В статье дано описание основных проблем, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни современного студента. Представлены их особенности. Автор высказывает предположение о возможных способах решения данных проблем и говорит, что описанные решения позволят сократить пагубное влияние на здоровье молодого человека.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студент, важный, важность, влияние, факторы, электронные устройства, проблемы, использование, среда.
The article focuses on health and health issues that every student might have. It presents their types and major peculiarities. The article suggests the solutions to some of them.
Keywords: health, health problems, healthy lifestyle, student, important, importance, influence, gadgets, mental health, factors, environment, surrounding, usage.
Здоровье — это тот подарок, который человек может подарить сам себе и отнять сам у себя.
Ф. де Ларошфуко
Введение. Сегодня вопрос сохранения здоровья остается как никогда актуальным не только для людей взрослых или пожилых. Особенно важен он для молодых. Ведь сегодняшние молодые люди — это генофонд нации. Отсутствие подвижного образа жизни, вредные привычки, досуг, связанный с использованием электронных устройств, — все эти факторы оказывают большое влияние на состояние здоровья молодежи, а в особенности людей, получающих образование, — студентов. От состояния здоровья каждого отдельного студента зависит его настрой на работу, познавательная активность, эмоциональный настрой, уровень успеваемости. Давайте рассмотрим каждый из этих вопросов в отдельности.
Современный студент любого учебного заведения — это не тот студент, что был десять лет назад. Активное внедрение в образовательную среду цифрового образования ведет к тому, что молодой человек, получающий образование, вынужден делать большое количество заданий с использованием электронных девайсов, решая различные тесты в электронном формате, готовя презентации, находя материал для докладов и т. д. Выполняя все эти задания, студент в основном находится в сидячем положении, забывая подчас делать перерывы. Добавим к этому использование электронной техники в качестве инструмента общения со сверстниками и сокурсниками и средства проведения досуга. В результате возникает хронический дефицит двигательной активности, ведущий к возникновению проблем со здоровьем и обострению хронических заболеваний, если такие имелись у студента. Возникают проблемы в шейно-воротниковой зоне, такие как боли, жжение; ухудшается кровообращение, а значит питание головного мозга. Страдают плечевые суставы, суставы пальцев рук, а иногда происходят дегенеративные изменения позвоночника. Изменяется зрение. Долговременное использование различных электронных устройств ведет к эмоциональному перевозбуждению, проблемам со сном, и как следствие — к депрессии, отсутствию жизненной энергии, снижается усвояемость материала, успеваемость. Решением всех этих проблем может стать активное посещение физкультурных занятий в течение учебного года, так как они дают заряд активности, разгоняют метаболизм, кровообращение, способствуют нейтрализации застойных процессов. Также очень важно соблюдать режим отдыха, например делать 10–15-минутный перерыв между использованием устройств, причем само устройство может быть в этом полезным. Заведите таймер, и устройство будет напоминать о необходимости сделать перерыв. Легкие прогулки после учебы являются эффективным способом повышения активности, а наблюдение за объектами расслабляет глаза.
Использование портативных устройств, таких как портативный компьютер (ноутбук), планшет, смартфон, означает еще и воздействие электромагнитного излучения на организм, о чем много говорят современные ученые. Так или иначе, но оно воздействует на все системы организма, и защита от него только одна — сокращение времени ежедневного пользования такими устройствами. К сожалению, молодые люди в целом и студенты в частности не задумываются о данном виде излучения, чрезмерно используя свои девайсы.
Затрагивая вопрос психического здоровья студентов, важно отметить среду, в которой находится обучающийся. Для студентов важно иметь эмоционально здоровое окружение. Это окружение должно быть реальным, а не виртуальным. Позитивно настроенные люди заряжают, настраивают на положительный ход мыслей, помогают справиться со стрессом.
Следующий пункт, оказывающий колоссальное влияние на здоровье и здоровый образ жизни студента, — это наличие вредных привычек. И это не только употребление алкоголя, табака или каких-то психоактивных препаратов, но и переедание или, наоборот, голодание. Все эти привычки в совокупности и по отдельности разрушают здоровье студента, приводя к изменениям в работе всех систем организма, а иногда и к летальному исходу. Самостоятельно справиться с данной проблемой очень часто не представляется возможным, и все же главным на пути к здоровому образу жизни является желание студента избавиться от пагубных пристрастий, к которым переедание чаще всего не относят. Хорошими помощниками могут стать психологи, работающие в учебных заведениях, а также активное вовлечение студента в общественную или спортивную деятельность, если еще не наступила точка невозврата.
Здоровье — это то, что не купишь ни за какие деньги и ни на что не обменяешь. Здоровье — это то, что мы формируем сами, и потерять его очень легко. Здоровый образ жизни — это те привычки, которые являются его ядром. Молодые люди, в частности студенты, должны помнить об этом. Ведь от здоровья молодого поколения зависит здоровье всего социума, будущее нации.
Литература:
- Влияние компьютера и сотового телефона на физическое и психическое здоровье студентов — Современные проблемы науки и образования (сетевое издание) https://Science-Education.Ru/Ru/Article/View?Id=4986
- Здоровье — это здорово https://znanio.ru/media/zdorove___eto_zdorovo-24041
- Сайфутдинова Н. З. Влияние информационных технологий на психологию студента // Московский экономический журнал. № 5. 2021.
- Осторожно, излучение от гаджетов! Влияние Bluetooth, Wi-Fi и 5G на организм — Deep-Reviewhttps://deep-review.com/articles/emr-3/
- Сушко И. Р., Козлова Н. С. Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте // Психологический журнал. Т.36. № 5. 2015.
- Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В. С. Бабина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 572-575. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19414/ (дата обращения: 26.03.2024).