О некоторых проблемах утилизации твердых коммунальных отходов на примере Республики Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 25.03.2024

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Альмухаметов, И. И. О некоторых проблемах утилизации твердых коммунальных отходов на примере Республики Башкортостан / И. И. Альмухаметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112266/ (дата обращения: 18.12.2024).



Теме исследования экологических проблем уделяется всё больше внимания, что обусловлено тем, что экологическая обстановка и окружающая среда неразрывно связаны с жизнедеятельностью человека. Ст. 47 Конституции РФ предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Из этого следует, что значимость экологической обстановки закреплена на федеральном уровне, а проблемы должны решаться незамедлительно. Так, одной из проблем является утилизация твердых коммунальных отходов (далее –ТКО). Данный вопрос рассмотрим на примере Республики Башкортостан: постараемся выявить проблемы, возможные пути их решения, а также имеющиеся положительные тенденции

Для начала следует определить, что относится к твердым коммунальным отходам. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд [1]. То есть, данные отходы образуются каждый день, и в связи с этим становится необходимым поставить задачи, направленные на решение проблемы их утилизации.

По оценкам экспертов, в год мы накапливаем от 50 до 60 миллионов тонн такого мусора, а по данным субъектов РФ, на обработку за 6 месяцев 2023 года направлено 52,9 % ТКО, на утилизацию — 12,6 % [2]. Проблема утилизации отходов является глобальной, поскольку ограниченные природные ресурсы не выдерживают повышающиеся с каждым годом продукты жизнедеятельности человека. Проблема заключается в земельных участках, которые заняты свалками, что исключает такие участки из продуктивного землепользования, а также отравляет почву на долгое время.

В Российской Федерации разработан ряд программ, например, национальный проект «Экология», представленный в 2018 году, где одной из задач являлось эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 год несанкционированных свалок в границах городов. Данная программа была разработана до 2024 года и принесла свои положительные плоды в ряде регионов. В связи с этим полагаем обоснованным обратиться к практике успешных регионов, где государственные программы дали положительные результаты.

Так, в 2023 году в рейтинг самых успешных городов по обращению с твердыми коммунальными отходами вошли Московская, Тульская и Нижегородская области. При этом самых заметных позитивных сдвигов в рейтинге регионов по эффективности работы в сфере обращения с отходами удалось достичь Республике Башкортостан: регион поднялся на 9-е место, набрав 47 пунктов в таблице Зеленого рейтинга [3]. Республика Башкортостан активно набирает оборот в области утилизации отходов, но при этом остаются и открытыми некоторые вопросы, поэтому анализ практики этого региона поможет детально выявить проблемные аспекты и возможные пути решения.

Начиная с 2019 года в Башкортостане идёт активная ликвидация несанкционированных свалок. Уже ликвидированы 2 675 незаконных свалок, из них 824 — в 2022 году, также в планах стоит ликвидация ещё 852 свалок, и согласно указу Главы Республики Башкортостан, эта работа должна завершиться в 2024. Статистические данные показывают, что в Республике производится 20,29 % отходов от общего объема Приволжского Федерального округа, что делает ее третьим по объему образования отходов. Из общего количества образовавшихся твердых коммунальных отходов (ТКО) утилизируется лишь 57,23 % [4].

Республика Башкортостан активно ведёт деятельность, направленную на улучшение экологической обстановки, поэтому удалось перевыполнить план по нескольким показателям. Например, процент отходов, отправленных на утилизацию после раздельного сбора и обработки твердых коммунальных отходов, составил 6,3 % по сравнению с плановыми 5,8 % от общей массы образованных твердых коммунальных отходов.

Самая главная задача мусорной реформы — это снижение количества отходов, которые подлежат захоронению на мусорных полигонах, их максимальная переработка и последующее использование в качестве вторсырья. Поэтому в регионе активно развивается инфраструктура по обработке и классификации отходов. Однако для стабильно положительных результатов необходимо нормализовать ситуацию с раздельной сортировкой отходов. Несмотря на то, что Республика Башкортостан вошла в рейтинг регионов по прогрессу в утилизации ТКО, одной из сложнорешаемых проблем остаётся сортировка мусора. Данная проблема связана с восприятием населения новой реформы, где необходима была информационно-разъяснительная работа с населением. «Для достижения положительных результатов перед установкой раздельных контейнеров необходимо было полгода разговаривать с людьми, поставить, возможно, сначала контейнер одного цвета, потом другого», — отмечает сопредседатель регионального штаба Общественного народного фронта Мурад Шафиков [5].

Также серьезная проблема — это недобросовестная деятельность региональных операторов, которые не сортируют мусор при вывозе, поскольку для этого необходимо содержать дополнительный автопарк, а это, как правило, дополнительные затраты или повышение тарифа. Пренебрежительная деятельность регоператоров уже нанесла значительный ущерб. В качестве иллюстрации последствий этого негативного примера можно привести Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 7 июля 2023 года № РГ-193 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территориях отдельных муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан». Данная мера была вызвана в связи с прекращением сбора и вывоза отходов из муниципалитетов регоператором ООО «Дюртюлимелиоводстрой», что создало угрозу для жизни и здоровья человека, а также возможность возникновения и распространения заболеваний. За данное нарушение регоператорам предусмотрен ряд наказаний, одно из которых это лишение лицензии на осуществление деятельности. Основания для изъятия лицензии установлены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Из всего вышесказанного следует, что регоператоры существенно осложняют продвижение реформы.

Главная проблема заключается в том, что на территории Республики Башкортостан действует множество конкурирующих компаний, осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. И, как следствие, значительный объем ТКО перетекает в иные виды отходов, не подвергаясь сортировке и переработке. Это связано с тем, что хозяйственные субъекты самостоятельно относят образующиеся у них отходы к тем или иным видам, что впоследствии является причиной массовых несанкционированных свалок. Для решения данной проблемы можно взять положительный пример Республики Беларусь, где имеется государственный оператор вторичных материальных ресурсов, в функции которого входит и широкая информационная работа среди населения. В Республике Башкортостан существует несколько предприятий, которые занимаются переработкой сортированного мусора, поэтому внедрение операторов вторичного сырья в значительной степени помогло бы упростить задачу по построению экономики замкнутого цикла [6]. Также необходимо сократить число регоператоров путём лишения их лицензии за нарушения законодательства о правилах обращения с отходами.

В целом, следует отметить положительные результаты Республики Башкортостан: идёт активная ликвидация несанкционированных свалок, постройка новых перерабатывающих предприятий и внедрение политики о сортировке мусора. Решить проблему утилизации ТКО может максимальное выделение из отходов полезных фракций — вторсырья, пригодного для переработки. Минэкологии совместно с учеными Башкирского аграрного университета разработали концепцию раздельного сбора отходов, которую представили на Экологическом форуме в Уфе. Данная концепция должна помочь изменить культуру обращения с мусором.

К 2030 году Республика должна достичь полной сортировки всех образующихся отходов. Эта глобальная цель была установлена в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [7], и для ее достижения планируется заключение концессионных соглашений о создании трех перспективных объектов в области обращения с отходами в Уфимской агломерации, а также в Дюртюлинском и Краснокамском районах. Цель к 2030 году — это не только 100 % уровень сортировки ТКО, но и в 2 раза снизить объём ТКО, который направляется на полигоны. Достижение таких показателей невозможно без построения экономики замкнутого цикла.

Таким образом, Республика Башкортостан приносит положительные результаты в решение проблемы по утилизации отходов ТКО. Задача каждого региона заключается в том, чтобы приблизиться к 100 % показателям и выйти на экономику замкнутого цикла, которая в свою очередь снизит неблагоприятное воздействие на окружающую среду, продлит срок службы продуктов, сократит добычу природных ресурсов и образование отходов. Для этого необходимо перенимать практику более успешных регионов, так как сохранение экологической безопасности является национальной задачей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» // Российская газета. 30 июня 1998 г. № 122.
  2. Уровень обработки и утилизации ТКО в России по итогам первого полугодия 2023 года… // [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/ press_releases/2023/07/14/ uroven-obrabotki-i-utilizatsii-tko-v-rossii-po-itogam-pervogo-polugodiya-2023-goda-sostavil-529-i-126 (дата обращения: 18.03.2024).
  3. РЭО назвал 20 лучших регионов в сфере обращения с отходами в 2023 году // [Электронный ресурс] URL: https://reo.ru/tpost/o6f51s5z11-reo-nazval-20-luchshih-regionov-v-sfere (дата обращения: 18.03.2024).
  4. В 2024 году не останется незаконных свалок: как в Башкирии реализуют нацпроект «Экология» // [Электронный ресурс] URL: https://www.bashkortostan.ru/ presscenter/news/527863/ (дата обращения: 18.03.2024).
  5. АиФ — Уфа // [Электронный ресурс] URL: https://ufa.aif.ru/ (дата обращения: 18.03.2024).
  6. Эксперт из Уфы о мусорной реформе // [Электронный ресурс] URL: https://dzen.ru/a/ZIBVZ_kVrkXyA54N (дата обращения: 18.03.2024)
  7. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета 22 июля 2020 г. № 159
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, отход, замкнутый цикл, проблема, Республика, экологическая обстановка, активная ликвидация, отход производства, построение экономики, Российская Федерация.


Похожие статьи

Актуальные проблемы выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений на примере Иркутской области

О проблемах правового регулирования совершения крупных сделок в российском законодательстве

О проблемах налогообложения малого бизнеса (на примере Белгородской области)

Проблемы финансового обеспечения муниципальных предприятий на примере учреждений образования Республики Крым

Актуальные вопросы автоматизации управленческих процессов на предприятиях нефтегазовой отрасли

Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики)

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

Некоторые проблемы функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг

О некоторых проблемах государственной гражданской службы в Санкт-Петербурге

Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг

Похожие статьи

Актуальные проблемы выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений на примере Иркутской области

О проблемах правового регулирования совершения крупных сделок в российском законодательстве

О проблемах налогообложения малого бизнеса (на примере Белгородской области)

Проблемы финансового обеспечения муниципальных предприятий на примере учреждений образования Республики Крым

Актуальные вопросы автоматизации управленческих процессов на предприятиях нефтегазовой отрасли

Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики)

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

Некоторые проблемы функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг

О некоторых проблемах государственной гражданской службы в Санкт-Петербурге

Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг

Задать вопрос