Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять знания. Как используя разноуровневые творческие задания, с фокусом на оптимистическом подходе, поддержке положительных сторон и создании ситуаций успеха, можно добиться повышения мотивации к изучению геометрии. Автор представляет шаги внедрения на уроках, включая разработку разноуровневых развивающих заданий и формативное критериальное оценивание. Рассказывает об эффективности внедрения разноуровневых заданий на своих уроках по геометрии в 8 классе.
Ключевые слова: разноуровневые развивающие задания, формативное критериальное оценивание, прозрачный журнал, объективное оценивание методом сложения.
В течение своей педагогической карьеры я участвовала в экспериментах по внедрению и апробации кредитной технологии, КСО, БиС и т. д. Думала, что ничем меня не удивишь, и как, чему учить детей, я знаю. Однако, конечно же, существуют еще нерешенные проблемы. Не секрет, что интерес к изучению предметов естественно-математического цикла снижается. Это связано в первую очередь с низкой мотивацией учащихся на предмет получения, применения новых знаний на уроках математики, в том числе и геометрии. Уровень требований к качеству знаний по математике увеличивается. Растет спрос на мотивированного обучающегося, а это невозможно без существенных изменений педагогических средств, с помощью которых можно создавать и поддерживать учебную мотивацию школьника. Таким образом, как учитель я знаю, что мне необходимо создавать условия для развития творческих способностей учащихся, научить их самостоятельному мышлению, повысить мотивацию и развивать индивидуальные склонности и дарования. Что же необходимо сделать, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение?
Дети разнообразны, но каждый обучающийся сможет самореализоваться, если учитель будет составлять учебные занятия так, чтобы удовлетворять потребности каждого, заряжая мотивацией и создавая «ситуацию успеха», но при этом не допускать снижения уровня успеваемости ниже базового. Изучая педагогическую технологию «Трехмерная методическая система обучения» (ПТТМСО) Ж. А. Караева, я нашла способ, который способствует решению данной задачи.
Согласно этой технологии в целях повышения мотивации, качества знаний учебных достижений учащихся, а также для объективного измерения результатов обучения по каждой теме необходимо:
– разрабатывать по каждой теме разноуровневые развивающие задания по таксономии Б.Блума;
– проводить мини-контрольную работу по завершению изучения каждой темы ( на третьем этапе урока, если урок — комбинированный) на основе разработанных выше разноуровневых развивающих заданий. Оценивание нужно проводить в системе формативного критериального оценивания объективным методом «сложения» сиспользованием «прозрачного» журнала .]
Для определения эффективности применения разноуровневых заданий на уроках геометрии мною был выбран 8 «Д» класс. В классе обучается 24 человека. Коллектив сформирован в начальной школе. Основная группа учащихся — это обучающиеся со средним уровнем знаний и недостаточно высокой мотивацией учения, которые способны освоить программу по геометрии только на базовом уровне. Чтобы вовлечь учащихся в работу на уроке, нужно использовать не только нетрадиционные формы организации урока, но и частые смены учебной деятельности. Сложность для учителя представляют ученики с низким уровнем саморегуляции, постоянно переспрашивающие смысл задания, не внимательно слушающие объяснения своих одноклассников и учителя, неспособные без посторонней помощи выполнить задание или решить проблему. Таких учащихся, по наблюдениям, 40 %. Первый урок по геометрии был проведен по теме: «Признаки параллелограмма». Урок включал стратегии «Что я знаю?", «Объясни другу», решение задач по готовым чертежам с элементами самопроверки и стратегию «Попробую применить», где предлагались разноуровневые развивающие задания по данной теме. Одной из проблем, на мой взгляд, является перегрузка домашнего задания. Как видно из графиков, каждый из ребят достиг возможного для себя уровня из трех уровней усвоения в соответствии со своими способностями. Только два ученика выполнили работу всех трех уровней и получили оценку "5", выполнили задания только первого и второго уровней 17 учеников и получили оценку «4», а 3 ученика ограничились выполнением заданий только первого уровня и получили «3»
Рис. 1
Рис. 2
Тем самым видно, что учащиеся доработали дома только до второго уровня, то есть получили оценку «4». Почему не появилось желание выполнить задание третьего уровня? Для учеников основной целью является повышение активности и мотивации в учебном процессе, а в перспективе — повышение качества обучения и образования. С этой целью было проведено анкетирование среди учащихся, включающее следующие вопросы:
– Плюсы применения разноуровневых заданий.
– Минусы применения разноуровневых заданий.
– Имеете ли вы возможность проявлять себя на уроке по знаниям, лидерским качествам.
Большинство ребят отмечает, что урок проходит гораздо интереснее. Ребята с удовольствием принимают участие в работе по решению дифференцированных заданий и могут сами определять уровень сложности заданий, метод решения и активность в учебной деятельности, а также взаимопомощь и взаимообучение. Учащиеся отмечают благоприятную атмосферу в классе и возможность работать в паре или группе. Они высоко оценивают принцип соревновательности, который способствует повышению активности на уроке, а также удовлетворенность от оценивания своей работы учителем и одноклассниками. Все эти факторы ведут к созданию ситуации успеха и заинтересованности в изучении геометрии.
Результаты анкетирования учащихся
Рис. 3
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У обучающегося, в том числе, и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, создает положительную мотивацию к учению. Все эти правила были мною учтены при составлении разноуровневых заданий по теме «Основные тригонометрические тождества»
Как видно из графиков, в классе уже 16 учащихся достигают второго уровня, при этом из них 4 ученика решают задания третьего уровня, при этом после домашней работы 2 ученика выполняют работу полностью, включая творческие задания и 6 учеников получают девять баллов, то есть оценку «5», тем самым 8 учеников показывают отличные знания (32 %).
Рис. 4
Рис. 5
На мой взгляд, одним из факторов, влияющих на повышение мотивации, познавательной активности учащихся является ведение «прозрачного журнала». В журнале быстро и наглядно фиксируются учебные достижения учащихся по степени выполнения ими уровневых заданий для всего класса. В ходе фиксирования выполненных заданий, ученики имеют возможность наблюдать за продвижением друг друга и получать информацию о завершении выполнения уровневых заданий. Выставленные в журнал баллы побуждают учеников к активизации познавательной деятельности, у них появляется дух соревнования и повышается мотивация к обучению. При завершении изучения темы видна наглядная картина готовности ученика к СОР или СОЧ. «Прозрачный журнал» позволяет отслеживать уровень усвоения темы, позволяет вести мониторинг развития учащихся. Зафиксировано улучшение качества знаний, как подтверждают результаты успеваемости за первое полугодие в 8 «Д» классе.
Таблица 1
Мониторинг результатов итоговой аттестации (полугодие)
Класс |
СОР |
Всего учащихся |
«5» |
«4» |
«3» |
Процент успеваемости |
Процент качества |
8 «Д» |
СОР № 1 |
24 |
1 |
18 |
5 |
100 |
79 |
8 «Д» |
СОР № 2 |
24 |
3 |
20 |
1 |
100 |
96 |
Положительным результатом считаю следующее: не нужно дотягивать всех детей до единого уровня, а необходимо создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
Выводы
1) применение разноуровневых заданий позволяет каждому ученику совершенствоваться по собственной траектории развития.
2) Поведенческие изменения учеников:
– при взаимопроверке учащиеся проявляют внимательность друг к другу;
– развивается критическое мышление;
– учащиеся обучаются признавать свои ошибки без стеснения;
– проявляется стремление к самостоятельному обучению;
– выделяются способности и вклад каждого члена коллектива;
– влияет на мотивацию и качество знаний.
Следовательно, применение разноуровневых развивающих заданий сопровождается успешными результатами и положительными изменениями в поведении, мотивации и успеваемости учащихся.