Математика — один из основных предметов школьной программы. Это п редмет , который сопровождает ученика с первого класса и до окончания школы . Также м атематика является основой для изучения целого цикла учебных предметов . Поэтому урокам математики следует уделять особое внимание начиная с младшего возраста. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности. Экзамен по математике наряду с русским языком является обязательным для сдачи государственной итоговой аттестации как в 9, так и в 11 классах. Кроме того, для поступления во многие высшие учебные заведения необходимо набрать на экзамене профильного уровня определённое количество баллов.
Наша школа в этом учебном году перешла в 10 классе на углублённый уровень изучения алгебры и геометрии. Это связано как раз с тем, что все обучающиеся 10 класса выбрали для сдачи математику профильного уровня. Результаты выпускных экзаменов — аттестации во многом зависят от правильного настроя обучающихся на обучение математике, от их мотивации. Мотивация необходима, чтобы обучаемый сам захотел получить знания, которые мы педагоги хотим ему передать, или нам нужно создать такие благоприятные условия для обучаемого, чтобы он сам эти знания взял.
Любому человеку, чтобы заняться тем или иным делом, необходима мотивация — побуждение к данному занятию. Тем более, у ребёнка осознание своих поступков — действий не всегда находится на должном уровне. Это касается и учебного процесса — основного дела начального этапа жизни любого из нас. Конечно, интерес у школьников не может быть одинаков ко всем школьным предметам, ко всем областям знаний, но в наших силах пробудить, повысить этот интерес к изучаемым дисциплинам. Пожалуй, у каждого учителя имеется своя педагогическая копилка особых приёмов, методов для этой цели. Я за годы своей 42 — летней учительской практики тоже разработала, можно сказать, систему определённых способов и приёмов для повышения уровня мотивации у наших школьников на уроках математики.
Слова Паскаля стали для меня жизненным кредо
«Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным»
Я полностью согласна с тем фактом, что в памяти ученика после урока остаётся:
¼ часть услышанного материала
1 / 3 часть увиденного материала
½ часть услышанного и увиденного одновременно материала
¾ материала при условии, что ученик сам активно вовлечён в процесс обучения.
Для повышения учебной мотивации использую следующие приёмы и способы:
– Устный счет с включением задач, решаемых на смекалку и жизненный опыт.
– Примеры на исправление сделанных ошибок.
– Восстановление частично стертых записей.
– Занимательные задачи и математические загадки.
– Задачи на развитие финансовой грамотности.
– Задачи, связанные с жизненными ситуациями и задачи на местном материале.
– Организация игровых ситуаций, ролевых и познавательных игр.
– Создание ситуаций успеха, заинтересованности, положительных эмоций.
– Использование математических софизмов, парадоксов.
– Знакомство с именами людей, творившим науку, богатым эмоциональными эпизодами их жизни.
– Взаимосвязь математики с другими областями, окружающим миром.
– Участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня;
– Проведение ежегодно декады математики.
Для пробуждения интереса к своим предметам , а я преподаю ещё и немецкий язык, я ввожу в начало урока эпиграфы. Считаю, что он является мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. В качестве эпиграфов к уроку использую цитаты, изречения выдающихся людей.
Например:
– «Действие — главный ключ к успеху» Пабло Пикассо
– «Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущее» академик И. П. Павлова
– «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» математик Айвен Нивен
– «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» И.Кант
– «Великая книга природы написана математическими символами» Г. Галилей
– «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев»
Абу Мухаммад Муслих ад — Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази
На уроках я никогда не оставляю без внимания исторические справки, данные в учебниках. Я считаю, что историзм — это стимул формирования познавательного интереса у детей. Известный французский математик, физик и философ Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.
Я и сама сочинила о многих учёных физиках и математиках загадки — рифмовки и периодически их ненавязчиво предлагаю детям. У меня есть также набор рифмовок для лучшего запоминания формул, правда, больше по физике, так как я преподавала ещё физику в 7–9 классах, а сейчас веду уроки физики в исправительно-трудовой колонии.
Вот некоторые из них:
1. Раздел алгебры пополнен теоремой этой
Её скромно величают именем …(Виета).
2. В математике известен он понятием бином,
В физике же 3 закона Вывел нам …(Исаак Ньютон)
3. Жил в России славный физик, математик и поэт.
Но с тех пор прошло, конечно, не один десяток лет (Ломоносов)
4. Чтоб найти у тела путь, скорость, время не забудь!
Перемножь их поскорей, вот и будет всё Окей!
Часто заходя в класс после короткого приветствия, я как бы невзначай задаю загадку, вопрос на развитие логического мышления. Например:
- Где надо построить дом, чтобы все его окна смотрели на юг?
- По чему ходят часто, а ездят редко?
- Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
Дети, услышав интересный вопрос, начинают думать, тем самым сразу включаются в умственную работу и урок обычно проходит в хорошем темпе.
Для обучающихся 5 -7 классов я иногда рассказываю сказки очислах и о геометрических фигурах, что очень завораживает внимание детей. Этот сказочный приём я использую при знакомстве с геометрическими фигурами. Сказки о точке, о прямой, о лучике, о треугольнике, о прямоугольнике и т. д.
Для того, чтобы дети узнали предстоящую новую тему урока или новое понятие, я иногда предлагаю им разгадать небольшой и не очень сложный кроссворд. Разгадывание кроссворда не должно занимать много времени. Его нужно напечатать заранее в бумажном варианте на каждую парту или вывести на экран или просто предварительно начертить на доске. Задания для кроссворда можно проговорить вслух или написать на доске
Периодически предлагаю обучающимся самим составить кроссворды, сочинить математические сказки, и ребята с удовольствием это делают. Представляю одну из них, которую сочинила ученица 5 класса.
«Помощь другу»
Жили — были два одинаковых треугольника. Они были похожи друг на друга как две капли воды. Однажды они встретились и вскоре подружились. Стали они жить вместе дружно, как 2 брата. Однажды к ним в гости пришёл круг, вернее прикатил. Они устроили чаепитие, загадывали загадки. Было весело пока не начался дождь. Дождь был такой сильный, что река быстро разлилась, а круг жил на другом берегу. Он очень напугался, что его диаметр меньше уровня воды в реке и что ему не попасть домой. Тогда братья треугольники соединились так, что получился прямоугольник, который послужил мостиком через речку. Круг попрощался с друзьями и радостно поспешил по мостику домой. «Интересно, — подумал дома круг, — а какие же были треугольники, ведь они не простые, а прямоугольные!»
Возвращаюсь снова к этапам урока.
И вот прозвучали эпиграф, тема урока, название нового понятия и дальше я стараюсь использовать приём создания и решения проблемных ситуаций . Для этого могут служить софизмы. Ребята должны найти специально допущенные ошибки в доказательстве. Важно помнить, что необходимо добиться чёткого понимания ошибок, иначе софизмы будут бесполезны. Полное понимание сути таких ошибок значительно облегчает решение последующих задач.
Этот приём позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Ребята изо всех сил пытаются объяснить, найти ошибки. Удивление стимулирует активную работу детей. Решая софизмы, дети совершенствуют умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
На этапе закрепления и отработки навыков или умений предлагаю обучающимся составить по теме кластер — схему . Использование кластеров дает возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает память .
На заключительном этапе урока при подведении итогов я стараюсь какой — то вопрос оставить открытым — нерешённым до конца и предлагаю ребятам подумать над ним дома. В другой раз после решения задания ставлю перед ними проблему: найти постараться дома другой способ решения. Таким образом, я как бы побуждаю детей к продолжению трудиться — мыслить. какой способ проще. На следующий урок задание было выполнено!
Рассмотрев основные этапы урока и возможные способы повышения уровня мотивации у детей, я хочу остановиться подробнее на игровой технологии, которую я считаю очень эффективной для повышения и удерживания интереса на всём протяжении урока. Моим девизом в работе был и остаётся: «Учить — надо играя!»
Вспоминая детство моей дочери, я пришла к выводу, что только увлекательное, захватывающее интерес занятие, даёт самые плодородные результаты, формирует навыки у ребёнка нужного и полезного умения.
Как учитель и как родитель я наблюдала за дочерью и понимала, когда и как можно добиться успеха, но непременным условием было всегда и есть хорошее настроение у обеих сторон воспитательного и образовательного процессов. Сейчас я часто занимаюсь с внуками разными предметами, в том числе и математикой, и всякий раз я убеждаюсь в работе своего основного принципа — девиза. Положительный мотив и благоприятная атмосфера любого обучающего процесса являются залогом успешного планируемого результата. А повысить уровень мотивации у детей к процессу обучения совсем не просто. Давить на их сознание, требовать обязательного выполнения, трудных порой для них упражнений, иногда бывает бессмысленно и даже вредно.
Приведу слова А.Франса: «Учиться можно только весело. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее, а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Какие же задачи мы можем решить с помощью игры на уроке ?
Я полагаю, что любая игра на уроке математики, как и на других предметах:
– Помогает сделать любой, даже самый скучный материал увлекательным.
– Облегчает учебный процесс приобретения и усвоения знаний
– Пробуждает интерес к учебному предмету и ко всему образовательному процессу в целом.
– Вызывает у детей глубокое чувство удовлетворения от урока.
– Создаёт радостную рабочую атмосферу на занятиях.
– Способствует развитию навыков дружеского коллективного общения.
– Помогает учителю более эффективно решать воспитательные задачи.
Придумать и найти можно большое количество игр, я приведу описание некоторых используемых мною;
У меня также разработана, серия подвижных игровых — моментов — сюжетов . Мы знаем, что на уроках необходимо и полезно проводить физкультминутки, но чаще всего мы об этом забываем или нам не хватает времени. Поэтому я нашла выход — дать детям возможность подвигаться в ходе обыгрывания некоторой ситуации. Чаще всего я связываю это с временами года, с предстоящими праздниками. Так же с первым днём после каникул и последним перед каникулами, так как именно в эти дни настрой на учебу у детей не особенно рабочий.
Список основных подвижных игровых моментов:
- Собери осенний гербарий.
- Проводи пернатых друзей на юг.
- Поднимаемся в горы.
- Весело прыгаем через лужи.
- Укрась ёлочку.
- Собери зимний букет снежинок.
- Разбуди зверей от зимней спячки.
- Собери рождественский подарок.
- Наряди берёзку.
- Собери картину.
- Нарисуй поздравительную открытку.
- Встаньте дети дружно в круг, слева друг и справа друг!
- Раз, два три, четыре, пять — будем дружно все шагать!
- Плывем на остров Сокровищ.
Любая придуманная мною игра не догма, со временем и с какими — то новыми обстоятельствами я могу дополнить и изменить условия проведения игры, состязания и подведения итогов, главное, чтобы игра была честной и не была надоедливой.
В заключении я хотела бы обратиться к отрывку из работы Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении». Мы его анализировали во время участия во Всероссийском педагогическом диктанте.
Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда , без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. …
Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека . …
Организм ребёнка должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно , но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду , или, лучше сказать, жажда его....
Я полностью согласна с основной мыслью статьи. Образование было и остается тяжелым трудом, но мы с вами должны помнить, что этот труд должен быть интересен для обучающихся.
Поэтому ещё раз хочу привести слова Паскаля: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».