Особенности организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 23.03.2024

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Карась, А. В. Особенности организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах / А. В. Карась. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112259/ (дата обращения: 18.12.2024).



Учебно-тренировочный процесс — это учебные и тренировочные занятия, направленные на повышение и совершенствование у занимающихся спортивного мастерства. Основными задачами учебно-тренировочного процесса в детском спорте являются развитие двигательных умений и навыков, всестороннее физическое развитие, укрепление и совершенствование здоровья [1, 2]. Особое место среди данных задач занимает физическая подготовка, которая выступает своеобразным фундаментом для освоения любого вида спорта [3].

Система подготовки спортивных резервов в плавании содержит в себе множество организационных форм, которые предполагают разнообразные условия для проведения учебно-тренировочного процесса. К таким формам можно отнести: спортивные секции общеобразовательных школ; детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР); центры олимпийского резерва (ЦОР); училища олимпийского резерва (УОР) [6].

Однако современные реалии требуют от специалистов в области физической культуры и спорта необходимости поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, широкого привлечения к специализированной подготовке и отбору одаренных юношей и девушек для дальнейшего пополнения рядов спортсменов высокого класса, а также целенаправленной многолетней подготовки для повышения уровня их спортивных достижений. Поэтому в наши дни в системе физического воспитания заметно актуализировалась такая форма занятий спортом, как специализированные по спорту классы учреждений общего среднего образования.

Цель исследования — выявление отличительных особенностей организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах.

Согласно положению о специализированных по спорту классах [8], данные классы создаются на I, II и III ступенях общего среднего образования в целях подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса в условиях рационального сочетания учебно-тренировочного и образовательного процессов. Специализированные по спорту классы создаются как по олимпийским видам спорта, так и видам спорта, не включенным в программу Олимпийских игр, но имеющим штатные национальные команды.

Также данные классы могут создаваться как по одному, так и по нескольким видам спорта.

Основной причиной для создания специализированных по спорту классов с продленным днём обучения является то, что физическое воспитание юных спортсменов, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮШОР, ЦОР), в значительной степени разобщено с обучением в общеобразовательных школах.

После изучения нормативно-правовых документов нами было выявлено, что в данных классах осуществляется специальное материально-техническое обеспечение учащихся и создаются определённые условия для подготовки спортивного резерва и (или) высококвалифицированных спортсменов.

Наиболее значимым отличием при организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах является единый учебный режим дня для всех его учащихся, который формируется в соответствии с расписанием уроков и особенностями проведения учебно-тренировочного процесса по виду спорта с учетом режима работы группы продленного дня, утверждаемым в установленном порядке. Данный режим, при котором учебные и дополнительные учебные занятия не совпадают с тренировочными, позволяет более качественно проводить учебно-тренировочный процесс с юными спортсменами; также на более поздних этапах подготовки появляется возможность проводить учебно-тренировочные занятия два раза в день.

Важно отметить, что учебно-тренировочные занятия в специализированных по спорту классах полностью заменяют учебный предмет «Физическая культура и здоровье» [4], поэтому на всех этапах подготовки тренеру необходимо уделять особое внимание всестороннему воспитанию физических качеств у занимающихся. Аттестация учащихся по данному учебному предмету за каждую четверть и учебный год осуществляется учителем физической культуры на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности и теоретических знаний учащихся, предусмотренных учебной программой по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

К отличительной особенности также следует отнести режим учебно-тренировочного процесса с учебными группами, занимающимися в специализированных по спорту классах, который, согласно инструкции об особенностях регулирования труда работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта [7], может быть увеличен на два академических часа в неделю, что, в свою очередь, даёт возможность в большей степени реализовать возможности юных спортсменов, используя на дополнительных занятиях игровые средства, средства общей физической подготовки или восстановительные средства.

Согласно этой же инструкции, в целях оптимальной организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах необходимо наличие двух основных тренеров-преподавателей по спорту, так как количество учащихся в таких классах обычно составляет от 20 до 25 человек. Данный фактор может положительным образом влиять на организацию переходного периода подготовки юных спортсменов, так как возникает возможность, при которой один из основных тренеров может продолжать учебно-тренировочный процесс, пока второй находится в трудовом отпуске [10].

Для учащихся специализированных по спорту классов организовывается бесплатное двухразовое питание согласно постановлению об организации питания обучающихся [5] и положению о группах продленного дня [9].

Необходимо также упомянуть и о системе отбора кандидатов для зачисления в специализированные по спорту классы. Отбор кандидатов для обучения в такие классы осуществляется путем сдачи ими контрольных нормативов по физической подготовке, а также с учетом результатов, показанных ими на спортивных соревнованиях. Для зачисления в специализированные по спорту классы отбираются кандидаты, выполнившие данные нормативы и достигшие лучших показателей, а также имеющие лучшие результаты в спортивных соревнованиях. Опираясь на данные сведения, возникает предположение о том, что в результате проведённого качественного отбора кандидаты в учебно-тренировочные группы специализированных по спорту классов могут обладать более высокими спортивными данными по сравнению с кандидатами в учебно-тренировочные группы специализированных учебно-спортивных учреждений.

Проведённый анализ позволил выявить отличительные особенности организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах, которые позволяют перспективным юным спортсменам рационально сочетать учебные и тренировочные занятия; дополнительно (2 академических часа в неделю) заниматься избранным видом спорта; в учебные дни получать бесплатное двухразовое питание; осуществлять учебно-тренировочную работу в постоянном контакте с основным тренером-преподавателем, даже во время переходного периода спортивной подготовки. При использовании данных условий в полной мере специализированные по спорту классы становятся примером дисциплины, успеваемости и работоспособности; также данные особенности помогают тренеру-преподавателю более эффективно проводить учебно-тренировочную работу с юными спортсменами, что дает основание признать данную форму подготовки весьма перспективной.

Литература:

  1. Астранд, Р. О. Факторы, обусловливающие выносливость спортсмена /Р. О. Астранд // Наука в олимпийском спорте. — 1994. — № 1. — С. 43–46.
  2. Деминский, А. Ц. Основные закономерности учебно-тренировочного процесса спортсмена / А. Ц. Деминский // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2009. — № 10. — С. 45–47.
  3. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта / В. Г. Никитушкин. — М.: Физическая культура и спорт, 2010. — 205 с.
  4. Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования, особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» [Электронный ресурс] // Спортивное обучение. — Режим доступа: http://www.sporteducation.by/metodicheskij kompleks. — Дата доступа: 13.04.2020.
  5. Об организации питания обучающихся [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 окт. 2019 г., № 694 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0 =C21900694. — Дата доступа: 16.04.2020.
  6. Об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 апр. 2016 г., № 303 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0 =C21600303. — Дата доступа: 13.04.2020.
  7. Об утверждении инструкции об особенностях регулирования труда работников организаций физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: Постановление М-ва спорта и туризма Респ. Беларусь, 14 апр. 2008 г., № 14 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0= hk1100243. — Дата доступа: 16.04.2020.
  8. Об утверждении Положения о специализированных по спорту классах [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 июля 2014 г., № 18/23/97 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=W21429217. — Дата доступа: 13.04.2020.
  9. Положение о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования [Электронный ресурс]: утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь, 28 июля 2011 г., № 201 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: http://pravo.by/natsionalnyy-reestr/natsionalnyy-reestr-pravovykh-aktovrespubliki-belarus/. — Дата доступа: 16.04.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-тренировочный процесс, класс, спорт, физическая культура, данные, олимпийский резерв, спорт классов, спортсмен, учебно-тренировочная работа, учебный предмет.


Похожие статьи

Организационно-методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах

Оптимизация процесса обучения по физической культуре у школьников начальных классов

Организация занятий общей физической подготовки на дистанционном обучении

Современные методы обучения на уроках физической культуры

К вопросу об организации занятий в детских и юношеских спортивных школах

Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе

Особенности работы инструктора по физкультуре с детьми с ОВЗ

Формирование оптимальных педагогических моделей совершенствования спортивнотехнической подготовленности на занятиях по футболу в вузе

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля

Похожие статьи

Организационно-методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах

Оптимизация процесса обучения по физической культуре у школьников начальных классов

Организация занятий общей физической подготовки на дистанционном обучении

Современные методы обучения на уроках физической культуры

К вопросу об организации занятий в детских и юношеских спортивных школах

Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества

Значение учебно-тренировочного процесса в футболе

Особенности работы инструктора по физкультуре с детьми с ОВЗ

Формирование оптимальных педагогических моделей совершенствования спортивнотехнической подготовленности на занятиях по футболу в вузе

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля

Задать вопрос