В статье рассмотрены понятие «аморальный проступок», нормативно-правовые акты, предусматривающие увольнение сотрудника за совершение аморального проступка. В статье автор поднимает вопрос о квалификации аморального проступка работников, выполняющих воспитательную функцию, а также определении перечня работников, которые могут быть уволены за совершение подобных проступков, и порядок их увольнения по данному основанию согласно действующему законодательству.
Ключевые слова: аморальный проступок, этические нормы, моральные нормы, увольнение, прекращение трудовых взаимоотношений, воспитательная функция, моральные устои.
В последнее десятилетие в современной России в средствах массовой информации часто можно увидеть информацию о совершении безнравственных деяний со стороны учителей, преподавателей, профессоров и других педагогических работников, которые были отстранены и уволены за совершение аморального правонарушения несовместимого с продолжением работы по выполнению воспитательной функции. В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) в п. 8 ч.1 ст. 81 отмечено, что специальным основанием для увольнения педагогического работника может быть — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. [1] При этом в самом ТК РФ или других нормативно-правовых актах определения понятию «аморальный поступок» нет.
В первую очередь необходимо четко определить, какой проступок считается аморальным, и любого ли работника педагогической организации можно уволить по данному основанию.
Толковый словарь С. И. Ожегова определяет слово «аморальный» — как противоречащий морали, безнравственный, то есть не принимающий во внимание мораль и не считающийся с нравственными нормами и ценностями. [2] Исходя из этого, возникает новый вопрос — что же относится к нравственным, моральным и традиционным ценностям в Российский Федерации. Основываясь на Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 — Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее — Указ Президента) мы видим, что в пункте 4 дается четкое определение понятию традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. [3]
Исходя из этого, можно сделать вывод, что аморальным можно считать любое нарушение традиционных ценностей и моральных устоев, принятых в обществе. Но любого ли работника можно уволить за совершение поступка, направленного против норм морали?
Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в пункте 46 четко определяет, что: «за совершение аморального поступка уволить можно только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок — по месту работы или в быту». [4]
При этом стоит отметить, что воспитательные функции на ребенка оказывают различные люди, и оно может быть как положительным, так и отрицательным, но педагоги-профессионалы, оказывающие воспитательное воздействие, входящее в их трудовые обязанности. Согласно профессиональному стандарту в трудовые обязанности педагогов, помимо обучения, входят воспитательная и развивающая деятельность, а также реализация образовательных программ. [5] Конечно, при приеме на работу в первую очередь оцениваются профессиональные навыки педагога, его опыт и уровень квалификации, а моральные и нравственные вопросы остаются «в тени» до определенного момента. В рабочее время работник успешно выполняет свои обязанности, но вне работы его поведение и поступки могут противоречить нормам этики и морали.
Трудовое право регулирует трудовые отношения, но вопрос нравственности и морали к сожалению, находится вне рамок законодательства. Если поведение работника не прямо влияет на результаты его работы, работодатели могут столкнуться с дилеммой: увольнять ли сотрудника из-за его нравственных принципов или оставить его на работе.
Понимание морали у каждого разное, в зависимости от форм воспитания, общества и социального окружения, но находясь в определенном обществе, индивид перенимает его часть и отделяет «хорошее» от «плохого». В России на современном этапе была создан проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования с целью попытки описать систему духовно-нравственных ценностей в нашей стране (далее — Концепция). [6] К базовым ценностям российского общества относятся — патриотизм, гражданственность, семья, человечество, природа, наука, искусство и литература, а также традиционные религии, труд, творчество и спорт.
Конечно, нельзя твердо сказать, что проект Концепции или указ Президента способны описать всю существующую на данный момент систему морально-нравственных ценностей в российском обществе, но стоит отметить, что они дают определенное представление об актуальном ряде ценностей, характерных современному российскому обществу и в частности тем, которыми руководствуются и придерживаются педагоги в стране.
Возвращаясь к первому абзацу нашей работы, хотелось бы рассмотреть частный случай вынуждения к увольнению сотрудника педагогической организации за совершение аморального проступка и «размытости» понятия норм профессиональной этики и норм морали в современном законодательстве.
В 2019 году учитель русского языка и литературы из города Барнаул была вынуждена уволиться из школы из-за жалоб родителей и руководства организации в связи с публикацией педагогом на своей странице в социальных сетях своей фотографии с соревнований по плаванию в закрытом спортивном купальнике. Родители учащихся и руководитель организации сошлись во мнении, что снимки слишком откровенные для педагога. Жалоб на профессиональные качества сотрудника не поступало ни от коллег, ни от руководства и учащихся, но публикация снимка вызвала неоднозначное мнение. Если исходить из Концепции и Указа Президента работник образовательной организации пропагандирует здоровый образ жизни, а именно в самостоятельном желании к занятию физической культурой, патриотизм — участие в различных соревнованиях, проводимых субъектами Российской Федерации, качественно выполняет возложенные на нее профессиональные обязанности, связанные со всесторонним развитием личности, воспитании и образовании школьников. На сторону работника встали чиновники, коллеги и общественные деятели — не усмотрев в опубликованной фотографии противоправных действий, но это лишь один из немногих случаев за последнее время, касающийся вопроса «аморальности» в отношении педагогического работника.
На текущий день категория «аморальный» слишком субъективна, но при этом остается неизбежной, так как невозможно предвидеть и предусмотреть весь список действий сотрудника образовательной организации подходящий под данной определение.
Исходя из вышеизложенного предлагаем следующую рекомендацию — добавить в трудовое законодательство четкое определение понятия «аморальный проступок» с классификацией правонарушений, которое влечет за собой расторжение трудового договора в связи с совершением работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Литература:
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
- Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр, и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // СПС «КонсультантПлюс».
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, (Стандарты второго поколения). 2009. — 29 с.