Отделы головного мозга, влияющие на развитие социально-коммуникативных навыков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ольховская, Е. А. Отделы головного мозга, влияющие на развитие социально-коммуникативных навыков / Е. А. Ольховская, О. В. Назарчук, А. Н. Совостьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112278/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исследования показывают, что у людей и животных «социальный мозг» включает структуры, принимающие участие в обработке социальной информации, эмоций и вариативности поведения. В ответ на социальные стимулы активизируются определенные отделы мозга.

C:\Users\User\Desktop\фото из телеграмма\photo_2024-03-11_21-01-02.jpg

Основные части «социального мозга» располагаются: в височной доле (веретенообразная извилина и височная борозда); миндалевидное тело; части префронтальной коры.

За распознавание лиц отвечает веретенообразная извилина, а верхняя височная борозда отвечает за восприятие движения живых объектов. Эти отделы играют важную роль в распознавании и интерпретации социальной информации. Например, выражение лица собеседника (страх, гнев, удовольствие…). Миндалевидное тело отвечает за «прикрепление» к различным стимулам эмоциональной окраски — положительным (вознаграждение) и отрицательным (страх, наказание).

Нарушения в работе данных отделов мозга демонстрируют поведение субъектов, не умеющих распознавать людей, как отдельные объекты, концентрировать на них внимание и считывать их эмоции. Такое поведение демонстрируют дети с нарушением аутистического спектра. Следствием того, что такому ребенку сложно связать негативные чувства с определенным стимулом (страх), такие дети часто лишены чувства опасности.

Когда младенец смотрит в лицо или прислушивается к голосу взрослого, и при этом испытывает положительные эмоции (удовольствие, интерес), в это время активируется работа веретенообразной извилины, верхней височной борозды и миндалевидное тело.

Префронтальная кора, особенно вентромедиальная или орбитальная её часть, отвечает за многие аспекты социального поведения, в том числе за задержку нежелательных реакций, планирование поведения и самоконтроль. В процессе социального взаимодействия человек приобретает должный опыт, отслеживая реакции других людей, подстраивает под них своё поведение. Умение быстро менять своё поведение в соответствии с ответной реакцией других людей — основная функция орбитальной части префронтальной коры.

Если данная область мозга работает по-другому или вообще не работает, то человек не замечает потребности окружающих и зацикливается только на своих потребностях и интересах. У таких людей нет обратной связи в процессе общения, а по большому счету, нет потребности в общении. Это характерная черта людей с РАС.

Уже в первые месяцы жизни у младенца активизируются многие мозговые структуры, которые взрослые люди задействуют, чтобы считывать информацию с лица другого человека. В процессе развития различных отделов мозга его функции становятся специфичными, а связь между этими отделами — более сложной. Каждое действие (взгляд, зрительный контакт, эмоциональная окраска голоса и мимика) вызывает отклик в особой области мозга.

С рождения мозг ребенка настроен замечать других людей и на них реагировать. Младенец с рождения учится отличать лица в пространстве и реагирует лучше, если лицо расположено вертикально — правильно. В 6–7 месяцам ребенок по-разному реагирует на знакомые и незнакомые лица. Очень рано проявляется чувствительность к зрительному контакту и направлению взгляда. Чувствительность к взгляду в раннем детстве больше связана с работой участков веретенообразной извилины, отвечающей за восприятие лиц, а позднее к процессу подключается верхняя височная борозда. В три месяца младенец начинает проявлять совместное внимание при помощи взгляда (смотрит на интересующий его объект, а затем на социального партнёра). В 9 месяцев этот процесс происходит так же, как у взрослого человека (при участии верхней височной извилины и дорсальной части медиальной префронтальной коры). При просмотре лиц с различными эмоциями к семи месяцам младенцы уже могут отличать одно лицо от другого. Они по-разному реагируют на положительные и отрицательные эмоции. К семи месяцам дети учатся отличать эмоции в голосе. В этом возрасте дети уже способны обрабатывать одновременно информацию, поступающую из двух источников (звукового и визуального). Они по-разному реагируют, когда вокальное и визуальное отражение различных эмоций совпадают или отличаются (веселый голос и улыбающееся лицо, или улыбающееся лицо и злой голос)… Данным процессом у малышей руководит миндалевидное тело, которое расположено внутри височной доли.

Младенцы способны не только распознавать лица, эмоции, вокальное и визуальное отображение, они в состоянии распознавать движение и манеры поведения.

Движение живых объектов называют биологическим. Так могут двигаться только живые существа. Неживые объекты способны двигаться только под воздействием внешних сил. Уже в раннем детстве ребёнок способен отличить человека от предмета, о чем свидетельствует то, как смотрит он на других людей и предметы. К восьми месяцам малыш способен предвидеть эффект от воздействия на предметы, он понимает и по-разному реагирует, когда окружающие говорят о человек или о предмете. Представление о причинно-следственных связях ребенок получает задолго до того, как научится делать что-то самостоятельно. Ученые доказали, что младенец многому учится через наблюдение за другими людьми, выделяет повторяющиеся схемы действий и использует накопленный опыт для решения новых задач.

Детский мозг более восприимчив к социальным стимулам, чем мозг взрослого человека. Внимание к ним — врожденное свойство человеческого мозга. Многие части «социального мозга» активизируются ещё до года. Участки мозга, которые включают в себя более древние мозговые структуры (подкорку), активны уже при рождении. Ученые предполагают, что мозг ребенка более восприимчив и имеет более широкие «настройки», нежели мозг взрослого человека.

Реакция малыша на социальные стимулы рассеяна по всему мозгу, а разные его отделы приобретают четкую специализацию только с течением времени. Чтобы это произошло, ребенку просто необходимо контактировать с социальной средой. Мозг ребенка активно реагирует на окружающий мир и быстро учится всему, что необходимо знать о людях.

Многолетние исследования показывают, что у людей с РАС имеются отличительные черты в строении головного мозга. Наблюдаются изменения в областях: мозжечка (внимание и моторная деятельность), миндалевидного тела (эмоции), участков височной доли (социальное восприятие и язык) и префронтальной коры (внимание, планирование, абстрактное мышление и социальное поведение).

Для формирования нейронной сети все мозговые структуры должны работать «в связке». Чтобы у малыша сформировалась модель психического поведения, все отделы головного мозга должны работать согласовано и слажено, как музыканты в оркестре. При аутизме связи между отдельными участками мозга, особенно долгосрочные, часто бывают нарушены.

Огромное значение в развитии мозга имеют зеркальные нейроны, которые рассредоточены практически по всей его территории: нижней теменной доле, центр Брока — височной доле, двигательной коре и верхней височной борозде. Система зеркальных нейронов активизируется в то время, когда человек совершает намеренные действия или наблюдает за ними, при наблюдении за жестами или выражением лица. Развитие навыков имитации, невербальной, а также вербальной коммуникации напрямую связано с работой зеркальных нейронов, которые являются важным инструментом развития социального поведения. Исследования показывают, что эти нейроны у людей с аутизмом не реагируют должным образом ни на наблюдение за жестами и выражением лица другого человека, ни на попытки подражания им. А так как зеркальные нейроны распределены практически по всему мозгу, то нарушения в работе отображают проблемы с общим взаимодействием структур мозга. Учеными доказано, что головной мозг изменяется под воздействием нового опыта. Значимые изменения становятся заметными уже через несколько дней после того, как мы начинаем осваивать новый навык, например, учимся играть на гитаре. Области мозга, которые отвечали ранее за решение других задач, перепрофилируются в соответствии с новыми задачами. Зеркальные нейроны активнее реагируют при наблюдении за действиями, которые мы можем повторить, чем при наблюдении за теми, которые понимаем, но повторить не можем. Мозг создает при этом нейронные сети, опираясь на наши действия, которые поддерживают и усиливают реакции ответа на те стимулы, которые чаще всего повторяются. Получение подкрепления и обратной связи от окружающего мира — неотъемлемая часть процесса. Влияет ли аутизм на развитие мозга? Ученые постоянно задаются этим вопросом. Одно очевидно — дети с РАС иначе воспринимают окружающую среду уже с первого года жизни. Они иначе реагируют на социальные стимулы, не инициируют взаимодействие с другими людьми (даже маме трудно удержать его на руках). Ребенок с аутизмом реже вступает в контакт с окружающими, чем обычные дети. Такой ребенок может быть полностью поглощён манипуляцией каким-либо предметом (и обычно это не игрушка), которые становятся главным «партнером» в игре. Данный опыт и ответные реакции день за днем формируют его мозг. Значимыми становятся события, связанные с этими предметами, а социальное взаимодействие остается за скобками.

С каждым днем жизнь малыша с РАС все сильнее отличается от жизни нейротипичных сверстников. Но эти изменения принято считать вторичными, возникающими под воздействием иного уклада жизни, который сопровождает младенческий аутизм. Можно ли это предотвратить? Так как в раннем детстве мозг наиболее пластичен и восприимчив к обучению, то результатом вмешательства будет не только изменение поведения, но и реорганизация мозговых структур ребенка. Все специалисты не торопятся ставит диагноз РАС, списывая на то, что у всех малышей навыки формируются по-разному. Но некоторые признаки внимательные родители могут заметить уже с 3-х месяцев. Существует метод раннего вмешательства ESDM, который учит взрослых привлекать внимание ребенка к лицу и телу и выдавать максимально четкий социальный и коммуникативный поведенческий ответ (для этого приходится использовать более яркие эмоции, чтобы ребенку было легче их распознавать. Это достаточно эффективный метод для обучения ребенка языковым навыкам, взаимодействию со взрослыми и сверстниками, социальной и символической игре.

Литература:

  1. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом/ Салли ДЖ. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А.Висмара; (пер. с англ. В.Дегтяревой). — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.-416 с.
  2. Индивидуальная психология Альфреда Адлера; систематическое изложение отрывков из его сочинений. Отредактировано и аннотировано Хайнцем Л. Ансбахером и Ровеной Р. Ансбахер. (1956)
  3. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г. https://vocabulary.ru/termin/refleks-orientirovochnyi.html
  4. Жана Вильям Фриц Пиаже, Jean William Piaget (1896 -1980) — швейцарский психолог и филосов, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиаже_Жан
  5. Сара Деттмер, Ричард Л. Симпсон, Бренда Смит Майлс и Дженнифер Б. Ганц, «Использование визуальной поддержки для облегчения перехода учащихся с аутизмом» в фокусе на аутизме и других нарушениях развития, 15, № 3 (2000 г.).): 163–169.
Основные термины (генерируются автоматически): миндалевидное тело, веретенообразная извилина, верхняя височная борозда, ребенок, взрослый человек, головной мозг, лицо, мозг ребенка, раннее детство, социальное поведение, уж, эмоция.


Задать вопрос