В статье рассматривается образовательный потенциал цифровых технологий в преподавании английского языка в школе. Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Иностранный язык представляет собой учебный предмет, в котором предполагается создание искусственной языковой среды для обучающихся, что предопределяет вариативное включение различных цифровых средств обучения в новые перспективы преподавания иностранного языка.
Целью современного образования в современной России является развитие активной, сознательной и ответственной личности. Наличие компьютеров и электронных материалов позволяет поднять учебный процесс на новый уровень.
В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция — организация и стимулирование учебного процесса. Осваивая работу с ЦОР, учитель имеет возможность получать более качественные результаты обучения на всех этапах урока.
Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например, широкое распространение получило использование презентаций. Мультимедийные презентации являются удобной технологией для включения в учебный процесс. Формы включения презентаций в школе на уроках зависят от темы и её целей. Так, эффективными целями применения считаются следующие: процесс иллюстрирования и изучения нового материала; закрепление новой темы; проверка усвоения материала.
Электронные приложения к учебникам тоже являются инструментами цифровой технологии. Они содержат обучающие программы по запоминанию слов и тренировки грамматики, а также дополнительную практику по аудированию и письму.
У учителей сейчас большие возможности использовать в своей работе ряд бесплатных ЦОР.
Российская электронная школа (РЭШ ) — это государственная образовательная платформа. Здесь даны интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс по всем предметам. Уроки строятся на основе специально разработанных авторских программ, они полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования.
Сервис Padlet платформа для создания досок для размещения контента. Удобен для организации, хранения материалов и совместной работы со студентами. Особенностями Padlet являются:
Создание интерактивных досок
Совместная работа и редактирование
Добавление медиафайлов, ссылок и документов
Управление доступом
Готовые шаблоны
Образовательная платформа Учи.ру позволяет осваивать учебные предметы в интерактивном режиме, с увлекательными занятиями через интернет. Все, что нужно для организации процесса обучения — наличие компьютера или планшета.
Learning Apps -сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений
Шаблоны для создания собственных интерактивных проектов — тестов, пазлов, кроссвордов . Можно делать игры в духе «Кто хочет стать миллионером?», упражнения вида «Заполните пропуски», «Расставьте по порядку» «Найди пару» и другие задания.
Каждая цифровая платформа имеет свои особенности. В своей работе я использую сервис Wizer.me. Он может использоваться педагогами для создания ресурсов с целью реализации технологий «перевернутого» урока, формирующего оценивания, смешанного обучения (интерактивных рабочих листов для практической работы или домашних заданий, бланков для итоговой оценки, анкет и форм обратной связи). На платформе сервиса возможна организация совместной удаленной работы педагогов по созданию дидактического материала.
Здесь я составляю интерактивные задания и предоставляю их своим учащимся. Более того, в этом сервисе можно поделиться со своими коллегами своими разработками.
Возможности сервиса позволяют быстро создавать широкий спектр типов заданий: открытые вопросы (Open questions), множественный выбор ответа (Multiple choice), сопоставление (Matching), упорядочивание (Sorting), заполнение пропусков в тексте (Blanks), заполнение комментариев к изображению (Fill on an image), таблицы (Table), аудиозапись фрагмента и т. д.
Пользователь переходит на сайт Wizer по электронному адресу https://app.wizer.me. Далее необходимо зарегистрироваться на сайте в качестве педагога, для этого нажать на кнопку « Join » в правом верхнем углу сайта. В открывшейся форме нужно ввести в поля свои данные. После заполнения полей нужно нажать на кнопку « Sign Up » для завершения регистрации. Зарегистрированный пользователь для входа на сайт нажимает кнопку « Log In », вводит свой адрес электронной почты (E-mail) и пароль, созданный ранее.
В открытой галерее сервиса Wizer содержится обширная коллекция готовых интерактивных рабочих листов, созданных педагогическим сообществом, в том числе на русском языке. Материалы структурированы тематически и по возрастным категориям. Любой рабочий лист из галереи пользователь может использовать, нажав кнопку « Use » на рабочем листе и. Далее можно вносить необходимые коррективы в копию рабочего листа в учетной записи пользователя. Поделиться с коллегами интересным рабочим листом можно по ссылкам социальных сетей.
Дизайн интерактивных рабочих листов тщательно продуман с тем, чтобы пользователи могли выбрать фон и темы, отформатировать шрифт. Для создания собственного интерактивного рабочего листа пользователь нажимает либо активную кнопку « Create » («Создать») в верхнем меню, либо красную кнопку « Start now! » («Начать работу») в верхней части главной страницы.
Далее пользователь выбирает тип задания. Для выбора нужного типа задания необходимо нажать на зеленый квадрат с типом задания (тип задания обозначен пиктограммой). Сервис Wizer позволяет пользователю добавлять мультимедийные файлы (видео, аудио, изображения) в задания рабочего листа. Отвечая на задание с открытым ответом, обучающийся может записать свой ответ в формате текстовом, графическом, а также отправить ответ в виде аудиофайла. Соответственно, пользователь, составляя задание, может записать его как аудиофайл: прочитать текст задания или инструкции вслух, задать вопрос, образец произношения.
Кнопка аудиозаписи находится под окном задания. Пользователь нажимает на значок микрофона, чтобы записать звук или загрузить существующий аудиофайл с компьютера пользователя.
Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
— излагать материал более доходчиво с наглядными дополнительными источниками на уроках и элективного курса
— находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
— экономить время для речевой практики;
— организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом
— заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения
Компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка.
ЦОР помогают ученикам:
— развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты
— самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
— приобрести навыки работы с компьютером;
— основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
В заключении хочу цитировать слова Сергея Брина, разработчика и со основателя Google: «Чем активнее ты пробуешь что-то новое, тем больше у тебя шансов наткнуться на что-то действительно стоящее».
Литература:
- Голованова, Е. В. Цифровые инструменты / Е. В. Голованова — М.: Изд-во Синергия, 2018. — № 9. — С. 60–69
- Грейдина Н. Л., Миракян З. Х. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучить английский язык // Иностранные языки в школе — 2002 № 6 — с. 96
- Иванова Е. О. Электронный учебник — предметная информационно-образовательная среда самостоятельной работы учащихся // Образование и наука. — 2015. — № 5 (124). — C. 118–128.