В современной педагогике и психологии вопрос подготовки детей к школьному обучению ставится в один ряд с проблемой всестороннего и целостного развития ребенка дошкольного возраста. При этом это наиболее сложный период в жизни дошкольника, как в физиологическом, так и в психологическом плане и он совпадает с начальным этапом обучения процессам письма и чтения, то есть грамоте. Многие системы организма ребенка не подготовлены к новым нагрузкам. Успешное начало обучения грамоте будет возможным только в том случае, если у будущего первоклассника сформирован определенный уровень дошкольной готовности, в частности уровень подготовки к усвоению процессов чтения и письма.
Понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: «общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы» [1, с. 54]
Говоря о проблеме, связанной с подготовкой ребенка старшего дошкольного возраста к обучению грамоте, следует упомянуть таких авторов, как П. Н. Анохин, В. М. Бехетерев, Е. В. Гурьянов, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, А. Р. Лурия, К. Д. Ушинский. Позднее эта проблема была предметом изучения Л. Л. Бетц, Н. И. Гуткиной, Л. Е. Журовой, Т. С. Комаровой, Т. А. Ткаченко, И. Н. Садовниковой, С. А. Цукановой, Т. Б Филичевой, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконина.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Одним из разделов речевого развития детей 6–7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом [3].
По данным современных психолого-педагогических исследований, у 60 % детей, поступающих в школу, обнаруживаются трудности в усвоении чтения и письма, которые являются следствием различных нарушений речевого развития первоклассников. К этой категории детей относятся и дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети с ЗПР характеризуются как категория детей, испытывающих трудности в обучении. Связано это с нарушением познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, лежащих в основе структуры дефекта, и влияющих на познавательную активность и интеллектуальную продуктивность детей. Нередко, ребёнок с задержкой психического развития уже с начала первого класса становиться стойко неуспевающим, особенно при возросшей в последнее время тенденции к школьному обучению с шестилетнего возраста. Поэтому актуальной остаётся специальная подготовка к школе детей данной категории [4].
Одним из важнейших направлений в работе по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является развитие речи, которое включает в себя и подготовку к обучению грамоте. С помощью правильно организованного педагогического процесса возможно активизировать познавательную деятельность ребёнка, совершенствовать фонематическое восприятие, сформировать представления о звук, слове, предложении, увеличить активный словарь, совершенствовать графомоторные навыки, тем самым, подготавливая ребёнка к обучению в начальной школе [4].
На эффективность обучения детей грамоте можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе.
В рамках эмпирического исследования на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Чапаевская СОШ» СПДО детский сад «Солнышко» было организовано исследование уровня готовности к обучению грамоте и уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В исследовании принимали участие дети 6–8 лет, имеющие задержку психического развития: 10 детей — контрольная группа и 10 — экспериментальная группа.
В ходе работы использовались диагностические задания Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной Г. В., диагностические методики по обследованию словаря детей дошкольного возраста О. С. Ушаковой, Е. Н. Струниной.
На основании полученных результатов было выявлено, что в экспериментальной группе на 10 % показатели ниже, чем в контрольной группе. Дети неусидчивые, не прикладывают волевых усилий для завершения задания, во время выполнения диагностических заданий отвлекаются на происходящее за окном. Связная речь характеризуется недостаточным развитием. Подбор нужных слов осуществляют с затруднением.
Уровень развития произвольности действий и интеллектуального развития в целом находится на низком уровне. Детям с трудом далось выполнить некоторые задания, они путали право и лево, допускали многочисленные ошибки, самостоятельное продолжение узора вызвало затруднения. Особые проблемы касались саморегуляции и самоконтроля. Дети либо не замечали своих ошибок, либо не прилагали волевых усилий для того, чтобы их исправить и закончить выполнение задания.
Считаем, что необходимо составить групповые программы и индивидуальные маршруты коррекционной работы с целью преодоления возможных трудностей при обучении грамоте, связанных с несформированностью психологической готовности к обучению грамоте.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать особенности развития познавательной деятельности детей с ЗПР, в первую очередь, об особенностях восприятия ими учебного материала и специфике мотивации деятельности. Именно поэтому эффективно использование игровых ситуаций и упражнений, которые могут сделать учебную деятельность более интересной и понятной для ребенка. Весь материал, используемый на занятиях, должен быть понятным и доступным для ребенка. Так же необходимо учитывать, что работоспособность детей с задержкой психического развития снижена, поэтому занятия не должны длиться дольше 20 минут.
В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР способны усвоить многие представления и навыки, которые необходимы для формирования и развития компонентов психологической готовности к обучению грамоте.
Литература:
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., Просвещение, 2013. — 90 с.
- Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста //Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 2009–135с.
- Дети с задержкой психологического развития. Под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, В. А. Шипициной, — М., Просвещение, 2014.- 209 с.
- Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР: М.: Педагогика, 1982. — 100 с.