В 2019 году в российском законодательстве произошли существенные изменения, повлиявшие на судебную систему, а именно 1 октября указанного года начали свою работу кассационные суды общей юрисдикции, что в корне перестроило привычный порядок обжалования. В данной статье речь пойдет именно об изменившимся кассационном порядке в уголовном процессе, касающегося пересмотра итоговых судебных решений.
Ранее действовавшее законодательство предусматривало пересмотр постановлений суда, вступивших в законную силу в кассационном порядке в президиуме верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа и в Верховном Суде Российской Федерации [10]. Обратиться с жалобой или представлением на итоговое судебное решение мирового судьи или районного суда в областной, краевой и равный ему суд мог Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор субъекта Российской Федерации и приравненный к нему военный и иной специализированный прокуроры, ихзаместители, осужденный, потерпевший, их защитники, законные представители и представители, а также иные лица, чьи права были затронуты судебным постановлением. Обратиться с жалобой или представлением на итоговое судебное решение областного, краевого и равного ему суда в Верховный Суд Российской Федерации мог Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, осужденный, потерпевший, их защитники, законные представители и представители, а также иные лица, чьи права были затронуты судебным постановлением [9].
После вступивших в законную силу изменений в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее УПК России) и, соответственно, начала работы кассационных судов общей юрисдикции перечень лиц, имеющих право на обращение в суд кассационной инстанции сохранился [3]. Появилось девять кассационных судов общей юрисдикции, уполномоченных рассматривать дела в кассационном порядке. Кассационные суды созданы по экстерриториальному принципу, судебные округа не совпадают даже с федеральными округами. Пересмотр судебных постановлений в указанных судах позволяет избежать рассмотрение дела по жалобам, представлениям в апелляционном и кассационном порядках в одном суде. Данные изменения еще больше подчеркивают конституционные положения о независимости и беспристрастности судей [1].
Уголовно-процессуальное законодательство не раскрывает детали участия прокурора в суде кассационной инстанции, но хочется отметить, что в данном вопросе произошли так же существенные изменения. Ранее в президиумах верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, судах автономной области и автономного округа принимал участие прокурор илизаместитель прокурора соответствующей прокуратуры субъекта или приравненной специализированной прокуратуры. С появлением кассационных судов общей юрисдикции в кассационно-надзорном управлении Главного уголовно-судебного управления Генеральной прокураты Российской Федерации были созданы отделы с дислокацией в городах по месту нахождения кассационных судов общей юрисдикции, прокуроры которых участвуют в судебных заседаниях указанных судов, что не лишает права прокурора субъекта или его заместителя, а так же приравненных прокуроров, подавших кассационное представление лично принять участие в рассмотрении уголовного дела в суде [5].
Большие изменения коснулись порядка кассационного обжалования. С 01.10.2019 начинают свое действие, введенные в 2018 году, такие понятия, как «сплошная кассация» и «выборочная кассация». Этот момент рассмотрим поподробнее [4].
В ходе изучения главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ни разу не встречаются понятия сплошной и выборочной кассации, хотя Кодекс различает и описывает эти порядки. Ознакомившись с указанной главой, можно определить порядок сплошной кассации, касающийся пересмотра итоговых судебных решений, таким образом: во-первых, следует отметить в первую очередь, что в указанном порядке присутствуют вполне конкретные сроки, а именно подать жалобу, представление в порядке сплошной кассации можно в течении полугода с момента вступления приговора или иного итогового решения суда в законную силу или с момента вручения осужденному, содержащемуся под стражей, указанного судебногопостановления. УПК России указывает на возможность восстановления этого срока, если он был пропущен по уважительной причине. при условии, что такое судебное решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.Во-вторых, необходимо изучить, куда именно подается жалоба, представление в одном и другом порядках. В порядке сплошной кассации жалоба, представление подаются в Верховный Суд Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Затем судья суда первой инстанции принимает решение о принятии к производству жалобы, представления, в случае отказа уведомляет об этом и указывает на недочеты. После принятия жалобы, представления судья суда первой инстанции уведомляет о поступившей жалобе, преставлении другие стороны по делу и устанавливает сроки для принесения возражений. После выполнения необходимых процессуальных действий судья суда первой инстанции направляет уголовное дело в суд кассационной инстанции. Стоит отметить, что УПК России не дает конкретного срока, в который дело должно быть передано из суда первой инстанции в суд кассационной инстанции, а лишь указывает, что сделать это необходимо в разумный срок.
Если рассматривать кассационное обжалование итоговых судебных решений в порядке выборочной кассации, то следует отметить, что положения закона не дают понимания сроков для подачи жалобы, представления, соответственно, можно сделать вывод, что данный срок не определён конкретным рамками. Но здесь все же присутствует некое ограничение, заключающееся в невозможности подачи жалобы потерпевшего или представления прокурора по окончании года с момента вступления решения суда в законную силу по основаниям, которые могут ухудшить положение осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, без указания на возможность восстановления такого срока [6].
Основным моментом в выборочной кассации является то, куда подается жалоба, представление, а именно в указанном порядке она подается непосредственно в суд кассационной инстанции. После ознакомления с принесённой жалобой, представлением судья выносит постановление о передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции либо об отказе в такой передаче, о чем уведомляет стороны по делу. Существо выборочной кассации заключается в том, что УПК России не предусматривает в таком порядке обязательность судебного заседания и оставляет это на усмотрение судьи, который решает были ли допущены в деле существенные нарушения уголовного и/или уголовно-процессуального законодательства, повлиявшие на исход дела [8].
В целом УПК России достаточно подробно описывает как порядок сплошной, так и выборочной кассации, описывая конкретный суд, в который подается кассационная жалоба, представление, действия судьи при принятии кассационной жалобы, представления в порядке сплошной кассации и действия судьи при принятии кассационной жалобы, представления в порядке выборочной кассации, действия судьи в случае не принятия кассационной жалобы, представления в одном и другом порядках, сроки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции и так далее, но законодатель не регламентирует действия судьи в случае если поступили кассационная жалоба, представление как в порядке сплошной, так и выборочной кассации. Судьи в Российской Федерации независимы и способны принимать решения самостоятельно, но, стоит отметить, если изменения в УПК России, касающиеся кассационного обжалования, вводят разные порядки такого обжалования, то стоит урегулировать на законодательном уровне ситуацию, когда по одному и тому же делу в суде кассационной инстанции оказываются на рассмотрении кассационные жалобы, представления, поданные в разных порядках.
Если обратиться к практике, то можно увидеть, что в описанной выше ситуации, как правило, судья объединяет эти жалобы, представления в одно производство. При этом законодатель позволяет рассматривать принятые кассационные жалобы, представления без объединения в одно производство. Если говорить о втором варианте развития событий, то это означает, что приблизительно в одно и тоже время кассационные жалобы, представления по одному и тому же уголовному делу будут слушаться разными судьями или разными коллегиями судей, можно предположить, что в процессах будут принимать участие разные прокуроры, а иные участники процесса будут задействованы по несколько раз.
Двойное рассмотрение дела не дает дополнительных гарантий обеспечения прав осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, потерпевшего или иного лица, чьи права могли были быть затронуты судебным постановлением, равно как и не влияет на квалифицированное рассмотрение дела в суде кассационной инстанции. Двойное рассмотрение дела искусственно увеличивает нагрузку непосредственно на суд, а именно разным судьям придется изучить уголовное дело, в рамках которого были поданы жалоба, представление, дважды вынести постановления о назначении судебного заседания, дважды известить об этом стороны по делу. В прокуратуре, при таких обстоятельствах, так же будет идти двойная работа по изучению уголовного дела и участию в судебных заседаниях.
Законодатель говорит о том, что суд кассационной инстанции не связан доводами кассационной жалобы, представления и может проверить вынесенные ранее решения по делу на предмет нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства в полном объеме. Указанную возможность проверки дела за рамками доводов жалобы, представления законодатель преподносит как право суда, а не обязанность. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что возможна ситуация, при которой, в случаях поступления жалобы, представления как в порядке сплошной, так и выборочной кассации, судом кассационной инстанции могут быть вынесены противоречащие постановления, что не соответствует требованиям об обоснованности, законности и справедливости решений суда.
Ввиду отсутствия установленных норм, затрагивающих описанный выше вопрос, с целью закрепления единого правила и недопущения вынесения постановлений суда кассационной инстанции по одному и тому же уголовному делу, противоречащих друг другу, для эффективной работы механизма судебной системы, целью которой является устранение допущенных нарушений закона и судебных ошибок,восстановление нарушенных прав, считаю, необходимо нормативно урегулировать действия судьи суда кассационной инстанции. В соответствии с законодательством России к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации относится дача судам разъяснений по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации [2]. На основании изложенного, необходимые для урегулирования описанной проблематики нормы могут найти свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020)
- Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», («Собрание законодательства РФ», 10.02.2014, № 6, ст. 550, ред. от 14.07.2022)
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, («Собрание законодательства РФ», 24.12.201, № 52 (ч.1.), ст. 4921, ред. от 04.08.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2023)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 19 «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» («Российская газета», № 142, 03.07.2019, ред. от 29.06.2021)
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.06.2021 № 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»
- Прокурорский надзор. Особенная и Специальная части: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]; под общей редакцией О. С. Капинус; под научной редакцией А. Ю. Винокурорва. — 6-е издание, перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023
- Участие прокурора в уголовном процессе: учебник и практикум для вузов / В. А. Лазарева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023
- Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: учебник для вузов / В. А. Лазарева [и др.]; под редакцией В. А. Лазаревой, А. А. Тарасова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023
- Участие прокурора в кассационном производстве по уголовным делам: научно-практическое пособие / Н. Ю. Решетова, Е. А. Маркина, А. Н. Разинкина — Москва: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, 2005
- Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде апелляционной и кассационной инстанции: пособие / А. Г. Халиулин, А. Н. Разинкина, Н. Ю. Решетова — Москва: НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013.