В статье представлены результаты изучения психологической готовности к браку у студентов с разным уровнем рефлексии. Установлено, что студенты с высоким и средним уровнем рефлексии имеют более высокую психологическую готовность к браку, чем студенты с низким уровнем.
Ключевые слова: рефлексия, психологическая готовность к браку.
Рефлексия играет значительную роль в психологическом развитии и в процессе принятия решений, поскольку она позволяет человеку осознавать и анализировать свои мысли, чувства и действия. Этот процесс помогает человеку совершенствовать свои навыки саморегуляции, улучшать эмоциональное состояние и повышать уровень самосознания.
В психологическом словаре рефлексия определяется как «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими и к другим, своих задач, назначения и т. д». [2, с. 616].
Определение «рефлексии» В. И. Степанского, В. В. Столина звучит так: «широкий круг феноменов самоотражения, таких, как самосознание, самоанализ и т. д., что нередко выражает и философский, и психологический аспект проблемы» [4, с. 25].
Умение распознавать свои собственные и чужие эмоции играет важную роль в размышлениях, что является ключевым элементом в развитии отношений в браке. Благодаря высокому уровню размышлений партнеры могут более успешно взаимодействовать эмоционально, предотвращая конфликты и обеспечивая более высокую степень удовлетворенности от брака.
Уровень психологической рефлексии у молодых людей может повлиять на их готовность к браку. Более высокий уровень рефлексии может способствовать более глубокому анализу своих эмоций, мыслей и поведения в контексте отношений, что может помочь им лучше понять себя и свои отношения.
Л. Б. Шнейдер утверждала, что «готовность к браку является комплексной категорией, в которую входит ряд аспектов, в частности, подготовленность коммуникативных навыков; сохранение супружеской верности в браке, физиологического и морального единства женщины и мужчины; умение находить выход из конфликтов, разрешать проблемы» [5, с. 37].
В. П. Кравец в своих исследованиях подчеркивает, что нехватка «специальной психологической подготовки молодежи к созданию семьи, что приводит к негативным последствиям, таким как трудности семьи с воспитательной функцией и увеличению количества неполных семей» [1, с. 112].
Психологическая готовность к браку — «личностное образование, которое включает установки и ценности, ориентированные на сохранение и создание семьи, воспитание и рождение детей, определенные представления и знания о семейной жизни, а также коммуникативные умения и навыки, личностные качества, дающие возможность построить и поддерживать внутрисемейные благоприятные отношения» [3, с. 77].
Целью нашего исследования является изучение связи психологической готовности к браку и рефлексии у студентов. Мы предположили, что чем лучше выражены у студентов рефлексивные способности, тем выше уровень их психологической готовности к браку.
В исследовании приняли участие студенты НИУ «БелГУ» в количестве 40 человек, в возрасте 18–23 лет, из них 15 юношей и 25 девушек.
Для изучения уровня рефлексии у студентов была использована «Методика диагностики уровня развития рефлексивности» (опросник А. В. Карпова).
Данная методика показала, что у 72 % студентов наблюдается средний уровень рефлексии. Это говорит о том, что студенты имеют способности задавать вопросы и анализировать информацию, однако им может недоставать опыта и уверенности в своих суждениях, способность рассматривать ситуации и проблемы с разных точек зрения, но иногда могут теряться в деталях или не видеть общей картины. Они часто стремятся к самосовершенствованию и готовы к самоанализу, но могут испытывать затруднения в принятии сложных решений.
18 % студентов имеют низкий уровень рефлексии. Студенты с низким уровнем рефлексии обычно имеют склонность к поверхностному мышлению и не задумываются о причинах или мотивах своих поступков. Они часто избегают самокритики, предпочитая скрывать свои слабости или ошибки. Низкий уровень рефлексии может препятствовать личностному росту и профессиональному развитию студента, так как он не способен активно учиться на своих ошибках и принимать конструктивную критику.
10 % респондентов обладают высоким уровнем рефлексии. Для них характерно глубокое понимание собственного опыта и умение анализировать собственные мысли, чувства и действия, способность к самокритике и самооценке без пристрастия, а также готовность признавать свои ошибки и учиться на них, гибкость мышления, способность слушать и понимать точку зрения других людей, желание постоянного совершенствования и развития личности, стремление к достижению новых высот и усовершенствованию качеств своего мышления и действий.
Для исследования уровня психологической готовности к браку была использована «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» (И. Ф. Юнд).
Результаты по данной методике показали, что у 75 % студентов наблюдается достаточная психологическая готовность к браку. Студенты с достаточным уровнем готовности к браку часто проявляют зрелость, ответственность и умение устанавливать и поддерживать здоровые отношения. Они имеют ясное представление о своих ценностях, желаниях и ожиданиях от брака и партнерства. Достаточно готовые к браку студенты обычно обладают хорошей коммуникационной и эмоциональной интеллектом, что помогает им лучше понимать партнера и поддерживать качественные отношения.
15 % студентов имеют удовлетворительный уровень психологической готовности к браку, т. е. они обычно имеют базовые знания о важности уважения, честности, доверия и поддержки в отношениях, могут испытывать трудности в управлении конфликтами, эмоциями или коммуникацией в отношениях, но при этом могут быть менее внимательными к потребностям партнера или иметь ограниченное понимание о том, какие компромиссы могут быть необходимы для успешного совместного существования.
10 % студентов обладают неудовлетворительным уровнем психологической готовности к браку. Неудовлетворительный уровень готовности к браку чаще всего характеризуется неспособностью выразить свои чувства и потребности, отсутствием сформированных ценностей и установок по отношению к семейным отношениям, а также недостаточной готовностью к компромиссам и совместному решению проблем. Люди с низким уровнем готовности к браку могут испытывать трудности в установлении близких отношений, испытывать доверчивость, зависимость или контрольные тенденции в отношениях с партнером.
С целью выявления связи между рефлексией и психологической готовностью к браку у студентов нами был использовал коэффициент корреляции Спирмена, который выявил тесную положительную связь психологической готовности к браку и рефлексии (r=0,605, при р≤0,01)
Таким образом, студенты, которые имеют склонность глубоко размышлять о своих отношениях, ценностях и планах на будущее, более осознанно оценивать свои сильные и слабые стороны в отношениях и принимать ответственность за свои действия и поступки, проявляют более высокий уровень психологической готовности к браку.
Литература:
- Кравец В. П. Теория и практика подготовки ученической молодежи к семейной жизни. — М.: Класс, 2011. — 386 с.
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 896 с.
- Судницына В. М., Никитина Е. Л. Изучение представлений студентов-психологов о семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 28. — С. 76–78.
- Тырсиков, Д. В. Методика развития интеллектуальной рефлексии у школьников / Д. В. Тырсиков. — Ставрополь: ИРО, 1990. — 32 с.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. — 5-е изд. — Москва: Академический проект; Киров: Константа, 2011. — 736 с.