Рассматривается проблема инновационного развития образовательных организаций. Анализируется соотношение между понятиями инновация, инновационная деятельность, инновационное управление. Обращено внимание на значимость инновационных изменений. Представлены результаты исследования готовности педагогического состава к инновационным изменениям в образовательной организации, на основе которых были даны рекомендации по развитию кадрового потенциала.
Ключевые слова: инновация, инновационное управление, образовательная организация, технологии, анкетирование, педагогический коллектив, инновационная деятельность.
Объектом многих педагогических исследований стали инновационные педагогические системы и новаторская деятельность педагогов. Были выполнены исследования, развивающие идеи об инновационной деятельности как факторе развития общеобразовательной школы и системы образования в целом. В. Н. Аверкин, Л. И. Аттаева, Т. Н. Демина, Н. П. Корнюшкин, Н. М. Мартынова, С. Д. Намсараев, А. Б. Панышн, Л. С. Подымова, И. И. Проданов, Н. А. Садовский и другие отмечают, что система образования может развиваться за счет творчества, новаторства педагогов, внедрения новшеств, созданных в результате инновационного подхода к образовательной деятельности.
Термин «инновация» вошел в научный обиход в XIX веке, когда ученые-антропологи и этнографы стали использовать его для обозначения культурных изменений. В начале XX века экономист Й. А. Шумпетер ввел термин «инновация» в экономическую науку, определив его как процесс внедрения новых технологий, продуктов, услуг или организационных методов, приводящих к повышению эффективности производства или улучшению качества жизни.
В 30-е годы XX века американские психологи А. Адамс, А. Маслоу и Ф. Тейлор расширили понимание инноваций, включив в него не только технологические и экономические, но и социальные и управленческие изменения [7, с. 333].
Г. А. Акрамова под термином «инновация» понимает преднамеренное изменение окружающей среды, которое вводит новые устойчивые элементы, заставляющие систему перейти из одного состояния в другое [1, с. 5].
Н. В. Логвин охарактеризовал инновационную деятельность как совокупность принимаемых мер, которые способствуют внедрению инновационных процессов в различные уровни системы образования. В настоящее время инновационная деятельность выступает в качестве механизма развития всего образования [4, с. 60].
Р. В. Овчарова утверждает, что инновационные изменения в образовании могут повлиять на:
1) разработку и реализацию новых образовательных программ и методик, что может включать введение новых дисциплин, изменение содержания существующих, использование современных технологий;
2) обновление материально-технической базы, что предполагает оснащение образовательного учреждения современным оборудованием;
3) повышение квалификации педагогов, что необходимо в условиях инновационных изменений;
4) изменение управленческих структур и процессов, что может включать внедрение новых систем управления, оптимизацию структуры школы, изменение порядка распределения полномочий и ответственности между работниками [5].
Инновационные процессы, обеспечивающие развитие образовательной организации, требуют особую систему управления. Школа, развивающаяся на базе инновационных технологий, значительно отличается от учреждений, которые поддерживают установленный порядок работы.
Функционирование образовательной организации в инновационном режиме учитывает изменения в образовательной системе. Управление инновационным процессом предполагает управление изменениями в учебной системе. Более того при управлении инновациями в образовательном учреждении наблюдается потребность изменений в самой системе управления. Таким образом, регулирование инновационным процессом в школе подразумевает управление не отдельными новшествами, а всем комплексом изменений, которые охватывают как «управляемую, так и управляющую подсистему» [6, с. 12].
Анализ готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям представляет собой значимый этап в процессе интеграции инноваций в образовательную организацию. Исследование позволяет оценить, в какой мере, педагогический коллектив готов к нововведениям, выявить как сильные, так и слабые стороны. Полученные данные позволят создать индивидуальные и групповые обучающие программы для педагогического состава, которые помогут приспособиться к новым методикам и технологическим программам.
Нами проведено изучение готовности педагогического состава начального общего образования МБНОУ «Лицея № 111» города Новокузнецка к инновационным изменениям в образовательной организации. В настоящее время образовательное учреждение является региональной инновационной площадкой, в которой на данный момент реализуется инновационный проект «Совершенствование социокультурного самоопределения личности в диалоге школы и семьи». Для того, чтобы определить инновационный потенциал педагогов нами была использована представленная В. И. Загвязинским в работе «Инновационные процессы в образовании» методика [3].
Также нами применялся опросник С. Ю. Степанова «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности». Нами был выявлен уровень готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям в образовательной организации. В анкетировании приняли участие 10 педагогов начального общего образования. По результатам опроса мы выявили: 20 % с низким уровнем готовности, 30 % со средним и 50 % опрашиваемых обладают высоким уровнем готовности к инновационным изменениям в образовательном учреждении.
Таким образом, в МБНОУ «Лицея № 111» половина опрашиваемых готовы к инновационным изменениям, однако для второй половины требуется повышение уровня готовности к творческо-инновационной деятельности. Педагоги, которые активно внедряют инновации или имеют к этому потенциал, развивают свои лидерские качества, а также могут стать образцом для коллег, имеющих меньший потенциал, и поспособствуют формированию инновационной культуры во всём образовательном учреждении.
На основе полученных в ходе исследования данных, мы предлагаем несколько рекомендаций, которые могут помочь внедрению инноваций в образовательную организацию, а также развить потенциал её сотрудников:
— создание специальных площадок для обмена профессиональным опытом. Преподаватели, показавшие высокий уровень готовности к инновационной деятельности, могут поделится своей практикой, достижениями, разработками с другими учреждениями, а также перенять опыт других коллег, который может поспособствовать генерации новых идей. Педагогам со средним и низким уровнем готовности предоставится возможность взаимодействовать с учителями, имеющими опыт работы с инновациями, обращаться к теоретическим наработкам, также могут задать интересующие вопросы.
— обучение персонала. Необходимо обеспечить педагогическому составу доступ к современным технологиям и методикам. Несколько преподавателей с высоким уровнем готовности направить на переподготовку по направлению «Учитель-методист», которые впоследствии будут создавать новые методики, внедряющие инновации в образовательную организацию.
Таким образом, высококвалифицированные кадры играют важную роль во внедрении инноваций как во всю образовательную организацию, так и в образовательный процесс благодаря профессионализму, влиянию на коллег и обучающихся, умению адаптировать инновации к потребностям образовательного учреждения — всё это делает их важными элементами в развитии современного образования. В свою очередь, инновации в образовании необходимы для создания цифровой образовательной системы, которая будет оперативно реагировать на требования активно развивающегося общества.
Литература:
- Акрамова, Г. А. Инновации в образовательном процессе / Г. А. Акрамова, С. У. Каримов, А. У. Абдулхамидов. // Universum: психология и образование. — 2020. — № 3 (69). — С. 4–7. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovatelnom-protsesse-1
- Долженко, Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования / Ю. Ю. Долженко, А. С. Позднякова. // ТДР. — 2015. — № 1. — С. 109–110. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya
- Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский. — Тюмень, 1990. — 98 с. — Текст: непосредственный. //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень: 1990.
- Логвин, Н. В. Инновационная деятельность как элемент качества управления модернизацией региональных систем образования / Н. В. Логвин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2013. — № 3. — С. 60–63. — ISSN 1998–0817. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/288501
- Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. — Москва: Глобус, 2001. — 406 с. — Текст: непосредственный.
- Сидоров, С. В. Формирование концепции управления инновационным процессом в сельской средней школе / С. В. Сидоров // Грани познания. — 2010. — № 3. — С. 12–18. — ISSN 9999–4982. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/290392
- Солдатова, А. О. Инновации в классификации прогрессивного развития / А. О. Солдатова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2011. — № 3 (1). — С. 333–338. — Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-klassifikatsii-progressivnogo-razvitiya