Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и устойчивости деятельности предприятий и организаций на рынке в целом. Инновация — это сложный, динамический процесс создания и продвижения преимущественно новых или усовершенствованных технологий или товаров с целью получения экономического эффекта (прибыли) за счет более полного удовлетворения общественной потребности [1]. Инновационная деятельность — создание новых продуктов и знаний, ее окончательным этапом выступает коммерческая составляющая, выраженная в реализации вновь созданных технологий, продуктов, технических средств, методов организации и управления производством, приносящая экономический доход и имеющая экологический, социальный или иной эффект [2]. Современные экономические условия заставляют каждое предприятие внедрять в производство множество нововведений, что обусловливает необходимость их инновационного развития. Инновационное развитие — целенаправленный непрерывный процесс осуществления инноваций в различных сферах деятельности предприятия, будь то производство, коммерция, финансы, маркетинг или управления. При управлении инновационном развитием предприятия необходим учет показателей, отражающих основные направления вложения средств на инновации, требуется оценка проводимых мероприятий, разработка плана по улучшению и финансированию наиболее перспективных направлений. Для этого предприятию требуется механизм, который будет корректировать инновационное развитие, и помогать при принятии решений. Набор усовершенствованных и новых методов оценки эффективности инновационного развития станет решением такой проблемы.
По сравнению с 2021 годом в 2022 году объем инновационной продукции в Казахстане вырос и составил 1,9 трлн. тенге [3]. Согласно обследованию Бюро национальной статистики АСПиР РК, на 2021 год из 28,2 тыс. компаний лишь 3 тыс. имели инновации. Уровень активности в области инноваций составил 10,5 %.
Рейтинг по уровню развития инноваций представляет собой комплекс показателей инновационного развития стран мира. Индекс инноваций включает 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран, находящихся на разных уровнях экономического развития.
Открывают рейтинг Швейцария, Швеция и США, замыкает Ангола. Среди стран СНГ выше Казахстана в рейтинге оказались Россия, Украина*, Беларусь, Молдова и Армения, ниже — Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.
В региональном разрезе наибольший уровень активности инноваций наблюдался у компаний столицы: 13,5 %. В тройке лидеров также оказались Карагандинская (13 %) и Актюбинская (12,5 %) области. Наименьшая активность в области инноваций была зафиксирована у компаний Павлодарской области: всего 5,2 % [3].
Факторы, влияющие на развитие инноваций.
Развитие инноваций зависит от множества факторов, которые воздействуют как на уровне отдельных компаний, так и на уровне отраслей и стран. Вот некоторые из ключевых факторов, влияющих на развитие инноваций:
— Исследования и разработки (R&D): уровень исследовательских и разработочных работ в стране или отрасли, финансирование и поддержка R&D деятельности со стороны правительства, инвесторов и бизнеса.
— Образование и квалификация кадров: Уровень образования населения и наличие квалифицированных специалистов, возможности для обучения и повышения квалификации.
— Технологическая инфраструктура: Наличие современной технологической базы и инфраструктуры, доступность новых технологий и оборудования.
— Правовая среда и интеллектуальная собственность: Защита прав интеллектуальной собственности и существующая правовая среда и прозрачность и предсказуемость законодательства, регулирующего инновационную деятельность.
— Рыночные возможности и потребительский спрос: Анализ рынка и выявление потребностей потребителей, возможность внедрения инноваций на рынок и их коммерциализация.
— Глобализация и международное сотрудничество: Взаимодействие компаний и исследовательских организаций на мировом уровне и обмен знанием и опытом между странами и регионами.
— Финансирование инноваций: Доступность финансирования для инновационных проектов, рисковые капиталы, гранты, инвестиции в стартапы и иные источники финансирования.
— Политическая и экономическая стабильность: Предсказуемость политической и экономической обстановки. Стабильность в стране как условие для долгосрочных инвестиций в инновации.
— Культура инноваций в организации: Открытость к новым идеям и изменениям внутри компании, также поддержка предпринимательской культуры и творческого мышления.
— Экологические и социальные факторы: Учет экологических и социальных аспектов при разработке инноваций. Социальная ответственность бизнеса и внедрение устойчивых практик.
Успешное развитие инноваций часто зависит от взаимодействия многих этих факторов и их сбалансированного учета в стратегии компании или страны.
В Казахстане на сегодняшний день проводится значительная работа по развитию инноваций и построению инновационной экосистемы, созданию наукоемкой экономики. Создание благоприятных условий для развития инноваций прямо или косвенно имеет широкую законодательную основу и предусмотрено различными нормативными правовыми актами и документами системы государственного планирования. Так, 26 февраля 2021 года Указом Президента Республики Казахстан № 520 Общенациональным приоритетом № 8 установлено «Построение диверсифицированной и инновационной экономики». Задачи по поддержке инноваций также предусмотрены в Национальном плане развития Республики Казахстан, Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023–2029 годы [4].
В 2021 году в рамках закона Республики Казахстан «О промышленной политике» принят ряд законодательных норм, направленных на формирование технологической политики, включающие в том числе:
— создание Инновационной обсерватории (аналитический центр Think Tank), основной задачей которой является независимый мониторинг и прогнозирвание на основе эмпирических данных уровня инновационного развития страны;
— формирование сети отраслевых центров компетенций («мозговые центры»), задачей которых является разработка отраслевых технологических стратегий и обеспечение преемственности технологической политики;
— формирование технологических платформ, которые будут являться площадками взаимодействия науки, бизнеса и производства;
— — создание Совета по технологической политике, как координирующего рабочего органа по выработке страновой инновационной политики.
Рекомендации и перспективы. Создание информационной системы «Единое окно национальной инновационной системы» по инновациям по принципу Еgov. Данная информационная система, функционируя на базе микросервисной архитектуры, обеспечит оцифровку и унификацию точки входа по предоставлению мер господдержки инновационной деятельности и всех сопутствующих элементов поддержки.
В целом для того, чтобы системно масштабировать полученный опыт в сфере технологического развития на сегодняшний день функционируют такие институты развития государственной поддержки инноваций, как
АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations», Автономный кластерный фонд «Парк инновационных технологий», реализуется проект Всемирного банка «Стимулирование продуктивных инноваций».
Заключение. Инновационное развитие компании в стране играет важную роль в повышении её конкурентоспособности, стимулировании экономического роста и создании благосостояния. Внедрение инноваций помогает компаниям адаптироваться к меняющимся рыночным условиям, улучшать эффективность производства, создавать новые продукты и услуги, а также осваивать новые рынки. Государство играет ключевую роль в создании благоприятного окружения для инноваций, предоставляя ресурсы, стимулируя и координируя усилия бизнеса и образования. В свою очередь, компании должны активно взаимодействовать с этими структурами, строить инновационные стратегии и гибко реагировать на изменения внешней среды.
Литература:
- Тунян, В. Особенности инновационного развития предприятия в современных условиях
- https://www.gov.kz/memleket/entities/mdai/activities/9?lang=ru
- https://ranking.kz/reviews/regions/innovacii-2021.html
- Днишев Ф. М. Технологическая модернизация Казахстана в условиях глобализации // Известия НАН РК. Серия Общественных и гуманитарных наук. — 2013. — № 4.