В статье автором рассмотрены основные принципы и вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации.
Ключевые слова: средства массовой информации, правоохранительные органы, информационная политика, взаимодействие, государственные органы власти.
В настоящее время, на этапе развития современной России, вопросы о взаимодействии органов внутренних дел с институтами гражданского общества становятся особенно важными.
Понятие «взаимодействие» можно трактовать следующим образом: отношения между правоохранительными органами и обществом основаны на принципе открытости и стремлении восстановить доверие со стороны населения, а также на формировании положительного образа правоохранительных органов. Возможно, эта положительная тенденция необратима. Однако, чтобы эти аспекты были реализованы на высоком уровне, необходимо установить партнерские отношения с СМИ, основанные на взаимном уважении и сотрудничестве. Организацию этого взаимодействия осуществляют специальные отделы информации и связей с общественностью государственных органов, которые являются эффективными средствами, позволяющими обеспечить контакт, либо прямую или обратную связь между обществом и правоохранительными органами в целом.
Средства массовой информации — это единственный в своём роде информационный источник, информирующий общество и играющий роль важного государственного института, который создаёт коммуникацию между двумя сторонами: общественностью и правоохранительными органами.
Институты гражданского общества не только социально важны, но многофункциональны в деятельности правоохранительных органов, так как систематически освещают различные проблемы и аспекты их функционирования в современном обществе. Поэтому тесная взаимосвязь СМИ и правоохранительных органов является взаимовыгодным сотрудничеством посредством радио- и телевещания, пресс-служб и интернет-порталов в сфере предотвращения появления преступности и сохранения правопорядка в обществе [3].
Современный этап развития позволяет любому человеку получить доступ к информации достаточно быстро и в последующем распространять её при помощи социальных сетей или интернет-порталов. В связи с этим правоохранительные органы должны быть всегда готовы среагировать быстро на информацию любого характера, которая появляется в общественном доступе. Всё это свидетельствует о том, что инновационные технологии, вошедшие в нашу жизнь, кардинально изменили способы контроля информационных данных, раскрывая их низкую эффективность и указывая на необходимость создания новых подходов при работе с общественностью. Помимо этого, ощутимое влияние все изменения оказали и на структуру международных средств массовой информации.
Развитие информационной сферы радикально трансформировал само понятие «информация», что в результате привело к глобализации общества с существующими в нём базовыми каналами, которые позволяют передавать информацию через веб-сайты и социальные сети [1].
Между средствами массовой информации и информационными подразделениями правоохранительных органов, которые обеспечивают информационную безопасность сложились специфические взаимоотношения, позволяющие создать условия, противодействующие появлению преступности и обеспечивающие безопасность на территории всей Российской Федерации. Эти взаимоотношения характеризуются наличием принципов и особенностей, которые определяют их характер. Несомненно, что эти отношения отличаются социальным характером и имеют свои определённые черты, но и подлежат своего рода социальному контролю в связи со своей спецификой [4].
С другой стороны, рассматривая характер каждого участника данных взаимоотношений, можно сказать, что в качестве специального, официального и государственного контроля этих отношений выступает законодательство.
В теоретических источниках раскрываются формы взаимодействиях средств массовой информации с правоохранительными органами, которые помогают в предупреждении возникновения преступлений и нарушении общественного порядка. К ним можно отнести:
— уведомление средств массовой информации пресс-служб о конкретном уголовном деле, содержании и объёме оказанной помощи сотрудниками полиции;
— аккредитация деятельности журналистов органами внутренних дел;
— проведение «прямых трансляций» и «горячих линий», организация работы телефона доверия, с их последующим использованием в процессе расследования и предотвращения преступлений;
— изучение корреспонденции, которая получена правоохранительными органами, коммуникация с правоохранительными органами в радио- и телепередачах, транслируемых в прямом эфире через территориальные СМИ, привлекать известных журналистов для проведения занятий с работниками пресс-служб;
— поддержка в сфере информации представителей СМИ в ходе их так называемого независимого журналистского расследования.
Изучая и раскрывая вопросы деятельности средств массовой информации в области личностных интересов граждан, общественности и государства, а также учитывая глобальный характер, инновационные технологии, информационный прогресс и рост преступности в сетевом пространстве указывает на важность совершенствования и обновления принципов сотрудничества СМИ и правоохранительных органов. Эти принципы направлены на формирование равноправных отношений между ними правоохранительными органами и средствами массовой информации в области защиты гражданских свобод, создания безопасности всего общества и борьбы с преступностью [2].
Только систематическое взаимодействие средств массовой информации и правоохранительных органов позволять решать задачи и формировать положительное мнения со стороны всей общественности и каждого гражданина по отдельности, что в следствии позволить улучшить их совместную деятельность при разрешении возникших проблем.
В своих трудах отечественный учёных Р. М. Янбухтин отмечал, что «система разрешения совместных задач позволяет актуализировать важность выявления и дифференциацию принципов взаимоотношения средств массовой информации и правоохранительных органов, а также принципов информирования общества о том, что происходит в сфере общественного порядка и деятельности правоохранительных органов, их модернизация и теоретико-методологическое описание» [4].
Отмечая важный и социальный характер информационного пространства, необходимо учитывать отрицательные аспекты деятельности средств массовой информации. СМИ довольно часто берут на себя ответственности при публикации материалов или отчётов, которые могут включать предвзятую или непроверенную информацию. Это происходит из-за наблюдающейся жёсткой конкуренции и рыночной экономики, поэтому журналисты пытаются привлекать новых читателей материалами, которые носят характер «желтой прессы» и содержать неправдоподобную информацию, указывания на происходящее с повышенным вниманием со стороны других граждан или целых групп граждан. В связи с чем принципы взаимодействия средств массой информации и правоохранительных органов должны отмечать имеющиеся отрицательные действия в работе СМИ.
Другой проблемой, которая тесно связана функционированием деятельности правоохранительных органов как органов государственной власти является то, что работники средств массовой информации при публикации статей, указывают в них факты, которые освещают только лишь недостатки в деятельности правоохранительных органов, и как следствие, проявляют меньше интереса к положительным и героическим действиям их работы в сфере обеспечения безопасности на территории всей Российской Федерации.
Имеющиеся и другие проблемы эффективного взаимодействия средств массовой информации и правоохранительных органов отмечают необходимость и актуальность в совершенствовании законов, которые регулируют деятельность СМИ, в том числе их электронные формы, а также важность построения доверительных и партнёрских отношений с правоохранительными органами, что в результате позволить повысит качестве каждого из них, особенно при формировании и развитии правового государства.
Таким образом, между средствами массовой информации и информационными подразделениями правоохранительных органов, которые обеспечивают информационную безопасность имеются специфические взаимоотношения, позволяющие создать условия, противодействующие появлению преступности и обеспечивающие безопасность на территории всей Российской Федерации. Эти взаимоотношения характеризуются наличием принципов и особенностей, которые определяют их характер.
Литература:
- Ильянова О. И. Особенности взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации // Право и управление. 2022. № 5.
- Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. — 172 с.
- Сухарев П. В. Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов со СМИ / П. В. Сухарев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 196–199.
- Янбухтин Р. М. Правоохранительные органы и СМИ: проблемы и принципы взаимодействия // Грамота. 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч. II. C. 213–217.