В статье рассматривается процесс признания товарного знака общеизвестным. Описываются критерии, необходимые для признания товарного знака общеизвестным, и приводятся примеры использования различных сведений для подтверждения общеизвестности. Анализируются материалы судебной практики в области оспаривания решений Роспатента по этому вопросу и выделяется основные аспекты, которые могут повлиять на исход таких дел.
Ключевые слова: товарный знак, общеизвестный товарный знак, Роспатент, обозначение, критерии.
Согласно действующему правовому регулированию для того, чтобы товарный знак мог быть признан общеизвестным, необходимо, чтобы он был интенсивно использован и широко известен среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. Законодательство не устанавливает конкретных критериев для этих условий, и каждое решение о признании общеизвестности принимается Роспатентом на основе представленных заявителем сведений. Если решение будет положительным, товарный знак будет внесен в перечень общеизвестных.
Для подтверждения общеизвестности товарного знака могут использоваться следующие сведения в соответствии с пп. 3 п. 17 Административного регламента по признанию товарного знака общеизвестным в РФ:
1) информация о интенсивном использовании товарного знака;
2) сведения о странах, где товарный знак стал широко известным;
3) данные о затратах на рекламу товарного знака, например, из годовых финансовых отчетов;
4) оценка стоимости или ценности товарного знака на основе информации, содержащейся в годовых финансовых отчетах;
5) результаты опросов потребителей, проведенных специализированной независимой организацией по вопросу общеизвестности товарного знака [1]. При этом могут учитываться соответствующие Рекомендации, утвержденные Роспатентом [2].
Э. В. Горян и И. Р. Рахманкуловым отмечается, что «без соблюдения одного из указанных условий компетентный орган вправе отказать в удовлетворении заявления на признание товарного знака общеизвестным» [9].
Однако на сегодняшний день в производстве судов находится немалое количество дел об оспаривании решения Роспатента об отказе в признании товарного знака общеизвестным. В связи с этим необходимо рассмотреть судебную практику, сформированную для перспективы оспаривания и рисков, которые может понести правообладатель, обращаясь в суд.
Если говорить о критериях, которые могут быть учтены при вынесении решения о признании товарного знака общеизвестным, то согласно судебным актам Суда по интеллектуальным правам РФ, мы можем выделить следующие:
1) для оценки общеизвестности товарного знака учитывается его известность в адресном круге потребителей конкретного вида товаров, а не всего общества. Например, если товарный знак используется для индивидуализации транспортных средств в категории «дорожная и коммунальная техника», то его известность оценивается среди специалистов, принимающих решения о выборе и закупке такой техники в крупных организациях этого сектора экономики [5]; аналогичной этой является позиция СИП РФ о том, что при определении степени известности товарного знака учитывается мнение не всего общества в целом, а только адресного круга потребителей конкретного вида товаров (работ, услуг) [8];
2) географический критерий использования товарного знака не обязательно требует, чтобы он был известен потребителям, проживающим во всех административно-территориальных образованиях государства [4].
Стоит отметить, что решение Роспатента можно оспорить тогда, когда будет доказано, что орган без оснований уклонился от исследования всех представленных доказательств. Например, в одном из дел было установлено, что решении суда первой инстанции подробно проанализированы документы, представленные обществом в Роспатент для обоснования общеизвестности товарного знака. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что часть этих документов либо не была оценена административным органом, либо их оценка была проведена поверхностно и без должного обоснования. Важные детали и аргументы этого анализа были упущены [6].
Иногда на практике возникает такая ситуация, когда правообладатель сам проявляет шаги навстречу Роспатенту с целью пройти регистрацию. Это касается вопроса сужения заявленного перечня товаров. В данном случае Роспатент может необоснованно проигнорировать этот момент. Например, в одном из дел было установлено, что отказ в удовлетворении заявления общества не мог быть обоснован лишь широким перечнем товаров. Общество было готово сузить список товаров до детского стирального порошка при сомнениях в общеизвестности «Ушастый нянь». Отказ Роспатента рассмотреть эти предложения явился нарушением процедуры [3].
Стоит рассмотреть и «другую сторону медали». Нередко правообладатель сам не способен доказать общеизвестность своего товарного знака. Например, это может быть в случае отсутствия доказательств ассоциации товарного знака у потребителей с товарами правообладателя. Примером является следующий случай из практики:
суд подтвердил довод Роспатента, что результаты анализа посещаемости Московского международного делового центра «Москва-Сити» могут лишь свидетельствовать о его известности как места в Москве, но не об известности спорного знака обслуживания. Следовательно, заявитель не предоставил достаточных доказательств широкой известности спорного знака среди потребителей в отношении услуги «управление недвижимостью» [7].
Таким образом, в современном правовом регулировании признания товарного знака общеизвестным ключевыми факторами являются его интенсивное использование и широкая известность среди соответствующих потребителей. Однако отсутствуют четкие критерии для этих условий, и каждое решение о признании общеизвестности принимается Роспатентом на основе представленных заявителем сведений. Для подтверждения общеизвестности могут использоваться различные данные, такие как информация об использовании, распространении в различных странах, затратах на рекламу и результаты опросов потребителей. Судебная практика показывает, что в ряде случаев решение Роспатента о признании товарного знака общеизвестным может быть оспорено, особенно в случаях, когда представленные доказательства не были должным образом рассмотрены или когда правообладатель предложил сузить перечень товаров. Однако нередко правообладатели также могут столкнуться с трудностями в доказательстве общеизвестности своего товарного знака, особенно если нет ассоциации потребителей с данным знаком.
Литература:
- Приказ Минэкономразвития России от 27.08.2015 № 602 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2015 № 39065) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.10.2015.
- Приказ Роспатента от 01.06.2001 № 74 «Об утверждении Рекомендаций по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации» // Вестник Роспатента. — № 3. — 2001.
- Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 13.08.2018 № С01–436/2018 по делу № СИП-684/2017 // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 22.02.2019 № С01–1273/2018 // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 24.05.2021 № С01–644/2021 // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 24.05.2021 № С01–644/2021 по делу № СИП-281/2020 // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 11.07.2022 № С01–849/2022 по делу № СИП-915/2021 // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 15.09.2022 № С01–1687/2022 по делу № СИП-55/2022 // СПС КонсультантПлюс.
- Горян Э. В., Рахманкулов И. Р. Критерии признания общеизвестным товарного знака или обозначения в Российской Федерации // Территория новых возможностей. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-priznaniya-obscheizvestnym-tovarnogo-znaka-ili-oboznacheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 19.03.2024).