Методы совершенствования модели компетенций в организации (на примере машиностроительного предприятия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 25.03.2024

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Яцухно, С. П. Методы совершенствования модели компетенций в организации (на примере машиностроительного предприятия) / С. П. Яцухно. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 114-118. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112280/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современной бизнес-среде уделяется всё больше внимания понятиям компетенций и модели компетенций. В данной статье предлагается рассмотреть модель компетенций на примере крупного машиностроительного предприятия, предъявляющего высокие требования к компетентности персонала. В результате представлены рекомендации в виде методов совершенствования данной модели с пошаговым алгоритмом внедрения.

Ключевые слова: компетенции, модель компетенций, построение модели компетенций, оценка персонала, развитие персонала.

В последнее время в России наблюдается активный переход от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной», что особенно актуально в области управления человеческими ресурсами: для работодателей все большую важность приобретает не то, что сотрудник знает, а то, что какие задачи может регулярно и уверенно выполнять в рабочей деятельности, способствуя эффективности предприятия. Распространение и актуализация компетентностного подхода в управлении персоналом — закономерное явление в современном социальном контексте. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием темпов протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Европейские и американские исследователи описывают глобальный социальный контекст через акроним BANI, который проникает и в российские реалии. Он описывает мир и ситуацию в бизнесе нового поколения, наступившую с 2020 года, в таких терминах, как brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый). Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования — они стали более интегрированными, менее специальными [7]. Все эти изменения диктуют необходимость анализа и развития кадрового потенциала, формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, ответственной, умеющей оперативно принимать взвешенные решения и гибко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Управление персоналом, особенно его подбор, обучение и развитие, основанные на компетенциях, могут стать стратегическим преимуществом предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка. Какими компетенциями должен обладать персонал для успешного решения своих задач — это, по словам Дж. Ходкинсона и П. Сперроу, «ответ на вопрос, что же организации нужно знать и уметь для того, чтобы просуществовать как можно дольше и с успехом преодолеть всевозможные проблемы неопределенной среды» [6].

Компетенция представляет собой совокупность знаний, навыков, мотивов и других качеств личности, описанная в терминах наблюдаемого поведения. Модель компетенций представляет собой совокупность компетенций, необходимых сотрудникам предприятия для успешного выполнения своих должностных обязанностей, уровня владения ими и индикаторов, в то же время компетенции распределяются по кластерам. Грамотно составленная и рабочая модель компетенций является конкурентным преимуществом организации. Это прямое следствие производства, управления и прав собственности на определенные знания как наиболее ценное «достояние» предприятия.

В качестве объекта исследования было выбрано одно из машиностроительных предприятий Москвы со штатной численностью более 800 человек. Это предприятие полного цикла, от проектирования моделей транспортных средств до их производства и сервисного обслуживания в депо. Предметом исследования стала модель компетенций данного предприятия, целью — предложить методы её совершенствования в соответствии со стратегической целью.

Машиностроительная отрасль предъявляет строгие требования к качеству продукции, а, следовательно, к компетентности персонала. Качество спроектированного и построенного транспорта напрямую влияет на жизнь и безопасность пассажиров и водителей, поэтому сотрудники должны допускать минимальное количество ошибок, регулярно проходить обучение и оценку. Задача службы персонала — построить и совершенствовать процессы работы с компетенциями персонала (оценка, развитие, обучение), которые обеспечили бы эффективный и безопасный выпуск подвижного состава. Немаловажно составить и утвердить корпоративную модель компетенций, которая будет систематизировать требования к компетентности персонала. Она отражает, что должны знать и уметь сотрудники, чтобы предприятие просуществовало как можно дольше и с успехом преодолело проблемы неопределенной среды.

У исследуемого предприятия уже существует модель компетенций, последняя редакция которой утверждена в 2021 году. Данная модель имеет классическую структуру: три кластера компетенций (общекорпоративные (4 компетенции), профессиональные (1), управленческие (4)). В модели присутствуют индикаторы и уровни развития компетенций.

  1. Общекорпоративные компетенции . Ключевые принципы компании, которые определяют профессиональные знания и умения сотрудников, позволяющие достигать поставленных целей посредством эффективного командного взаимодействия, непрерывного личностного роста и нацеленности на результат. Базовые корпоративные компетенции распространяются на весь коллектив компании и являются составной частью ее миссии, ценностных установок и базовых принципов.

К числу корпоративных компетенции относятся:

Ориентация на сотрудничество — умение эффективно работать в команде, проявлять уважение к мнениям участников, отмечать вклад коллег в достижение целей, соблюдать этику делового общения.

Ориентация на развитие — способность к постоянному развитию как собственными силами, так и через посещение корпоративного обучения, а таже стремление применять полученные знания и навыки в рабочем процессе.

Инициативность и творческий подход — способность инициировать изменения, решать задачи, применяя творческий подход.

Нацеленность на результат — способность расставить приоритеты и сосредоточить ресурсы на достижение конкретного результата в пределах установленных сроков.

  1. Профессиональные компетенции — стандарты предприятия для навыков и знаний сотрудников в их профессиональной области. Набор профессиональных компетенций является специальным для каждой группы должностей. Способность к систематическому, эффективному и надежному выполнению должностных обязанностей.
  2. Управленческие компетенции — стандарты предприятия для навыков и знаний управленцев всех уровней. Определяют требования к формам и методам управления, пониманию рынка, оперативному и стратегическому планированию.

К группе управленческих компетенций относятся:

Лидерство — способность организовывать деятельность сотрудников для достижения результата, мотивировать их на необходимые действия, распределять задачи и ресурсы, контролировать выполнение задач.

Внедрение изменений — способность распознать объективные предпосылки к изменениям, умение работать с сопротивлением сотрудников изменениям, четко формулировать цели и необходимые шаги для внедрения новых практик и подходов.

Знание рынка — понимание специфики работы компании: рынок и позиция компании на нём, сильные и слабые стороны компании и стратегические цели, умение отслеживать экономическую и политическую ситуацию, влияющую на положение компании на рынке.

Стратегическое мышление — способность системно и комплексно осознавать возможные варианты развития событий при планировании деятельности, учитывать влияние внешних и внутренних факторов неопределенности на реализацию принятых решений.

Владение компетенциями корпоративной модели оценивается по следующим уровням:

Начальный уровень. Сотрудник понимает и принимает установленные стандарты поведения. Обладает минимально необходимой частью знаний и навыков. При достаточном сопровождении в состоянии следовать необходимым стандартам поведения.

Уровень новичка. Сотрудник обладает большинством необходимых знаний и навыков, стремится к их развитию. Может нуждаться в периодическом контроле более опытного коллеги.

Уровень компетентности . Сотрудник обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для последовательного выполнения своих должностных обязанностей с минимальными отклонениями.

Продвинутый уровень. Сотрудник способен систематизировать знания и навыки, привлекается к обучению персонала в качестве тренера или наставника.

Уровень эксперта. Сотрудник предлагает масштабные нововведения, занимает проактивную позицию при обучении персонала, передаче опыта.

Текущая модель используется в компании в таких процессах, как подбор персонала, адаптация, оценка, развитие, обучение. Данная модель компетенций уже используется на предприятии 3 года и показала свою практическую значимость. На её основе уже была проведена очередная и внеочередная оценка более 200 сотрудников, в результате которой были составлены индивидуальные планы развития. Также данная модель легла в основу оценочного листа, который заполняется при каждом собеседовании с кандидатами на замещение вакансии для оценки их уровня владения компетенциями и обозначения зон развития. Она связана со стратегией предприятия — стабильно производить безопасные и быстрые транспортные средства и расширять свою долю на рынке, так как персонал, обладающий данными компетенциями, может более эффективно выполнять свою работу и совершенствовать необходимые навыки.

Однако данная модель имеет, на наш взгляд, один недостаток: корпоративные и управленческие компетенции действительно являются общими для сотрудников любых подразделений, в то время как профессиональные — узкоспециализированные. Они должны описывать требования к знаниям и умениям для каждого подразделения, ведь они отличаются по функционалу. Так, совершенно разные компетенции требуются для сотрудников департамента по проектированию новых моделей, юридического, экономического блоков, производственных площадок и т. д.

В связи с этим модель компетенций можно трансформировать, выделить в ней основную часть и специальную . Основная модель не включает компетенции, устанавливающие различия в деятельности рабочих групп, для которых эта модель предназначена. Она состоит из компетенций, которые охватывают стандарты поведения, общие для всех видов деятельности. В текущей модели это будут кластеры общекорпоративных компетенций и управленческих. Специальная часть модели должна включать от 3 до 5 профессиональных компетенций, владение которыми обеспечивает систематическое, эффективное и надежное выполнение специализированной деятельности, способность стабильно и последовательно достигать ожидаемого результата в процессе реализации профессиональной деятельности.

Разработка специальной части модели не может осуществляться исключительно HR-специалистами по нескольким причинам. Во-первых, обсуждение профессиональных компетенций должно вестись преимущественно с привлечением экспертов направления, которые понимают, какие нужно расставить приоритеты в плане знаний и навыков (какие из них наиболее важны и должны войти в модель), какие индикаторы укажут на их владение и как оценить их уровень. Во-вторых, коллегиальность при обсуждении и принятии решений относительно инструментов и процессов, которые в дальнейшем будут затрагивать всех сотрудников, должна быть обеспечена в целях повышения объективности и независимости работы.

Так как для каждого подразделения необходима собственная специальная модель профессиональных компетенций, исходя из его основных задач и функций, то должна провестись большая работа с каждым отделом и департаментом. Для повышения стратегического преимущества предприятия должны быть описаны и упорядочены основные компетенции всех подразделений для дальнейшего целенаправленного развития, достоверной оценки и эффективного обучения их сотрудников. Это позволит оценить текущий уровень владения компетенциями и проанализировать разрыв между реальным положением дел и желаемым, после чего составить планы развития.

Чтобы реализовать работу по составлению компетенций со всеми подразделениями, нужно расставить приоритеты и составить план действий. По моему мнению, он может иметь следующий вид:

  1. Определить, исходя из стратегических целей предприятия, какие подразделения в первую очередь нуждаются в оценке, развитии и обучении, расставить приоритеты. Можно предположить, что это будут подразделения, занимающиеся разработкой новых транспортных средств и оптимизацией существующих, и цеха, где производится основная продукция предприятия и сотрудники которых должны показывать высокий уровень профессионализма.
  2. Составить график встреч рабочих групп по обсуждению и формированию специальных компетенций, индикаторов владения ими и оценки.
  3. Определить график и регулярность оценки уровня владения компетенциями сотрудников подразделений с составлением по результатам индивидуальных планов развития.

Составление специальной части модели компетенций можно проводить в рабочих группах, в состав которых должны войти 1 или 2 HR-специалиста, руководитель подразделения и 1–2 наиболее продуктивных сотрудника. Встречи можно устраивать в формате фокус-группы, где модератор (HR-специалист) будет направлять обсуждение, по результатам которого должны быть выделены 3–5 основных профессиональных компетенций. Выявление индикаторов уровня владения компетенцией и инструментов по замеру может происходить в рамках одной фокус-группы или перенестись на следующую.

Также возможно проведение индивидуальных интервью по получению поведенческих примеров с участниками рабочей группы. Предметом интервью по получению поведенческих примеров может быть краткий рассказ о трех успехах и трех самых серьезных неудачах на рабочем месте. Можно построить обсуждение кейсов в формате STAR:

– S (situation) — ситуация.

– T (task) — задача.

– A (action) — действие.

– R (result) — результат.

Применение данной техники работает для получения поведенческих примеров, позволяет оценить не только знания сотрудника, но его компетенции, поведение в реальных ситуациях, увидеть, каким образом он осознает контекст ситуации, свою задачу, какие действия предпринимает и как оценивает результат. Достаточно для общего понимания получить 2–3 полных поведенческих примера для каждой интересующей компетенции.

Шаги по проведению интервью по получению поведенческих примеров [5]:

  1. Введение и объяснение. Объяснить цель и формат интервью. Узнать об образовании интервьюируемого и предшествующем опыте работы.
  2. Должностные полномочия. Попросить интервьюируемого сотрудника описать его наиболее важные рабочие задачи и зоны ответственности.
  3. Поведенческие примеры. Попросить сотрудника подробно описать пять или шесть самых важных ситуаций, с которыми он столкнулся на работе, — две или три «высших точки» или главные успехи и две или три «низших точки» или значимые неудачи.
  4. Характеристики, нужные для выполнения работы. Попросить сотрудника описать, что, по его мнению, нужно для эффективного выполнения работы.
  5. Вывод и краткое резюме.

Обсуждение в рабочих группах, включая интервью по поведенческим примерам, с последующим формированием списка специальных компетенций, индикаторов и инструментов оценки уровня владения ими, на наш взгляд, может занимать приблизительно 2 недели. После этого можно проводить оценку сотрудников подразделения как на предмет владения основными, так и специальными компетенциями с последующим составлением индивидуального плана развития.

Внедрение данного нововведения поспособствует большей адаптивности и гибкости модели при управлении персоналом в соответствии со стратегией предприятия, обеспечив более дифференцированный подход к сотрудникам каждого подразделения. При последовательном составлении набора специальных компетенций для каждого подразделения в дальнейшем можно использовать полную модель при подборе персонала для оценки соответствия кандидата позиции, в адаптации для составления плана мероприятий по интеграции в корпоративную культуру предприятия, в очередной и внеочередной оценке персонала, составлении планов развития и обучения, ведения кадрового резерва. Все перечисленные процессы позволят привести управление персоналом в соответствие с моделью компетенций, которая является отражением и семантическим ядром стратегических целей компании.

Литература:

  1. Казначеева С. Н., Бичева И. Б., Казначеев Д. А. Особенности проектирования модели компетенций персонала организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43).
  2. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2018. № 12. С. 102–104.
  3. Петрова Е. В. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 1–2.
  4. Рахметова А. Б., Андрющенко О. В. Опыт применения компетентностного подхода в отечественных компаниях // Гуманитарный научный журнал. 2020. № 1.
  5. Спенсер М. Л., Спенсер М. С. Компетенции на работе / Пер. с англ. М: HIPPO, 2005. 384 с.
  6. Ходкинсон Д. П., Сперроу П. Р. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 392 с.
  7. Кречетников К.Г. Использование модели компетенций в управлении персоналом // Наука и современность. 2015. №35. С. 196. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-modeli-kompetentsiy-v-upravlenii-personalom (дата обращения: 07.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, модель компетенций, сотрудник, управление персоналом, задача, знание, компетентность персонала, модель, навык, подразделение.


Ключевые слова

компетенции, оценка персонала, развитие персонала, модель компетенций, построение модели компетенций

Похожие статьи

Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Обзор метода и критериев эффективности обучения персонала

В статье рассматривается тема, которая является актуальной и востребованной, так как основным вектором развития в бизнесе является человеческий ресурс. Долгосрочное планирование в развитии персонала компании имеет важный стратегический ход для успеха...

Ранжирование проектов информационной безопасности

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса о ранжировании мер (проектов) информационной безопасности на предприятиях для определения последовательности их реализации. В статье представлена модель ранжирования, включающая критерии влияния внедря...

Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок

В статье рассматриваются особенности проектов по выводу нового продукта на рынок. Доказывается целесообразность использования предприятием проектного подхода для решения задачи по выводу нового продукта, проводится адаптация методов и инструментов пр...

Анализ современной системы мотивации персонала

В статье рассматривается современная система мотивации персонала. На примере теории потребностей А. Маслоу и комплексной процессуальной теории мотивации Портера — Лоулера характеризуются понятия «внешняя» и «внутренняя» мотивация. В рамках данной ста...

Наставничество как метод обучения и развития персонала

В научной статье представлены результаты анализа наставничества, как метода профессионального обучения и развития рабочего персонала предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «наставничество». Проанализированы проблемы организации систем...

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Использование подготовки и повышения квалификации персонала организации как метода мотивации

В статье содержатся предложения по разработке системы обучения с целью повышения квалификации персонала. Приводятся преимущества тренингового способа обучения персонала.

Преимущества Lean-подхода в организации строительства

В данной статье рассмотрена возможность адаптации гибких методов управления, а именно Lean-подхода, в строительную индустрию. Описаны его основные преимущества перед классической моделью управления и варианты повышения эффективности строительного про...

Похожие статьи

Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Обзор метода и критериев эффективности обучения персонала

В статье рассматривается тема, которая является актуальной и востребованной, так как основным вектором развития в бизнесе является человеческий ресурс. Долгосрочное планирование в развитии персонала компании имеет важный стратегический ход для успеха...

Ранжирование проектов информационной безопасности

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса о ранжировании мер (проектов) информационной безопасности на предприятиях для определения последовательности их реализации. В статье представлена модель ранжирования, включающая критерии влияния внедря...

Особенности использования проектного менеджмента при реализации проектов по выводу нового продукта на рынок

В статье рассматриваются особенности проектов по выводу нового продукта на рынок. Доказывается целесообразность использования предприятием проектного подхода для решения задачи по выводу нового продукта, проводится адаптация методов и инструментов пр...

Анализ современной системы мотивации персонала

В статье рассматривается современная система мотивации персонала. На примере теории потребностей А. Маслоу и комплексной процессуальной теории мотивации Портера — Лоулера характеризуются понятия «внешняя» и «внутренняя» мотивация. В рамках данной ста...

Наставничество как метод обучения и развития персонала

В научной статье представлены результаты анализа наставничества, как метода профессионального обучения и развития рабочего персонала предприятия. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «наставничество». Проанализированы проблемы организации систем...

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Использование подготовки и повышения квалификации персонала организации как метода мотивации

В статье содержатся предложения по разработке системы обучения с целью повышения квалификации персонала. Приводятся преимущества тренингового способа обучения персонала.

Преимущества Lean-подхода в организации строительства

В данной статье рассмотрена возможность адаптации гибких методов управления, а именно Lean-подхода, в строительную индустрию. Описаны его основные преимущества перед классической моделью управления и варианты повышения эффективности строительного про...

Задать вопрос