Игра старших дошкольников с задержкой психического развития имеет уникальные особенности. Дети с задержкой психического развития проявляют импульсивность, недостаток общения. Сюжетно-ролевые игры кратковременны, игровое поведение недостаточно эмоционально. К патологическим формам игры относятся несформированная мотивационная сфера, монотонность и отсутствие ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры не приходят сами по себе и требуют специальной подготовки.
Ключевые слова : дети с задержкой психического развития, сюжетно-ролевая игра, сформированность игровых навыков.
Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольного возраста, это важнейший этап в развитии ребенка. Игровая деятельность детей, которая обусловлена задержкой психического развития, имеет свои особенности по сравнению с игрой их сверстников.
В настоящее время накоплен большой опыт изучения особенностей игровой деятельности у детей с задержкой психического развития.
Н. Ю. Борякова отмечает, что поведение детей с задержкой психического развития, которое определяется ролью, характеризуется импульсивностью. Уровень общения между детьми в игре снижается, в групповых играх возникают конфликты, и игра не развивается как совместная деятельность. [1]
Согласно исследованиям Е. С. Слепович установлено, что у дошкольников с задержкой психического развития все компоненты сюжетно-ролевой игры оказываются несформированными. То есть сюжеты игр отражают только повседневные ситуации, содержание ролей очень скудное, способы общения и игровые действия только реальные, неоднозначная реализация игровых правил, а игры кратковременны. Их игровое действие сопровождается малой эмоциональностью. Сюжетные игры характеризуются отсутствием активности, для объединения в совместную игру. При руководстве взрослого дети пытаются организовать свою деятельность как совместную, но у некоторые детей предпочитают игры рядом. [5]
М. А. Воскресенская и М. В. Иванов выявили патологические формы игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития: несформированность мотивационной сферы; однообразие сюжета; отсутствие предварительного замысла; кратковременность игры; быстрое переключение на подвижные игры; зависимое положение в групповых играх; импульсивность ролевого поведения; нестабильность игровых объединений. [2]
В связи с этим целью нашего исследования является анализ особенностей сюжетно-ролевой игры у детей задержкой психического развития.
Исследовательский эксперимент проводился на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 1» В исследование было включено восемь детей с задержкой психического развития, посещающих коррекционную группу «Кораблик».
Исследование было направленно на сформированность игровых умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. В ходе наблюдения оценивались такие показатели как, замысел игры, сюжет игры, роль, ролевые действия, ролевая речь. Во время наблюдения за игровой деятельностью детей по каждому критерию присваивается определенное количество баллов. На основании полученных данных, мы выделили три уровня сформированности игровых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития. Каждый критерий оценивается в один балл, в зависимости от степени выраженности того или иного признака. Результат охвата в 0–7 баллов соответствует низкому уровню сформированности игровых навыков, средней уровень -8–12 баллов, высокий уровень -13–15 баллов.
После анализа полученных данных, стало ясно, что не один ребенок не достиг высокого уровня сформированности игровых навыков. Двое детей достигли среднего уровня сформированности игровых навыков. Каждый из ребят может договориться о теме игры и указать свою роль. Дети выбирают места для игр, игрушки и предметы необходимые для роли, и иногда используют заместители. Они разыгрывают различные сюжеты, включая семью, пиратов, больница и т. д. Не всех детей приглашают в игру, только по симпатии. Речь зависит от роли, но не по сюжету. Продолжительность игры составляет 15–20 минут.
У пяти детей с задержкой психического развития формирование игровых навыков находится на низком уровне развития. Дети предпочитают манипулировать с реальными предметами, а со знакомыми игрушками действия маловыразительны. Игровая деятельность детей однообразна, и представляет собой серию повторяющихся манипуляций. Речь представлена, в виде отдельной реплики, которая сопровождает игровые действия с игрушками.
В случае с Владиком, Кириллом и Стасом игровые действия выглядят так: водитель катает машину взад-вперед, загружает кубики, сразу же высыпает его на пол и говорит: «Я все привез». При строительстве гаража все кубики переносятся на одно указанное педагогом место, начинается строительство, и каждый строит свой собственный гараж и конфликтуют из-за кубиков. После завершения строительства игра не продолжается, а просто рушатся постройки. В игре «больница» дети используют шприц, таблетки с градусником совместно с дефектологом по подражанию, атрибуты в виде халата не используются. Речь бедна, односложна, не имеет ролевой привлекательности и используются заученные реплики. Игра длится 10–15 минут.
Игровые действия Дарины, Олега и Полины также однообразны, они используют игрушки по назначению, но иногда используются заместители. Они не могут играть разные роли в конкретной игре, а также используют речевые обращения, не всегда со своей ролью. Девочкам нравится играть в магазин, но при этом всегда выбирают роль продавца и не используют ролевые обращения в зависимости от роли. Олег чаще всего играет с девочками, но выполняя их поручения, главные роли не играет и выступает инициатором конфликта.
Гриша и Саша —инициаторы сюжетно-ролевых игр. Могут обозначит тему игры, место, предметы, игрушки. У них разнообразные действия, могут принять роль и играть другую. Им очень нравится фантазировать и придумывать сюжеты.
При изучении игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается предметная игра, которая имеет сюжетную направленность. Это уровень предметной игры и игры с показом. Игры наполнены простейшими игровыми действиями. Замещающие предметы используются редко. При игре с игрушками ролевые отношения унитарны. Игровые действия скудны. Сюжет игры характеризуется ситуативностью и нестабильностью. Мотивация снижена и ребенок втягивается в игру только по инициативе взрослых.
Таким образом, игры детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, достаточно однообразны. Дети не могут придумать сюжет, распределить роли и следовать правилам во время игры.
Поэтому сюжетно-ролевые игры у детей с задержкой психического развития не могут занимать лидирующие позиции без специального обучения. Обучение должно быть постепенным и начаться как можно раньше
Литература:
- Баряева Л. Б., Зорин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.416 с.
- Зеленская Ю. Б., Ивлева М. Г. К вопросу о сформированности основных параметров сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР// Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71–4.
- Надейкина, Н. Л. Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2021. № 44 (386). С. 262–264.
- Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития // Актуальные исследования. 2021. № 20 (47). С. 92–94.
- Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович, Минск, 2001. 220 с.
- Смирнова, Е. С. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности/ Е. С. Смирнова // Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С. 119
- Шемякина Л. А. Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25–1.