Статья посвящена правовому исследованию в области Российского законодательства на тему реализации детьми-сиротами конституционно закреплённого права на жилище, а также возникающие на практике проблемы, связанные с его воплощением.
Ключевые слова: жилище, право, сироты, коррупция, неосвоение, преступление, УК РФ, социальная политика.
Право каждого на жилище гарантированно Конституцией Российской Федерации в статье 40.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Такие фонды могут быть как государственные, так и субъектовые (муниципальные) [2].
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя их анализа статьи 8 вышеупомянутого Федерального закона детям-сиротам наравне с другими гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются благоустроенные жилые помещения.
Однако, из года в год число сирот, нуждающихся в жилье, становится больше. Это очень острая и одна из животрепещущих социальных проблем.
Реализация прав сирот на жилье — насущный вопрос государственной политики в сфере защиты детства, которому уделяется особое внимание [6].
Статистика за 2022–2023 год показывает, что из 288 тысяч сирот всего около 49 тысяч обеспечено жильём, которое к тому же ещё и не соответствует установленным нормам. По состоянию на 1 января 2023 года число сирот, имеющих неисполненные судебные решения о предоставлении им жилья, превысило 35,5 тысяч человек, что на 3 тысячи больше, чем в предыдущем 2022 году, а количество сирот, отказавшихся от предложенного им жилья, увеличивается. Но почему же статистика по реализации конституционного права на жилище не столь благоприятная?
Первой и основной на наш взгляд причиной являются преступления коррупционной направленности: каждый год лица, уполномоченные контролировать приобретение социального жилья для предоставления их детям-сиротам, совершают преступления, предусмотренные статьями 290 (дача взятки), 291 (получение взятки), 159 (мошенничество) УК РФ [1].
Схема совершения таких преступлений разная, в зависимости от места совершения, но между ними можно выделить общее: предприниматели обращаются к чиновникам с просьбой о передаче им аукционной документации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После получения параметров требуемого жилого помещения они проводят мониторинг газет, а также объявлений в Интернет-ресурсах на предмет покупки жилых помещений. Как правило, подыскивается дешёвое, ветхое жильё, которое зачастую ни по каким нормам и правилам не подходит для проживания. Затем сообщаются ложные сведения для оформления заявок на электронной площадке, не соответствующие действительности. Получается, что при проведении конкурентного способа определения субъектов, которые будут заниматься обеспечением жилья детей-сирот, лица, виновные в совершении таких преступлений, оказываются одними в лоте, выигрывают, собирают выделенные деньги и исчезают.
Вторым видом преступлений, совершаемых против интересов детей-сирот, являются деяния, состав которых предусмотрен статьёй 285.1 УК РФ — нецелевое расходование бюджетных средств. Так, порядка 56 % уголовных дел по статье 285.1 УК РФ в анализируемом периоде так или иначе связаны с ущемлением прав сирот на жилище. Посредством нецелевого использования, а также неиспользования бюджетных средств вообще, в эксплуатацию вводятся дома, не соответствующие установленным санитарным и техническим правилам и нормам [3].
Одной из причин совершаемых преступлений является несовершенство закона. Так, при осуществлении постройки домов для нуждающихся лиц, к категории которых как раз-таки и относятся дети-сироты, посредством открытого или закрытого конкурентного способа определения застройщика, выбирается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предложивший наиболее низкую цену. Однако нужно понимать, что низкая цена и качество — это две несовместимые между собой вещи, особенно, когда дело касается реализации конституционных прав граждан.
В настоящее время наблюдается отступление от предусмотренных законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норм об обеспечении детей-сирот жильём, поскольку жильё им полагается по достижении 18-летнего возраста, но получают они его гораздо позже. Всё дело не только в совершении преступлений коррупционной направленности, выражающиеся в подлоге документов, даче и получении взяток, мошенничестве, неосвоении бюджетных средств и так далее, но ещё и в недостаточности финансирования указанной социальной проблемы [4].
Так, обеспечение сирот жильём может реализовываться сперва временно — посредством предоставления временного жилья из фонда социального и коммерческого найма. И, если из фонда социального найма выдать детям-сиротам жильё трудно, т. к. это две разные очереди (очередь на получение постоянного жилья детьми-сиротами и очереди социального найма для других категорий нуждающихся граждан), то коммерческий найм всегда возможен, однако не может быть реализован из-за нехватки средств на финансирование.
Приведённая статистика за 2022–2023 год говорит о том, что лишь четверть всех субъектов Российской Федерации решают проблему предоставления постоянного жилья указанной категории граждан временным жильём. Остальные же три четверти регионов ссылаются на отсутствие такой возможности в силу нехватки средств и дотационное положение [5].
И так, реализация прав сирот на жилье — насущный вопрос государственной политики, который требует особого внимания. Однако, статистика показывает, что число сирот, нуждающихся в жилье, продолжает расти, и ситуация не является благоприятной. Одной из основных причин такой ситуации являются преступления коррупционной направленности, связанные с приобретением социального жилья для детей-сирот. В результате таких преступлений сиротам предоставляется неподходящее и некачественное жилье, не соответствующее установленным нормам. Корень решения данной проблемы отчасти заключается в увеличении средств на финансирование внутренней политики государства указанной отрасли и пресечении совершаемых преступлений, однако также необходимо обратить внимание и на институт семьи, проблема которого заключается как в отказе от детей, так и в том, что впоследствии всего лишь небольшая часть из них будет принята новыми родителями.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 32-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание Законодательства Российской Федерации — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. — 2005. — № 1.
- Уголовное право: Общая часть в 2 томах. Т.1: учебник для вузов / под ред. С. И. Улезько. — М.: Юрайт, 2023. — 299 с.
- Кондюров С. В. Мотивы и цели преступления: понятие, классификация и её уголовно-правовое значение // Вестник магистратуры. — 2019. — № 1. — С. 81–84.
- Кибальник А. Г. Уголовное право в 2 томах. Т.1. Общая часть: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2023. — 222 с.
- Лазаренкова О. И. Новеллы законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот: шаг вперёд, два шага назад // Российская юстиция. — 2020. — № 12. — С. 54.