Аморальный проступок работника, выполняющего воспитательные функции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 21.03.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Судаков, А. В. Аморальный проступок работника, выполняющего воспитательные функции / А. В. Судаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112200/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены понятие «аморальный проступок», нормативно-правовые акты, предусматривающие увольнение сотрудника за совершение аморального проступка. В статье автор поднимает вопрос о квалификации аморального проступка работников, выполняющих воспитательную функцию, а также определении перечня работников, которые могут быть уволены за совершение подобных проступков, и порядок их увольнения по данному основанию согласно действующему законодательству.

Ключевые слова: аморальный проступок, этические нормы, моральные нормы, увольнение, прекращение трудовых взаимоотношений, воспитательная функция, моральные устои.

В последнее десятилетие в современной России в средствах массовой информации часто можно увидеть информацию о совершении безнравственных деяний со стороны учителей, преподавателей, профессоров и других педагогических работников, которые были отстранены и уволены за совершение аморального правонарушения несовместимого с продолжением работы по выполнению воспитательной функции. В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) в п. 8 ч.1 ст. 81 отмечено, что специальным основанием для увольнения педагогического работника может быть — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. [1] При этом в самом ТК РФ или других нормативно-правовых актах определения понятию «аморальный поступок» нет.

В первую очередь необходимо четко определить, какой проступок считается аморальным, и любого ли работника педагогической организации можно уволить по данному основанию.

Толковый словарь С. И. Ожегова определяет слово «аморальный» — как противоречащий морали, безнравственный, то есть не принимающий во внимание мораль и не считающийся с нравственными нормами и ценностями. [2] Исходя из этого, возникает новый вопрос — что же относится к нравственным, моральным и традиционным ценностям в Российский Федерации. Основываясь на Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 — Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее — Указ Президента) мы видим, что в пункте 4 дается четкое определение понятию традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. [3]

Исходя из этого, можно сделать вывод, что аморальным можно считать любое нарушение традиционных ценностей и моральных устоев, принятых в обществе. Но любого ли работника можно уволить за совершение поступка, направленного против норм морали?

Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в пункте 46 четко определяет, что: «за совершение аморального поступка уволить можно только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок — по месту работы или в быту». [4]

При этом стоит отметить, что воспитательные функции на ребенка оказывают различные люди, и оно может быть как положительным, так и отрицательным, но педагоги-профессионалы, оказывающие воспитательное воздействие, входящее в их трудовые обязанности. Согласно профессиональному стандарту в трудовые обязанности педагогов, помимо обучения, входят воспитательная и развивающая деятельность, а также реализация образовательных программ. [5] Конечно, при приеме на работу в первую очередь оцениваются профессиональные навыки педагога, его опыт и уровень квалификации, а моральные и нравственные вопросы остаются «в тени» до определенного момента. В рабочее время работник успешно выполняет свои обязанности, но вне работы его поведение и поступки могут противоречить нормам этики и морали.

Трудовое право регулирует трудовые отношения, но вопрос нравственности и морали к сожалению, находится вне рамок законодательства. Если поведение работника не прямо влияет на результаты его работы, работодатели могут столкнуться с дилеммой: увольнять ли сотрудника из-за его нравственных принципов или оставить его на работе.

Понимание морали у каждого разное, в зависимости от форм воспитания, общества и социального окружения, но находясь в определенном обществе, индивид перенимает его часть и отделяет «хорошее» от «плохого». В России на современном этапе была создан проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования с целью попытки описать систему духовно-нравственных ценностей в нашей стране (далее — Концепция). [6] К базовым ценностям российского общества относятся — патриотизм, гражданственность, семья, человечество, природа, наука, искусство и литература, а также традиционные религии, труд, творчество и спорт.

Конечно, нельзя твердо сказать, что проект Концепции или указ Президента способны описать всю существующую на данный момент систему морально-нравственных ценностей в российском обществе, но стоит отметить, что они дают определенное представление об актуальном ряде ценностей, характерных современному российскому обществу и в частности тем, которыми руководствуются и придерживаются педагоги в стране.

Возвращаясь к первому абзацу нашей работы, хотелось бы рассмотреть частный случай вынуждения к увольнению сотрудника педагогической организации за совершение аморального проступка и «размытости» понятия норм профессиональной этики и норм морали в современном законодательстве.

В 2019 году учитель русского языка и литературы из города Барнаул была вынуждена уволиться из школы из-за жалоб родителей и руководства организации в связи с публикацией педагогом на своей странице в социальных сетях своей фотографии с соревнований по плаванию в закрытом спортивном купальнике. Родители учащихся и руководитель организации сошлись во мнении, что снимки слишком откровенные для педагога. Жалоб на профессиональные качества сотрудника не поступало ни от коллег, ни от руководства и учащихся, но публикация снимка вызвала неоднозначное мнение. Если исходить из Концепции и Указа Президента работник образовательной организации пропагандирует здоровый образ жизни, а именно в самостоятельном желании к занятию физической культурой, патриотизм — участие в различных соревнованиях, проводимых субъектами Российской Федерации, качественно выполняет возложенные на нее профессиональные обязанности, связанные со всесторонним развитием личности, воспитании и образовании школьников. На сторону работника встали чиновники, коллеги и общественные деятели — не усмотрев в опубликованной фотографии противоправных действий, но это лишь один из немногих случаев за последнее время, касающийся вопроса «аморальности» в отношении педагогического работника.

На текущий день категория «аморальный» слишком субъективна, но при этом остается неизбежной, так как невозможно предвидеть и предусмотреть весь список действий сотрудника образовательной организации подходящий под данной определение.

Исходя из вышеизложенного предлагаем следующую рекомендацию — добавить в трудовое законодательство четкое определение понятия «аморальный проступок» с классификацией правонарушений, которое влечет за собой расторжение трудового договора в связи с совершением работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Литература:

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр, и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
  3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»
  5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, (Стандарты второго поколения). 2009. — 29 с.
Основные термины (генерируются автоматически): аморальный проступок, Российская Федерация, Указ Президента, воспитательная функция, ценность, образовательная организация, педагогическая организация, педагогический работник, российское общество, Трудовой кодекс.


Ключевые слова

моральные нормы, этические нормы, воспитательная функция, увольнение, аморальный проступок, прекращение трудовых взаимоотношений, моральные устои

Похожие статьи

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

Статья посвящена правовому статусу государственных гражданских служащих. Рассмотрены права и обязанности, закрепленные в нормативных правовых актах. Проанализирована судебная практика о невыполнении гражданским служащим своих обязанностей или нарушен...

Обязанность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся обязанности работодателя возместить ущерб, причиненный работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей. Автор отмечает, что данные отношения регулируются не только нормами трудового права, но и норм...

Административная ответственность. Цель и основания применения административных наказаний

В данной статье дается общая характеристика административной ответственности, раскрывается понятие административной ответственности, а также определяются признаки, функции, причины, цели и характеристики административной ответственности. Администрати...

Проблемы квалификации преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия (статья 135 УК РФ)

В статье исследуются различные вопросы юридической оценки состава преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста шестнадцати лет, и малолетних. Анализируются проблемы, воз...

Уголовная ответственность за хулиганство и иные преступления, совершенные из хулиганских побуждений. Отличия хулиганского мотива от иных мотивов преступлений

Данная статья посвящается таким проблемам уголовного права и криминологии, как правильная квалификация некоторых преступлений, связанных с хулиганством. Правильная квалификация преступлений — это как правильно поставленный диагноз врача, который очен...

Проблемы квалификации угрозы убийством, носящей неопределенный характер

В статье рассматриваются объективные признаки преступления в виде угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также проблемы, которые возникают в ходе квалификации данного вида преступлений, связанные с неопределенностью характера само...

Перспективные направления совершенствования отечественного уголовного законодательства в части регламентации обстоятельств, исключающих преступность деяния

В рамках статьи автор поднимает проблему не учтённых в главе 8 Уголовного кодекса Российской Федерации обстоятельств, исключающих преступность деяния, которые встречаются на практике, но вызывают проблемы в процессе их квалификации и правоприменения....

Проблемы квалификации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью

В данной статье рассматриваются вопросы, возникающие при квалификации преступлений по ст. 111 УК РФ, анализируются ошибки при квалификации данного преступления. В связи с проблемами квалификации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью существуе...

Проблемы привлечения к ответственности при проведении процедуры банкротства физических лиц

В статье автор освещает особенности гражданско-правовой и административной ответственности, применяемой как к должнику, так и к финансовому управляющему в рамках процедур несостоятельности (банкротства) физических лиц, регламентированных Федеральным ...

Социальная и правовая ответственность как последствие совершения правонарушений в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются такие понятия как социальная и правовая ответственность, их виды и составляющие. Социальная ответственность представляет собой процесс принуждения с избранием вида и размера санкций за нарушение установленных в обществ...

Похожие статьи

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

Статья посвящена правовому статусу государственных гражданских служащих. Рассмотрены права и обязанности, закрепленные в нормативных правовых актах. Проанализирована судебная практика о невыполнении гражданским служащим своих обязанностей или нарушен...

Обязанность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся обязанности работодателя возместить ущерб, причиненный работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей. Автор отмечает, что данные отношения регулируются не только нормами трудового права, но и норм...

Административная ответственность. Цель и основания применения административных наказаний

В данной статье дается общая характеристика административной ответственности, раскрывается понятие административной ответственности, а также определяются признаки, функции, причины, цели и характеристики административной ответственности. Администрати...

Проблемы квалификации преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия (статья 135 УК РФ)

В статье исследуются различные вопросы юридической оценки состава преступления, предусматривающего ответственность за развратные действия в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста шестнадцати лет, и малолетних. Анализируются проблемы, воз...

Уголовная ответственность за хулиганство и иные преступления, совершенные из хулиганских побуждений. Отличия хулиганского мотива от иных мотивов преступлений

Данная статья посвящается таким проблемам уголовного права и криминологии, как правильная квалификация некоторых преступлений, связанных с хулиганством. Правильная квалификация преступлений — это как правильно поставленный диагноз врача, который очен...

Проблемы квалификации угрозы убийством, носящей неопределенный характер

В статье рассматриваются объективные признаки преступления в виде угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также проблемы, которые возникают в ходе квалификации данного вида преступлений, связанные с неопределенностью характера само...

Перспективные направления совершенствования отечественного уголовного законодательства в части регламентации обстоятельств, исключающих преступность деяния

В рамках статьи автор поднимает проблему не учтённых в главе 8 Уголовного кодекса Российской Федерации обстоятельств, исключающих преступность деяния, которые встречаются на практике, но вызывают проблемы в процессе их квалификации и правоприменения....

Проблемы квалификации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью

В данной статье рассматриваются вопросы, возникающие при квалификации преступлений по ст. 111 УК РФ, анализируются ошибки при квалификации данного преступления. В связи с проблемами квалификации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью существуе...

Проблемы привлечения к ответственности при проведении процедуры банкротства физических лиц

В статье автор освещает особенности гражданско-правовой и административной ответственности, применяемой как к должнику, так и к финансовому управляющему в рамках процедур несостоятельности (банкротства) физических лиц, регламентированных Федеральным ...

Социальная и правовая ответственность как последствие совершения правонарушений в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются такие понятия как социальная и правовая ответственность, их виды и составляющие. Социальная ответственность представляет собой процесс принуждения с избранием вида и размера санкций за нарушение установленных в обществ...

Задать вопрос