, нельзя.
Изменяя нормы уголовного законодательства относительно транспортных преступлений, законодатель пытается в лучшую сторону изменить ситуацию на дорогах. Возможно ужесточение уголовной ответственности за совершения ДТП в состоянии опьянения может способствовать повышению степени ответственности водителей транспортных средств.
Литература:
- Вашкевич А. В. Формирование системы безопасного поведения на дорогах как социально-педагогическая работа.
- radm63sp.ru/ugolovnaya-otvetstennost-za-sovershenie-avtotrasnportnyx-prestuplenij-v-sostoyanii-opyaneniya-chasti-2–4–6-stati-265-uk-rf/
- Коробеев А. И. Транспортные преступления