Ключевые слова: Арктика, арктическая зона, экономическая безопасность, национальная безопасность, экономическое развитие.
В настоящее время в современных условиях экономического развития государство нашей стран немало своих усилий направляет на развитие Арктической зоны, которая находится в числе ключевых поставщиков углеводородного сырья. Роль данной северной территории многозначная с точки зрения проблемы ресурсозависимости российской экономики, что в свою очередь оказывает особое влияние на поддержание оптимального уровня экономической безопасности Арктической зоны РФ и всей страны. Непростая ситуация, действующая в современном мире и в политической сфере, является главным фактором, побуждающим власть на принятие мгновенных действий с точки зрения реагирования на изменения, происходящие на внешнем рынке, т в данном случае особое значение имеет управление территориями Арктики.
На территории Арктической зоны Российской Федерации сосредоточено, по разным оценкам, свыше 95 % металлов платиновой группы, более 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, практически все разведанные российские залежи титана, олова, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита. Недра региона содержат до 90 % российских запасов золота, алмазов, свинца, бокситов и многих других полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для страны и наибольшую экспортную привлекательность, к тому же во многом безальтернативных для обеспечения устойчивого социально-экономического роста Российской Федерации [5, с. 57].
В таблице 1 представим основные показатели состояния экономики Арктической зоны РФ.
Таблица 1
Анализ основных показателей, характеризующих развитие экономики Арктической зоны РФ
Наименование |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Изменение 2022 к 2018,+/- |
Оборот организаций, млн. руб. |
6919015 |
5775807 |
7602905 |
11116923 |
12790418 |
5871403 |
Доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне РФ, в суммарном валовом региональном продукте субъектов РФ, в процентах |
5,8 |
5,9 |
6,1 |
6,0 |
6,5 |
0,7 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по Арктической зоне РФ, млн. руб. |
972680 |
1945903 |
803362 |
2542792 |
3188085 |
2215405 |
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млн. руб. |
26104 |
34714 |
22878 |
99352 |
81574 |
55470 |
Объем производства газа горючего природного сжиженного и регазифицированного, тыс. т. |
8550,9 |
18249,1 |
18796,8 |
19640,5 |
21006,9 |
12456 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб. |
52 286,6 |
129812,1 |
237050,6 |
191 531,8 |
226 967,3 |
174680,7 |
Источник: составлено автором по данным Росстата
Оборот организаций, действующих в арктической зоне за анализируемый период существенно увеличивается, что связано в первую очередь с реализацией направлении развития Арктики и обеспечения её финансовой устойчивости. В подтверждение этому увеличивается и сальдированный финансовый результат к 2022 году до 3188085 млн. руб. Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике итогового показателя ВРП по Арктической зоне на протяжении всего анализируемого периода. В 2021 году зафиксировано замедление темпов роста ВРП, причиной чего являлся экономический кризис.
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) играет важнейшую роль в инновационном промышленном развитии и экономике страны. Значение арктических территорий для современной России обусловлено тем, что, с одной стороны, это обширная жизненно важная часть территории страны с экстремальными условиями жизнедеятельности и ярко выраженной спецификой социально-экономического развития [6, с. 261]. С другой стороны, этот макрорегион является зоной стратегических интересов России, так как обладает уникальным геополитическим, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом. Так, объем инновационных товаров, работ, услуг на территории арктической зоны РФ существенно возрос и составил в 2022 году2269678,3, млн. руб., что больше значения 2018 года на 174680,7 млн. руб.
Арктика — одна из самых крупных и богатых ресурсами территорий. Площадь региона составляет примерно шестую часть Земли и, по оценкам геологов, на шельфе обнаружено около 134 миллиардов баррелей нефти и еще больше — газа (в нефтяном эквиваленте — 279 миллиардов баррелей). Причем около 50 процентов газа сосредоточено именно в российском сегменте Арктики. Вместе с тем освоение этих запасов связано с уникальными условиями Арктики — малонаселенными пространствами, почти полным 6 отсутствием инфраструктуры, суровым климатом, хрупкой экологической обстановкой [4, с. 9].
Наглядно динамику объема производства газа горючего природного сжиженного и регазифицированного в Арктической зоне представим на рисунке 1.
Объем производства сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике за 2018–2022 год вырос на 12456 тыс. тонн и составил в 2022 году 21006,9 тыс. тонн, в 2024 году должен достигнуть 43 миллионов тонн в год. Рост конкуренции на мировом рынке сжиженного природного газа требует снижения издержек по всей цепочке стоимости.
Рис. 1. Динамика объема производства газа горючего природного сжиженного и регазифицированного в Арктической зоне, тыс. т.
В результате логистические цепочки поставки усложняются и включают в себя перевалку газа с газовозов арктического класса на конвенциональные газовозы. С 2023 г. для перевалки планируется использование терминалов сжиженного природного газа в Мурманске и на Камчатке, которые могут в перспективе выполнять роль региональных газовых хабов.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы связаны с развитием социально-экономического, транзитного потенциала арктических регионов, повышением качества жизни населения.
Основным механизмом реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике является Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная, которая определяет разноаспектный комплекс социально-экономических мер развития Арктической зоны Российской Федерации.
Основным инструментом реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности является комплексная государственная программа, которая обеспечивает реализацию этой стратегии.
Цели программы — ускорение экономического развития территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации; увеличение вклада территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в экономический рост страны; обеспечение условий для устойчивого социально-экономического развития макрорегиона [3].
Принятие новой Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 г., а также корректировка Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» будут способствовать продолжению проводимой Россией политики в отношении Арктического региона.
Таким образом, можно сделать вывод, что арктическая зона России сама по себе является важным фактором в системе обеспечения национальной и экономической безопасности России. С экономической точки зрения освоение и развитие арктических территорий принесет большие доходы в казну государства от добычи ценных природных ресурсов, поскольку, как было сказано, в ее содержатся около 20 % запасов нефти и более 50 % внутренних запасов газа, а также залежи золота, угля, редких металлов и других полезных ископаемых
Литература:
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».
- О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс]: постановление от 30 марта 2021 года N484. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».
- Гаврилин, Е. В. Современное состояние и перспективы развития газовой промышленности в арктической зоне России [Текст] / Е. В. Гаврилин // Имущественные отношения в РФ. — 2021. — № 6 (237). — С. 7–12
- Гредаев М. В. Перспективы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации [Текст] / М. В. Гридаев // Экономические науки. — 2023. — № 2 (219). — С. 56–58
- Крутиков, А. В. Стратегия развития Российской Арктики. Итоги и перспективы [Текст] / А. В. Крутиков // АиС. — 2020. — № 40. — С. 254–269
- Федеральная служба государственной статистики — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
- Портал госпрограмм РФ — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/program/43/passport