Алалия— медико-психолого-педагогическая проблема
Главной областью логопедии является определение направлений и этапов коррекционного воздействия, способствующих развитию речи и личности ребенка.
1 направление
Формирование психологической базы речи:
— преодоление речевого негативизма;
— развитие общей, мелкой моторики;
— коррекции всех видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного;
— развитие памяти и мышления;
Преодоление речевого негативизма
Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развить речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи. Для этого педагог создаёт игровые ситуации, привлекает ребёнка к продуктивным совместным видам деятельности (рисованию, лепке и т. д.).
Развитие общей, мелкой моторики
- Развивать координацию движений.
- Развивать равновесие: упражнения с мячом- подбрасывание, катание в разных направлениях.
- Формировать общий двигательный ритм.
- Пальчиковая гимнастика: удержание позы («Коровка», «Кольцо»).
- Формирование действий захвата, собирание мелких мозаик, сортировка круп и т. п.
- Формирование координации движения руки и глаза (чередование, нанизывание бус большого и маленького размера), обведение пальцем лабиринта и т. п.
Развитие зрительного внимания и памяти
Педагог работает над развитием всех видов восприятия, в первую очередь зрительного.
- Различие деталей фигур и их целостного облика: соотносить часть и целое. Игры «Собери чайник из осколков», «Сложи картинку», в зависимости от нарушения пространственного ориентирования 2–3 части.
- Осмысление конструкций и способность конструировать.
- Развитие зрительного восприятия в условиях зашумлённости: узнавать предмет, изображенный контурно; изображенный пунктирной линией; перечеркнутой линией различной конфигурации; узнавать предмет с изображениями, наложенными друг на друга.
- Формирование сенсорных эталонов. Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине.
- Формирование пространственных представлений. Определение положение предмета по отношению к окружающим: вверху, посередине и т. д. Игры «Где что лежало (стояло)?», «Кто с кем поменялся?», сказка «Репка».
Если дети хорошо справляются с этими заданиями, то игрушки можно заменить предметными, а затем сюжетными картинками.
Развитие слухового внимания и памяти
Слуховое восприятие — база для формирования фонематического слуха.
- Узнавание неречевых шумов: звучащие игрушки, бытовые предметы и т. п., начиная с 2-х с постепенным увеличением. Игры «Что звучит?», «На чем я играла?».
- Определение направления звука. Игра «Угадай, где спрятана игрушка?», «Где звенит колокольчик?».
Развитие мышления
- Учить детей обобщать предметы, то есть объединять в группы:
— независимо от цвета, формы, величины («Принеси мишку, куклу, зайку»);
— по внешним качествам: по цвету, форме, величине;
— по логическому признаку «Живой — неживой».
- Учить сравнивать понятия: различать и находить общее (сначала, чем непохожи, затем — чем похожи).
2 направление
Развитие импрессивной речи: понимания речи, накопление пассивного словаря).
Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
- Понимание простых инструкций, которые требуют запоминания и выполнения только одного действия («Принеси шапку»).
- Понимание сложных инструкций: «Возьми кубик и куклу. Куклу посади на стул, кубик положи на стол».
- Понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием («Большие ноги шли по дороге», «Где же наши ручки?»).
- Запоминание названий игрушек, частей тела, одежды («Покажи куклу, нос, платье») и соотнесение названия с предметом («Возьми машину. Дай мне мишку»).
- Оречевление бытовых ситуаций: умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой…».
- Развивать понимание грамматических форм речи, понимание соотношения между членами предложения, понимания вопросов (вопросы задаются в контексте):
— Кто? Что? Кого? У кого? Кому? Чем? Где? Куда? Откуда.
- Формировать умение понимать предложные конструкции с предлогами
— в, -на («Сядь на стул», «Положи ложку в стакан») и т. п.
- Развивать способность понимания действий, совершаемых одним и тем же лицом («Покажи, где мальчик спит, где ест, где гуляет»).
- Развивать у детей способность к быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции; различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не.
Шагай — стой — беги — сядь — встань — прыгай.
Прыгай — не прыгай!
Возьми — не бери!
Пой — не пой!
Все задания в этом разделе носят безречевой характер, когда ребёнок не отвечает, а показывает.
3 направление
Развитие экспрессивной речи
Продолжать работу по формированию пассивного и активного словаря. Способствовать формированию у детей речевого подражания и подражательности.
Работать над однословным предложением, диалогом, фразовой речью.
- Создается ситуация, вызывающая потребность в речи. Красивая кукла у логопеда: «Дай» — активизация речевого подражания.
- Формировать элементарные произносительные навыки:
— работа над гласными (а), (о), (у), (и): узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции.
— работа над произнесением зубно-губных (п), (б), (м), переднеязычных (т), (д), (н) и заднеязычных звуков (к), (г), (х).
Девочка качает куклу: «А-а-а!»
У мальчика болят зубы: «О-о-о»
Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у»
Ты сыграй на дудочке: «У-у-у»
Собака лает: «Ам-ам!»
Корова мычит: «Му-му!»
Кукушка кукует: «Ку-ку!»
Птички пищат: «Пи-пи-пи!»
- Называние близких людей: «Мама, папа, баба, дядя…». Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре): «Это мама, а это…».
- Выражение просьб (глагольный словарь, повелительное наклонение): «На, иди, дай, принеси…».
- Выражение состояния междометьями: «Ай, ой, тшш! — через игровую ситуацию.
- Звукоподражание животным: собака — ав-ав, корова — му.
- Подзывы животных: «Кис-кис, цып-цып», управление животными: «Ноо! Тпру! Брысь!»
- Подражание музыкальным игрушкам: дудочка — ду-ду-ду, балалайка — ля-ля-ля, барабан — бум-бум-бум.
- Подражание транспортным/бытовым шумам: машина — би-би, самолет — у-у-у, поезд — ту-у-у.
- Введение звукоподражаний в стихи: «Гуси, гуси, га-га-га…», «Посмотрите в небеса — самолет там, как оса: У-У-У» и т. п.
- Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа:
а) СГ + СГ (на, да, мама, Катя);
б) ГСГ (иди, усы).
- Использование данных слов в игровой деятельности: «Дай, на, вот…».
- Формирование фраз: «Дай пить. Хочу пить. Дай еще. Хочу гулять» и т. п.
- Развивать интонационную выразительность, модуляцию голоса, вырабатывать правильное диафрагмально-реберное дыхание и длительность речевого выдоха на материале гласных звуков, игровых упражнений.
- Способствовать развитию правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.
После появления фразовой речи с моторным алаликом начинается работа по формированию:
— правильного звукопроизношения;
— грамматических категорий речи;
— навыков связной речи.
Таким образом, комплексная системная работа при алалии направлена на создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства коммуникаций и развития психической деятельности в целом.