В статье рассматриваются вопросы актуальности оценки эффективности проектов строительства объектов ТБО, дается определение рынка ТБО, рассматриваются механизмы его регулирования, взаимодействие участников рынка ТБО, приведены примеры проектов строительства объектов по утилизации ТБО. Утилизация твердых бытовых отходов (ТБО) является одной из основных проблем, актуальных в мировом масштабе. Наиболее остро данный вопрос в России стоит перед крупными городами и населенными пунктами, что также связано с охраной окружающей среды и ресурсосбережением, так как мусорные свалки вокруг городов стали серьезной угрозой экологии.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, утилизация ТБО, рынок утилизации ТБО, механизмы регулирования утилизации ТБО.
Деятельность человека влечет за собой постоянно поступающие отходы. Высокий уровень загрязнения окружающей среды, токсичность многих материалов и сложность их хранения и утилизации актуализируют проблему поиска и внедрения современных и инновационных методов и технологий обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) с целью их повторного использования в производство. Еще с середины ХХ века начались поиски путей решения данной проблемы и применения ряда мероприятий по преодолению антропогенного воздействия человека на среду его обитания, в частности разрешения проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО).
По оценкам BusinesStat, в 2018–2022 гг. производство твердых коммунальных отходов в России увеличилось на 32 %: с 275 до 363 млн куб м. Основными причинами стали: рост потребления товаров одноразового использования, увеличение количества упаковки, недостаточное осознание населением важности проблемы отходов и необходимости их утилизации. Основной прирост произошел в 2018–2020 гг., когда производство твердого мусора в стране увеличилось на 23 % и достигло 340 млн куб м [1].
При решении вопроса о целесообразности применения в конкретных условиях любого региона различных способов обезвреживания и переработки ТБО следует руководствоваться результатами специально выполненных экономических расчетов, основанных на методологическом подходе к оценке социально-экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды. В основе оценки экономической эффективности способов обезвреживания лежит расчет сравнительного экономического эффекта, т. е. выявление преимуществ, которые обеспечивает каждый промышленный способ по сравнению с базовым или другим промышленным способом [2].
Проблема исследования заключается в противоречии между ростом количества проектов строительства объектов по утилизации ТБО и недостаточном опыте разработки методологии оценки эффективности данных проектов.
Согласно теории отраслевой организации, рынок — это явление, изучаемое с позиции спроса, в то время как отрасль анализируется с точки зрения предложения товаров и услуг на рынке [3].
Понятие «твердые бытовые отходы» приведено у Е. А. Подович: «отходы, образованные в жилых помещениях в процессе деятельности физических лиц, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе деятельности физических лиц, направленной на удовлетворение своих нужд и потребностей; отходы, образованные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате их деятельности и имеющие состав, подобный тем, которые образуются физическими лицами» [4].
Согласно Концепции обращения, с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13–8.2000, утвержденной постановлением коллегии Госстроя России от 22 декабря 1999 г. N 17: к твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы [5].
Таким образом, рынок ТБО можно определить, как комплексное взаимодействие субъектов, таких как население, промышленные предприятия, организации и т. п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.
В своей статье ученый Мавропулос Антонис рассмотрел различные концепции обращения с ТБО, где указывает, что использовать какой-то один определенный метод или технологию для переработки всей образующейся массы ТБО нецелесообразно. Это может привести к снижению уровня экономики, росту затрат и негативного влияния на экологическую обстановку региона [6].
В России инвестирование средств в проекты по утилизации ТБО с одной стороны является рентабельным, с другой — существует негативный фактор входа на рынок, который заключается в высокой стоимости реализации проекта. При этом данная сфера низкоконкурентна и достаточно привлекательна на рынке.
На протяжении 5 лет наблюдается ежегодное увеличение объема вывоза твердых коммунальных отходов в России. С 2018 г. по 2022 г. показатель вырос на 31,8 %: с 275,4 млн м 3 до 362,9 млн м 3 .
По данным из документа «Анализ рынка удаления и обработки твердых коммунальных отходов (мусора) в России в 2018–2022 гг., прогноз на 2023–2027 гг». представлен анализ произведенных работ в натуральном выражении (млн м 3 ) в таблице 1 [1].
Таблица 1
Производство твердых коммунальных отходов в России в 2018- 2022 гг. (млн м 3 )
Параметр |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Производство твердых коммунальных отходов (млн м 3 ) |
275,4 |
304,4 |
339,6 |
349,5 |
362,9 |
Динамика (% к предыдущему году) |
- |
10,5 |
11,6 |
2,9 |
3,8 |
Максимальный прирост зафиксирован в 2020 г, когда производство ТКО увеличилось на 11,6 % относительно 2019 г и достигло 339,6 млн м 3 .
Столь значительные объемы твердых коммунальных отходов практически в полной мере поступают на мусорные полигоны, в связи с чем их площадь ежегодно увеличивается. В 2022 году доля утилизированных твердых коммунальных отходов составила 11,9 %, в то время как доля отходов, технологически подходящих для вторичного использования, существенно выше.
С 1 января 2019 г. в России произошел переход на новую систему обращения с ТБО, в рамках которой контроль над обращением с отходами перешел от множества небольших компаний к крупным региональным операторам, которые были отобраны на конкурсной основе.
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326) и национального проекта «Экология», который направлен на формирование комплексной системы обращения с ТБО.
В рамках проекта внедрен институт региональных операторов, создана государственная информационная система учета отходов, включая электронную модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. Принят ряд фундаментальных нормативных правовых актов. Благодаря системным мерам государственной поддержки в стране появляется все больше новых мощностей по обработке и утилизации ТКО.
На реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» из федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 90 251,7 млн. рублей [7].
Согласно информации Паспорта национального проекта «Экология» доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов с 2018 года составляла 3 %, тогда как к 2024 году планируется достижение данного показателя до 67,7 %. Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных в 2018 году — составляет 1 %, а к 2024 году планируется достижение показателя — 19,6 % [8].
В сфере обращения с отходами классов опасности I-II единым в 2019 году федеральным оператором была назначена Государственная корпорация «Росатом». Государство, в свою очередь, регламентирует деятельность региональных операторов, создает соответствующие правила обращения с ТКО, учета объемов ТКО, регулирования тарифов, которые необходимо уплачивать населению за утилизацию, а также основы ценообразования. Утверждением предельных тарифов и нормативов накопления занимаются сами субъекты РФ — региональные операторы.
Региональный оператор, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию, обеспечивает раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в зоне своей деятельности.
Органы местного самоуправления (ОМСУ) обязаны создавать площадки накопления твердых коммунальных отходов и обеспечивать их благоустройство, размещать информацию о сроках вывоза отходов в различных источниках.
На сегодняшний день проблема регулирования рынка ТБО перешла из муниципальной в региональный уровень, поскольку для строительства объектов ТБО используется земля, находящаяся под центрами комплексной переработки — региональная.
Таким образом, анализ теоретических источников позволил выявить проблемы и особенности функционирования и механизмов регулирования рынка твердых бытовых отходов (ТБО) в РФ, которые заключаются в следующем:
- Основными причинами увеличения бытовых отходов является: рост потребления товаров одноразового использования; увеличение количества упаковки; недостаточное осознание населением важности проблемы отходов и необходимости их утилизации.
- Выстраивание системы эффективного использования ТБО предполагает формирование набора рыночных и административных инструментов, в которой субъектами рыночных отношений будут региональная власть, муниципалитеты городов-накопителей отходов, домовладения, транспортные организации, заводы технологического комплекса, покупатели вторичного сырья.
- Технологии, внедряемые в России, должны: решить экологические проблемы на уровне мировых стандартов; улучшить санитарию региона на долгосрочную перспективу; обеспечить рекультивацию земель; возвратить в товарооборот сырьевые ресурсы, уменьшив при этом экологический ущерб, связанный с их производством; обеспечить рентабельность процесса санитарной очистки; исключить образование несанкционированных свалок; обеспечить ежедневный бесперебойный вывоз ТБО из жилого сектора, снизив пробег автотранспорта и ряд других проблем.
- Рынок ТБО нуждается в инвесторах, что говорит о необходимости создания инвестиционных условий в виде введения процедур получения земельного участка для организации полигона и др.
Литература:
- Агакишиев Р. А. Оценка эффективности технологического комплекса «АРКОНЛОС» для очистки фильтрата полигонов ТБО / Р. А. Агакишиев, И. В. Журавлева, Н. Н. Злобина // Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура. 2021. № 2 (17). С. 76–85
- Анализ рынка удаления и обработки твердых коммунальных отходов (мусора) в России в 2018–2022 гг., прогноз на 2023–2027 гг. // URL: https://businesstat.ru/images/demo/treatment_of_solid_waste_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения 20.01.2024)
- Антонова Т. Л. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России: состояние и перспективы // Молодой ученый. 2019. № 32 (270). С. 45–49
- Падович Е. А. Понятие «твердые коммунильные отходы» при осуществлении предпринимательской деятельности: проблемы классификации // E-Scio. 2020.https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tverdye-kommunalnye-othody-pri-osuschestvlenii-predprinimatelskoy-deyatelnosti-problemy-klassifikatsii (дата обращения 19.02.2024)
- Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13–8.2000: утверждена Постановлением коллегии Госстроя России от 22 декабря 1999 г. N 17 [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=231775
- Ахметов Б. Т. Тенденции развития правового регулирования в области обращения с отходами потребления // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. 2020. № 1 (48). С.138–151
- Волченсков Л. Л. Потенциал развития предприятий перерабатывающих ТБО в РФ // Международный научный журнал «Синергия наук». — 2019. — № 35. — С.116–131
- Паспорт национального проекта «Экология [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/np_ecology/passport_ecology.pdf (дата обращения 20.02.2024)
- Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Консультант Плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/d55297bbede0486ca81508ed6ac51828bda4d94a/ (дата обращения 12.03.2024)