Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 215 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Н. Н. Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом / Н. Н. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112116/ (дата обращения: 15.11.2024).



Термин «функциональная грамотность» слышал каждый из нас. Почему же он сейчас так важен?

«Функциональная грамотность — это способность человека пользоваться навыками чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить кредит в банке, прочесть инструкцию, оформить анкету и т.), другими словами, это тот уровень грамотности, который позволяет человеку начинать отношения с внешним миром и достаточно быстро адаптироваться и существовать в ней», указывают Людмила Рождественская и Ирина Логвина.

Сформировать такой вид грамотности является большой проблемой в наши дни особенно на уроках иностранного языка. В рамках уроков иностранного языка можно формировать все виды функциональной грамотности: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую, глобальную, креативность и критическое мышление. Но, безусловно, особое значение следует придавать формированию навыков функционального чтения.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, во-первых, сможет свободно использовать навыки чтения для получения необходимой информации из текста и работы с ним. Во-вторых, сможет использовать разные виды чтения: просмотровое, изучающее, ознакомительное).

Учителям, преподающим иностранный язык, сложнее сформировать эти навыки, так как язык, преподаваемый ими, является неродным языком для учащихся.

В данной работе предлагается система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом.

Примеры работы с конкретными текстами

8 класс, английский язык (В. П. Кузовлев « English ») ФГОС , смысловое чтение

1. Предтекстовый этап

Цели для этого этапа: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

- Учащимся предлагается посмотреть на заголовок и предположить, о чем будет текст, с которым им предстоит работать:

«The history of the Olympic games»

Look at the title of the text and say what the text will be about.

Упражнения:

– Перед началом чтения текста учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и предположить, о каких видах спорта будет вестись речь .

Which sports are included in tne Olimpic Games nowadays?

«Глоссарий» (Актуализация словаря, связанного с темой текста.)

Обратить внимание учащихся на следующие понятия:

BC = Before Christ до нашей эры

AD = anno Domini нашей эры

Put the parts of the text in the chronological order (Учащимся предъявляется текст, в котором абзацы стоят не по порядку):

At the Moscow 1980 Games more than 5000 athletes from 80 countries competed in 21 different sports. The 2004 Olympic Games also took place in Greece. Athletes from 202 countries competed in 28 different sports some of which, for example, the track events in athletics, are very old, while others were added to the programme of the Games not long ago. For instance, open water swimming events, over the distance of 10 kilometeres, were included into the programme of the Olympic Games in 2008 in China.

Sportsmen came to the Valley of Olimpia from every corner of the Greek world. Sportsmen competed in running, wrestling and the pentathlon. The pentathlon was a five-event match which included running, wrestling, jumping, throwing the discus and throwing the javelin. Later boxing, a chariot race, and other events were included. Women could not take part in the Games and even couldn’t watch them. The winners of these early Games were awarded with wreaths from an olive tree that was planted by Hercules, founder of the Games. In 394 AD the Olympic Games were abolished.

Beginning in 776 BC, the Olympic Games were held in the Valley of Olympia in Greece. They were dedicated to the Olympian Gods and took place every four years. By about 650 BC the Games were held over five days.

Thanks to Baron Pierre de Coubertin the first Modern Olympic Games took place in Greece in 1896. They were held over 10 days in April. About 300 athletes from 13 countries participated in 9 different sports. The largest delegation was from Greece. They won 10 gold medals and set Olympic records.

Отработка новой лексики :

V ocabulary:

to dedicate посвящать

a javelin копье

a chariot колесница

a wreath венок

to abolish упразднять

to participate принимать участие

to add добавлять

to take place -иметь место

Pentathlon - пятиборье

hold - проводить, устраивать

were held - проводились

Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте, прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов.

2. Текстовый этап

Текстовый этапвключает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Цели этого этапа: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

Упражнения:

Верно, неверно ( True or false ?) (для развития умения точного перевода и внимательности предлагается задание на соответствие предложенных предложений к действительной информации по тексту в виде таблицы)

True or false ? (Отметьте верные, неверные утверждения)

True

False

1. The Olympic Games have a very long history.

2. Baron Pierre de Coubertin was the founder of modern Olympic Games.

3. The first Olympic Games were in 1894 in Greece.

4. Sportsmen were awarded with the discus and the javelin.

5. In 1896 the first modern Olympic Games took place.

6. At the Olympic Games in Moscow more than five thousand athletes from eighteen countries competed in twenty one different sports.

Answer the questions ( Ответьте на вопросы )

1. When did the Olympic Games begin? (776 BC)

2. Who were they dedicated to? (to the Olympian Gods)

3. How often did they take place? (Every four years)

4. What kinds of sport were included into the Olympic programme at the beginning? (Running, wrestling and the pentathlon)

5. What is the pentathlon? (a five-event match which included running, wrestling, jumping, throwing the discus and throwing the javelin)

6. What kinds of sport were included later? (boxing, a chariot race and other events)

7. Who was the founder of the modern Olympic Games? (Baron Pierre de Coubertin)

Complete the fact file about the Olympics using the text. Дополни информацию (Чтение с целью извлечения конкретной информации из текста).

Ancient

Modern

When appeared?

Where appeared?

Number of sports?

Women’s participation?

Awards?

When abolished?

Fill in the missing words. «Текст с пропущенными словами». Учащимся предлагаются карточки, на которых написан текст с пропущенными ключевыми словами.

Text

_________ were started first in ______. They were dedicated to ________. Sportsmen competed in 5 kinds of sports that is ________. The victors of the Games got ___________ as the awards. Later the Games were ________. Only in the 19 th century the Games took place again. Today sportsmen from different _________ take part in them.

Fill in the chart with information about the Modern Olympic Games from the text (Чтение с целью извлечения конкретной информации из текста).

City/Country

Year

Number of sports

Nations

Number of athletes

Greece

London, UK

1948

17

59

4099

1980

2008

3. Послетекстовый этап

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Цель этого этапа: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения:

  1. С целью развития речи, учащиеся отвечают на предложенные вопросы и передают содержание текста. Для слабых детей — рассказ с опорой.
  2. Составить план текста, выделив его основные мысли.
  3. Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно.

Таким образом, применение на уроках иностранного языка многообразие текстовых упражнений содействует формированию читательской грамотности учащихся и комплексному изучению ключевых видов речевой деятельности и формирует креативное мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.

Научить читать — главная цель в обучении иностранному языку в школе, это и есть функциональная грамотность.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, текст, учащийся, функциональная грамотность, английский язык, задание, навык чтения, содержание текста, функциональное чтение, цель извлечения.


Похожие статьи

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования

Изучение новой лексики на уроках английского языка в современной школе c использованием коммуникативной методики

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов

Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Похожие статьи

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования

Изучение новой лексики на уроках английского языка в современной школе c использованием коммуникативной методики

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов

Методика обучения студентов с применением интерактивных методов в организации самостоятельной работы

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Задать вопрос