В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, формы патриотического воспитания, младший школьный возраст
В современных условиях, когда происходят трансформационные процессы в российском обществе, основным направлением работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость создания новой парадигмы интеграции патриотического воспитания в современную систему образования [6] и воспитания, рассмотрения принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, методов и форм патриотического воспитания школьников в условиях современной школы.
В связи с этим проблема патриотического воспитания рассматривается на государственном уровне. Первым шагом, начиная с 2020 года, стало внесение изменений в законодательство — Конституцию РФ, ФЗ «Об образовании» и ряд других нормативно-правовых актов. Теперь закон признает положение детей важнейшим приоритетом политики России, а государство создает условия и способствует воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Главная цель внесенных изменений — усилить воспитательные составляющие в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеурочной деятельности.
Особое внимание формированию патриотизма у подрастающего поколения уделяется на начальном уровне образования. Это обусловлено тем, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в младшем школьном возрасте. По мнению ряда авторов, именно в этот период закладываются основы культурно-ценностных, нравственных ориентаций личности ребенка, развитие его чувств, механизмов мышления, способов социальной адаптации в обществе [1, 5, 6]. Исследователь Л. Д. Устьянцева пишет, что в младшем школьном возрасте «начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на младшего школьника, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в патриотическом воспитании» [5, с. 192].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечивать развитие личности ребенка младшего школьного возраста в патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом, трудовом и других направлениях, а также способствовать формированию у них таких качеств как ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция, содействовать становлению высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
С 1 сентября 2022 года в российских школах в рамках патриотического воспитания реализуются такие новые формы, как проведение торжественных церемоний поднятия флага и исполнения государственного гимна, организация уроков по изучению государственных символов страны. В рамках внеурочной деятельности введены еженедельные уроки «Разговоры о важном», методические материалы и сценарии для проведения которых разработаны с учетом возрастных особенностей младших школьников, и призваны рассказывать учащимся об основных текущих событиях в нашей стране. Во многих школах создаются детские патриотические объединения, знаменные отряды, клубы юных историков.
Педагоги-практики, помимо установленных для всех школ мероприятий патриотической направленности, активно внедряют разнообразные формы работы, применяют игровую, коллективно-творческую, исследовательскую технологии и проектную деятельность. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности воспитанников, используют такие формы, как игра, классный час, встреча с ветеранами войны и труда, беседа, викторина, коллективные творческие и трудовые дела, час общения, смотр-конкурс, выставка, соревнование, экскурсия [1, 4, 6].
Большинство авторских методик патриотического воспитания делают акцент на применении игровых форм, таких как имитация, соревнование, ролевые и деловые игры, игровые ситуации, которые способствуют созданию эмоциональной атмосферы занятий, раскрытию их творческих и познавательных способностей. Получила распространение в педагогической практике и такая форма работы как квест-игра, позволяющая, в процессе выполнения одного задания и получив подсказку к выполнению следующего, сформировать мотивационную готовность к познанию и исследованию [3, 4].
По мнению учителя из Омской области Ю. А. Сойко, большие возможности для формирования гражданственности у младших школьников имеют словесные методы обучения. Из рассказов, бесед, объяснений учащиеся получают возможность воспринять дух отношений, которые приняты в обществе. Автор также считает, что в целях формирования человека-гражданина, необходимо в процессе воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от младших школьников умения анализировать непростые явления, определять и защищать свои позиции, конструктивно взаимодействовать с другими позициями [4].
В методических разработках по патриотическому воспитанию данной возрастной группы школьников доминируют такие тематические направления работы, как любовь и уважение к ценностям семьи, школы, родного города (села), региона, стране [2, 4, 5]. Деятельность педагога строится поэтапно, постепенно расширяя границы восприятия своей родины младшим школьником.
Работа с детьми начинается с 1 класса, где решаются задачи воспитания чувства уважения к старшим, любви к своей семье, развивается интерес к истории семьи и её традициям. На этом этапе составляется генеалогическое древо, изучаются семейные реликвии, профессиональные традиции членов семьи, песни родителей и бабушек, проводятся сюжетно-ролевые игры, семейные праздники, конкурсы рисунков, коллажей, поделок с изображением семьи. Во многих школах ведётся работа с младшими школьниками по изучению вклада семьи в дело Великой Победы. По мнению Г. В. Киреевой, «изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории» [2].
В реализации темы «родной школы» закладываются основы любви и бережному отношению к школе, происходит знакомство с историей школы, с её выпускниками, формируются качества личности, способствующие успешному обучению и выполнению правил поведения в школе.
По мнению Ю. А. Сойко, «здесь важную роль играют «Часы общения», где «каждый ученик может высказать своё мнение о поступках одноклассников, посмотреть на себя со стороны; разбираются ситуации положительного и отрицательного характера, делаются выводы» [4]. Традиционно в школах для младших школьников проводятся встречи с бывшими учениками школы, трудовые десанты по благоустройству и участие в школьных делах, проводятся экскурсии в школьный музей и даже создаются мини-музеи в классе [2, 3, 4].
Изучение истории малой родины помогает воспитанию любови, уважения и бережного отношения к малой родине, способствует знакомству с историей города, края, с его предприятиями и учреждениями. Содержание, формы и методы, критерии воспитанности могут быть самыми разнообразной, дискуссии, вечера, творческие работы, экскурсии, путешествия, тематические прогулки по городу, мероприятия с применением элементов фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.), викторины и конкурсы на знание локальных традиций и достопримечательностей, круглые столы о сущности понятия «гражданин», ценности человеческого труда и др.
В современных методических разработках знакомство с городом и краем предлагается проводить постепенно, начиная со своего дома, улицы, района. Задача учителя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край — историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Это помогает расширить представление ребят о посёлке (городе), учит любить свой край.
Итогом знакомства со своей малой родиной может стать оформленный ребятами альбом о посёлке (городе), куда помещаются фотографии, сочинения, рисунки, стихи детей о малой Родине. Интересен опыт создание руками ребят тряпичной куклы в традиционном костюме своего региона, создание макета традиционного жилища.
Педагог-практик Г. В. Киреева пишет, что «добытый методом наблюдений и самостоятельных работ учащихся, местный материал оживляет процесс воспитания на уроке, делая его интересным, помогает глубже осмыслить новые научные понятия, изменяет качественную характеристику знаний, расширяет возможности восприятия окружающей действительности и обеспечивает связь обучения с жизнью уже на начальном этапе обучения» [2]. Положительный результат дает сотрудничество с местным краеведческим музеем.
Изучение темы страны — России — способствует формированию и закреплению системы патриотических ценностей, чувства уважения и любви к многонациональной культуре, истории, традициям и обычаям российского народа. В рамках данного направления, помимо воспитательной работы по патриотизму в процессе изучения гуманитарных и естественно-научных предметов образовательной программы, где дети знакомятся с бытом и культурой народов, населяющих Россию, важнейшими событиями истории Российского государства, важна внеурочная деятельность — различные мероприятия, на которых дети представляют свою национальную культуру: традиционные песни, одежду, жилище, промыслы и ремесла, танцы, национальную кухню, праздники и обряды. Воспитание любви к своей стране, гордости за свое Отечество должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к представителям других народов.
Формированию гражданственности способствуют такие формы, как организация в классе тематических выставок, приуроченных к знаменательным событиям страны или государственным праздникам (День Конституции РФ, День народного единства, День Победы и др.); оформление тематических уголков и стендовых композиций на тему патриотизма; проведение акций (например, «Георгиевская ленточка») и др.
Решая задачи патриотического воспитания, современные педагоги начальной школы строят свою работу в соответствии с локальными условиями общеобразовательного учреждения и особенностями детей, учитывая такие принципы, как непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, с учетом его психо-физических и интеллектуальных особенностей, возможностей, интересов и позволяющий ребенку наиболее полно реализовать имеющий природный потенциал; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; использование методов игрового, проектного обучения, арт-педагогики, интерактивные технологии [3, 4].
Важной составляющей в работе по патриотическому воспитанию в современной школе является применение информационно-компьютерных технологий. По мнению, С. Э. Намдаковой, «внедрение ИКТ не заменяет традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют» [3]. С применением ИКТ учителя проводят презентации, видео-экскурсии к памятникам, дидактические игры, мультимедийное оформление совместных праздников.
Для достижения устойчивого результата в процессе воспитательной работы педагоги отслеживают эффективность проводимых мероприятий — проводят ежегодные мониторинги сформированности патриотических качеств ребенка (ответственности, ценностного отношения к семье, родине и т. п.), используя диагностики, направленные на выявление уровней патриотической воспитанности у младших школьников.
Основным критерием результативности работы в данном направлении является повышение уровня патриотизма как одной из основных характеристик личности, проявляющихся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности.
Литература:
- Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242–245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 13.03.2024).
- Киреева, Г. В. Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию младших школьников / Г. В. Киреева. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2023/08/05/innovatsionnye-tehnologii-ispolzuemye-v-razvitii (дата обращения: 21.03.2024).
- Намдакова, С. Э. Инновационные технологии, используемые в развитии гражданско-патриотического воспитании младших школьников / С. Э. Намдакова. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 21.03.2024).
- Сойко, Ю. А. Современные подходы в патриотическом и духовно-нравственном воспитании младших школьников / Ю. А. Сойко. — Текст: электронный // Современный урок: [сайт]. — URL: (дата обращения: 21.03.2024).
- Устьянцева, Л. Д. Методы и формы патриотического воспитания младших школьников: современный аспект / Л. Д. Устьянцева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — С. 191–195.
- Шиканова, А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников / А. Н. Шиканова. — Текст: непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.