В статье раскрываются особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Интонационная выразительность является одним из основных компонентов полноценного развития речи детей, подготовки их к успешному школьному обучению и предупреждению школьной дезадаптации. В результате проведенного экспериментального исследования выявлены уровни развития интонационной выразительности речи у детей с стертой дизартрией, дана их качественная характеристика. Полученные данные дополняют и расширяют имеющиеся на сегодняшний день представления об особенностях развития интонационной стороны речи у детей с стертой дизартрией. Учет особенностей развития интонационной стороны речи будет способствовать успешному решению задач коррекционно- развивающего обучения детей со стертой дизартрией. На основе результатов проведенного исследования предлагаются рекомендации для развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с применением игры-драматизации.
Ключевые слова: стёртая дизартрия, интонационная сторона речи, игра-драматизация, компоненты интонации, развитие речи.
The article reveals the peculiarities of the development of the intonation side of speech in older preschool children with erased dysarthria. Intonation expressiveness is one of the main components of the full development of children's speech, preparing them for successful schooling and preventing school maladjustment. As a result of the conducted experimental study, the levels of development of intonational expressiveness of speech in children with erased dysarthria were revealed, and their qualitative characteristics were given. The data obtained complement and expand the currently available ideas about the peculiarities of the development of the intonation side of speech in children with erased dysarthria. Taking into account the peculiarities of the development of the intonation side of speech will contribute to the successful solution of the tasks of correctional and developmental education of children with erased dysarthria.Based on the results of the study, recommendations are proposed for the development of the intonation side of speech in older preschool children with erased dysarthria using a dramatization game.
Keywords: erased dysarthria, intonation side of speech, play-dramatization, components of intonation, speech development.
Речь, важная составляющая социальной жизни каждого человека, является исторически сложившейся формой общения между людьми при помощи определенных языковых конструкций и определенных правил.Она позволяет нам строить отношения, выражать свои мысли, вызывать эмоции и обмениваться знаниями. Необходимо ценить и развивать свои коммуникативные навыки, чтобы стать успешным и влиятельным в профессиональном и личностном плане. Человек владеющий правильной и хорошей речью демонстрирует высокий уровень культурного развития и образования.
Культура речи, согласно Л. И. Скворцову, охватывает владение нормами устного и письменного литературного языка, включая правила произношения, ударения, грамматики и выбора слов, а также умение использовать выразительные языковые средства в различных ситуациях общения в соответствии с целями и содержанием высказываний. В лингвистической науке традиционно выделяют две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство [3].
Однако речь не является врождённым навыком, развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором его общего развития. Освоение ребенком речи протекает по строго определенной схеме и характеризуется рядом общих аспектов. Таким образом формирование речевой системы происходит поэтапно, начиная с младенческого возраста. На данный момент учеными подтверждено, что для целостного развития речи необходимо прохождение каждого из этапов усвоения языка, в том числе важен этап формирования интонационной стороны речи. Такие педагоги-исследователи, как Аксарина Н. М., Тонково-Ямпольская Р. В., Кольцова М. И., Яровенко О. И. отметили что процесс развития речи детей связан с процессом овладения интонационной системой языка [4, 5, 6, 7].
Интонационная выразительность является неотъемлемой составляющей речи каждого человека, она не только помогает понимать коммуникацию других, но и является ключевым фактором успешности как в учебе, так и в профессиональной сфере. Речевая деятельность представляет собой гармоничное единство взаимосвязанных компонентов, таких как: мелодика, длительность, интенсивность, темп речи и тембр произнесения. Красота и богатство речи, ее выразительность обеспечивают не только богатство словаря и мастерство словесного выражения, но и интонационная гибкость речи, выразительность и разнообразность.
Интонационная составляющая играет важную роль в структуре языка и речи, а также выполняет несколько важных функций. Во-первых, с помощью интонации происходит членение речи на интонационно-смысловые отрезки, которые также называются синтагмами. Именно благодаря интонации мы можем выделить и организовать эти синтагмы в речи. Во-вторых, интонация дает возможность оформлять различные синтаксические конструкции и виды предложений. Благодаря изменению интонации мы можем выразить различные смыслы и оттенки в предложениях. И, наконец, интонация раскрывается в выражении чувств, мыслей, эмоции и волеизъявлений людей. Она помогает передать интонационные эмоциональные оттенки, привлекает внимание слушателей и содействует более точному и тщательному передаче мыслей и чувств. Таким образом, интонация является обязательным признаком устной речи человека. Речь без интонации невыразительна, монотонна, неполноценна.
Интересно отметить, что нарушения интонационной выразительности часто являются вторичными в структуре дефекта речевых нарушений и, в частности, дизартрии. В современном мире стертая дизартрия является одним из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста. Стертая дизартрия характеризуется расстройством звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации, что приводит к нечеткому и неясному произнесению слов и фраз.
В ходе своего исследования, О. Ю. Федосова обратила внимание на важную особенность речи детей с стертой дизартрией — ухудшение просодики и интонационной выразительности речи. Эти дети сталкиваются с проблемами в области голоса, таких как моно- и амодуляция по высоте и силе, а также с нарушенным речевым выдохом. Однако, одной из характерных черт для детей с дизартрией является способность сохранять ритмическую структуру слова, количество слогов и ударение, даже при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова. Эти результаты указывают на значимость просодики в обучении речи и позволяют сделать важные выводы для совершенствования методик работы с детьми, страдающими дизартрией [8].
У детей со стёртой дизартрией наблюдаются нарушения процесса восприимчивости и воспроизводства интонационных структур: темпа, ритма и логического ударения (Л. В. Лопатина, Серебрякова) [9]. Голосовые нарушения проявляются в слабой выразительности, недостаточной силе голоса, отсутствии модуляций голоса, которые обусловлены парезами мышц языка, неба, глотки и голосовых складок (Е. М. Мастюкова) [10].
Архипова Е. Ф. в своей работе описывает особенности просодической сторону речи при стертой дизартрии [1]:
— интонационная выразительность речи детей резко снижена,
— у детей страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох,
— имеются нарушения тембра речи и появляется иногда назальный оттенок,
— в частых случаях темп речи у детей ускорен,
— речь ребенка во время рассказывания стишков монотонная, постепенно теряется разборчивость речи и голос гаснет,
— во время речи голос тихий, не удаются изменения высоты, силы голоса по подражанию.
Особенности просодической стороны речи детей с дизартрией, в частности, таких характеристик, как дыхания, темпа речи, ритма, голосовых модуляций, тембра описывают Г. С. Оразаева, Б. А. Сейтенова. Они обосновывают необходимость построения логопедической работы с дизартриками на основе целостного подхода к совершенствованию интонационной выразительности речи [12]. Из-за нарушений просодической стороны речи у детей с стертой дизартрией, часто наблюдается неспособность распознавать эмоции окружающих людей и выражать собственные, что усложняет процесс коммуникации. Проблемой эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением речи занимались Г. Б. Ниетбаева и Ж. М. Наурызбаева [11]. Вопрос использования интонации в вопросительных предложениях также тесно связан с эмоциональным компонентом. В статье А. К. Сатовой, А. М. Бердихан, М. С. Махадиловой раскрывается специфика формирования вопросительных предложений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [13].
В нашем исследовании, был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования методов работы с детьми с стертой дизартрией и расширяют возможности для всестороннего развития личности ребенка через использование средств театрализованной деятельности.
На основе анализа теоретических положений по проблеме развития интонационной стороны речи старших дошкольников с стертой дизартрией было проведено экспериментальное исследование. В нем принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией в возрасте 4–5 лет.
Для изучения формирования интонации речи были отобраны следующие компоненты просодической системы: мелодика, ритм, сила и высота голоса, логическое ударение.
Для оценки сформированности просодических элементов речи нами была адаптирована и использована методика Е. Е. Шевцова и Л. В. Забродиной [14].
На основе анализа литературных источников были установлены следующие критерии качественной оценки выполнения заданий для всех выбранных компонентов просодической системы:
4 балла — задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла — задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл — для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
0 баллов — задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.
Для объективного анализа результатов диагностики такого просодического компонента речи, как мелодика была разработана балльная количественно-качественная оценка. Ребенку предъявлялось 15 предложений, из них 5 предложений с повествовательной интонацией, 5 — с восклицательной, 5 — с вопросительной.
Шкала оценивания по количеству правильных ответов:
— Высокий уровень: ребенок правильно определил интонацию 11–15 предложений — 3 балла.
— Средний уровень: 6–10 предложений — 2 балла.
— Низкий уровень: меньше 5 предложений — 1 балл.
В результате оценки успешности выполнения заданий были выделены три группы детей. Критерием распределения стало количество баллов, присвоенных испытуемому за выполнение каждого задания, что позволило дифференцировать степень выраженности нарушения изучаемых компонентов:
1) выявление умения различать и воспроизводить различные интонационные структуры (мелодика речи):
— Высокий уровень сформированности — 43–63 б.
— Средний уровень сформированности — 22–42 б.
— Низкий уровень сформированности — 1–21 б.
2) обследование умения воспринимать и воспроизводить ритм:
— Высокий уровень сформированности — 17–24 б.
— Средний уровень сформированности — 9–16 б.
— Низкий уровень сформированности — 1–8 б.
3) определение умения изменять силу и высоту голоса:
— Высокий уровень сформированности — 17–24 б.
— Средний уровень сформированности — 9–16 б.
— Низкий уровень сформированности — 1–8 б.
4) выявление умения правильно воспринимать и воспроизводить (расставлять) логические ударения в предложениях различной интонационной структуры.
— Высокий уровень сформированности — 25–36 б.
— Средний уровень сформированности — 13–24 б.
— Низкий уровень сформированности — 1–12 б.
За выполнение каждого из предлагаемых заданий ребенок получал определенное количество баллов, в зависимости от уровня и качества выполнения упражнения. Затем баллы суммировались, и на основе полученного результата определялась степень тяжести нарушения. Уровни сформированности интонационной выразительности речи в баллах:
— Высокий уровень (незначительное отклонение от нормы) — 99–147 б.
— Средний уровень (средняя степень нарушения) — 50- 98 б.
— Низкий уровень (тяжелая степень нарушения) — 1–49 б.
Результаты исследования уровней развития компонентов интонационной структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни развития компонентов интонационной структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией (в баллах)
№ |
Имя ребенка |
Мелодика |
Ритм |
Сила и высота голоса |
Логическое ударение |
Общее кол-во баллов |
Уровни развития инт-х компонентов речи |
1 |
Айдана |
29 |
16 |
20 |
15 |
80 |
средний |
2 |
Александр |
40 |
19 |
15 |
13 |
87 |
средний |
3 |
Алиса |
13 |
9 |
10 |
9 |
41 |
низкий |
4 |
Амирлан |
23 |
15 |
13 |
9 |
60 |
средний |
5 |
Аңсар |
33 |
15 |
17 |
21 |
86 |
средний |
6 |
Арыстан |
57 |
23 |
20 |
20 |
120 |
высокий |
7 |
Асылбек |
38 |
17 |
13 |
10 |
78 |
средний |
8 |
Асылжан |
34 |
15 |
16 |
20 |
85 |
средний |
9 |
Аян |
34 |
21 |
20 |
13 |
88 |
средний |
10 |
Батырхан |
25 |
20 |
15 |
13 |
73 |
средний |
11 |
Владимир |
10 |
11 |
12 |
10 |
43 |
низкий |
12 |
Владимир |
40 |
22 |
15 |
11 |
88 |
средний |
13 |
Дамир |
39 |
17 |
19 |
21 |
96 |
средний |
14 |
Дарын |
17 |
8 |
9 |
12 |
46 |
низкий |
15 |
Диляра |
49 |
20 |
22 |
27 |
118 |
высокий |
16 |
Ислам |
21 |
10 |
13 |
11 |
55 |
средний |
17 |
Ильяс |
20 |
10 |
7 |
9 |
46 |
низкий |
18 |
Костя |
17 |
10 |
10 |
12 |
49 |
низкий |
19 |
Максим |
23 |
11 |
18 |
15 |
67 |
средний |
20 |
Мансур |
48 |
15 |
16 |
13 |
92 |
средний |
21 |
Никита |
41 |
12 |
13 |
13 |
79 |
средний |
22 |
Никита |
17 |
10 |
8 |
11 |
46 |
низкий |
23 |
Николай |
41 |
16 |
10 |
12 |
79 |
средний |
24 |
Риана |
43 |
23 |
18 |
26 |
110 |
высокий |
25 |
Родион |
40 |
22 |
15 |
9 |
86 |
средний |
26 |
Роман |
43 |
23 |
19 |
25 |
110 |
средний |
27 |
Руслан |
37 |
20 |
19 |
11 |
87 |
средний |
28 |
Тимур |
40 |
17 |
15 |
14 |
86 |
средний |
29 |
Ясмина |
32 |
16 |
21 |
12 |
81 |
средний |
30 |
Ярослав |
30 |
23 |
15 |
10 |
78 |
средний |
Таблица 2
Уровни развития компонентов интонационной структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией (в %)
Уровни |
Компоненты интонационной структуры речи |
Обобщенный показатель |
|||
Мелодика |
Ритм |
Сила и высота голоса |
Логическое ударение |
||
1 уровень высокий |
16,7 |
46,7 |
36,7 |
10 |
27,5 |
2 уровень средний |
60 |
50 |
56,7 |
40 |
51,7 |
3 уровень низкий |
23,3 |
3,3 |
6,6 |
50 |
20,8 |
Особенности выполнения первого задания по выявлению способности распознавать разнообразные мелодико-интонационные структуры у дошкольников со стертой формой дизартрии представлены результатами выполнения задания, которые предъявлены в таблице 2, иллюстрирующей соотношение адекватных выборов сигнальной карточки и ошибочных ответов, приобретенных по предъявлению предложений, принадлежащих к различным интонационным структурам (повествовательной, восклицательной и вопросительной).
Анализ успешности выбора сигнальной карточки по предъявлению предложений различной интонационной структуры показал, что повествовательную интонацию обусловили все дети. Несколько меньше было допущено ошибок при предоставлении предложений с вопросительной интонацией. Нужно отметить, что все ошибочные ответы касались вопросительных предложений без вопросительного слова: Идем домой? Собака убежала? Дети в большом количестве случаев не могли найти восклицательную интонацию предложений не содержащих междометий: Сегодня так тепло! Это наша улица! Таким образом , значительное количество ошибок отмечалось при предоставлении предложений восклицательной интонации.
2-е задание имело целью определить способность ребенка к восприятию и воспроизведению ритма. Значительное количество детей смогли справиться с заданием, однако у пяти детей ритм речи характеризуется нерегулярностью и изменчивостью.
Третье задание было направлено на выявление возможности ребенка изменять высоту и силу собственного голоса. Дети старшей группы с интересом приняли это задание, но количество правильных ответов было низким. Полностью без помощи других с заданием смогли справиться меньше половины детей (36,7 %).
4-е задание было ориентировано на выявление возможности правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала. Из таблицы 2 мы видим, что справились с этим заданием только несколько детей. Меньшее количество ошибок было при повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором. Наибольшее количество ошибок было при расстановке логического ударения во фразе.
Качественный анализ результатов исследования показал, что значительные трудности при выполнении заданий у детей отмечаются в распознавании разнообразных мелодико-интонационных структур, непроизвольном изменении силы голоса и расстановки логического ударения в разнообразном речевом материале. Обобщение результатов выполнения заданий позволило выделить три группы детей старшей группы с дизартрией в зависимости от степени сформированности интонационно-выразительной стороны речи.
Обобщенные результаты развития интонационной стороны речи по всем сериям заданий представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень развития интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Количество детей в % |
27,5 |
51,7 |
20,8 |
Рис. 1. Уровни развития интонационной стороны речи у старших дошкольников с стёртой дизартрией на диагностическом этапе (%)
Из диаграммы видно, что 27,5 % детей имеют высокий уровень развития интонационной выразительности речи. Эти дети проявили самостоятельность в исполнении заданий, соблюдение интонационной выразительности речи, умение изменять силу и высоту голоса, умение правильно воспроизводить ритм и темп, расставлять логическое ударение в речевом материале различной трудности.
51,7 % детей были отнесены к среднему уровню развития интонационной стороны речи. При выполнении заданий им была оказана помощь (побуждение, стимулирующие вопросы). У них наблюдались единичные нарушения в различении интонационных структур, воспроизведении ритма и темпа, изменении силы и высоты голоса, в расстановке логического ударения в предложенном речевом материале.
Низкий уровень развития интонационной выразительности выявлен у 20,8 % детей с стертой дизартрией. Для детей с данным уровнем при выполнении заданий характерно: неумение различать интонационные структуры, неумение произвольно в строгом соответствии с интонацией предложенного речевого материала изменять силу и высоту голоса, воспроизводить ритм и темп, отказ от выполнения заданий.
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией наблюдаются различные степени выраженности нарушений в интонационной выразительности речи. Эти нарушения характеризуются нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логическим ударением, ошибочным употреблением словесного ударения, а также ограниченными возможностями случайного изменения силы голоса.
На основе анализа полученных данных были разработаны рекомендации для развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с стёртой дизартрией в процессе проведения логопедических занятий с использованием средств театрализованной деятельности:
- Создание стимулов к активному участию. Вместо того, чтобы просто повторять отдельные слова или фразы, включите детей в различные игровые ситуации. Например, организуйте ролевую игру, где дети могут выступать в качестве различных персонажей. Это поможет им более эмоционально и активно выражать свои мысли и эмоции, развивая при этом интонацию.
- Использование разнообразных интонаций и акцентов. Включайте в занятия с детьми игры, где они должны менять интонацию и акцент в зависимости от ситуации. Это поможет им более гибко использовать интонацию в своей речи.
- Тренировка мимики и жестов. Помимо интонации мимика и жесты также играют важную роль в выражении эмоций и глубине речи. При проведении игровых ситуаций, стимулируйте детей использовать жестикуляцию и мимику, чтобы дополнить свою речь. Это поможет развить интонацию в сочетании с другими элементами невербальной коммуникации.
- Игра с интонацией и ритмом. Проводите занятия, где дети должны мимикрировать интонацию и ритм различных звуков и слов. Например, попросите их повторить услышанные ими звуки с определенным интонационным уклоном и ритмом. Это развивает их способность к восприятию и передаче интонационных элементов в речи.
- Создание игровых ситуаций с повышенной эмоциональной нагрузкой. Игры, где дети должны передавать сильные эмоции, помогут им более точно использовать интонацию в своей речи. Например, попросите их сыграть сцену, где они испытывают страх или радость, и выразить эти эмоции через свою интонацию и речь.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей — М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Жинкин, Н. И. Речь как, проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Наука, 1982.
- Скворцов, Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М.: Наука, 1980. — 352 с.
- Тонкова-Ямпольская, Р. В. Становление физиологических механизмов речи / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Исследования языка и речи: ученые записки МГПИИЯ. — М.: МГПИИЯ, 1971. — Т. 60. — С. 5–12.
- Аксарина.Н.М. «Воспитание детей раннего возраста» — Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
- Ларина Е. А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. — Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2011. 142 с.
- Яровенко О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего дошкольного возраста // Становление речи и усвоение языка ребенком. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — С. 33–46.
- Федосова, О. Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03./ О. Ю Федосова. — Самара, 2005. –228 с. 60.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.
- Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.
- Ниетбаева Г. Б., Наурызбаева Ж. М. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи// Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). -2017.-№ 3.- С.93–97
- Оразаева Г. С., Сейтенова Б. А. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией// Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). -2017.-№ 4.- С.100–103.
- Сатова А. К., Бердіхан А. М., Махадилова М. С. Особенности формирования вопросительных предложении у детей ОНР дошкольного возраста// Вестник КазНПУ им. Абая. (Сер. «Специальная педагогика»). -2017.-№ 2.-С.88–92
- Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 189 с.
- Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод.пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006.