Влияние современного родителя на социальный успех своего ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Безродная, Е. А. Влияние современного родителя на социальный успех своего ребенка / Е. А. Безродная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112411/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы рассматривают формирование социального успеха личности, модели современного родительского поведения: поддерживающая и требующая. Также авторы рассматривают как нарциссизм родителей влияет на социальных успех ребенка.

Ключевые слова: социальный успех, успешность, нарциссизм, личность.

В последние годы происходит модернизация социально-экономических, общественно-политических, культурных сфер в российском обществе. Современный мир нацелен на социально успешных людей. И в соответствии с изменяющимся миром, меняются ценности, мораль и правила поведения людей. Современная семья, родители детей хотят соответствовать этому миру и видеть своего ребенка социально успешным среди других детей.

Семья выступает главным источником воспитания и развития ребенка. Семья и ее воспитательная среда влияет на ребенка в большей степени, так как именно в семье ребенок познает мир, приобретает необходимые умения и навыки, учиться взаимодействовать с окружающими людьми. Уже с младенческого возраста ребенок развивается как социальная личность.

Родители берут ответственность за удовлетворение базовых потребностей ребенка до первой его социализации в жизнь. Формирование идентичности ребенка тоже происходит в семье, здесь он начинает понимать кто он, как к нему относятся, что от него хотят. Отношения к нему формирует его личное отношение к себе в будущем, его самоценность зависит от ценности его в семье, еще больше от ценности человека кто его вынашивал — матери. Поэтому так важен вопрос современного родительства, где есть свои ценности, которые воспитывает в семье родитель, от его идеалов зависит личность ребенка, его отношение к себе и миру.

В настоящее время, с изменяющимися условиями жизни многие родители стремятся к успеху своего ребенка. Ожидания современного родителя могут быть сильно «оторваны» от особенностей и задатков ребенка, его характерологических особенностей и собственных потребностей. Родители внушают детям стремление к достижениям. Дети начинают чувствовать, что связь с родителями складываются в зависимости от его личного социального успеха.

Такая установка на социальный успех не требует специальных формулировок, так как данная установка выражается в повседневных действиях, отчего ребенок находится в постоянном повышенном эмоциональном напряжении и имеет страх перед вопросом родителя «Как у тебя дела в школе?», «Какую отметку сегодня получил?», «Почему не рассказал стихотворение на уроке?» и т. д. В такие моменты ребенок знает, что его ждут упреки, назидания, а то и может быть более серьезное наказание.

Установки на социальный успех своего ребенка у родителей основываются на усвоении извне социальных ценностей. Родители становятся жертвами собственных представлений, которые им навязывает общество, о том, что ребенок должен быть «идеальный» во всех планах и достигать успеха с малого возраста. Среди таких объективных маркеров, диктуемых обществом, могут быть профессиональный статус, наличие качественного (престижного) образования, материальное благополучие. Как следствие, это выливается в семейную проблему, которая зависит от стремления родителей делать все во имя достижения успехов своего ребенка, а следствием этого для ребенка — это психологическая травма.

В данной работе считаем необходимым рассмотреть сущность понятий «социальный успех».

Социальный успех личности — это способность интегрироваться и функционировать в обществе, имея социальное, финансовое и профессиональное положение [2].

Социальный успех личности — это адаптация личности, которая приводит к обретению влияния на общество.

В качестве основного понятия будем использовать понятие О. И. Якутиной «Социальный успех — это определенный уровень социальных достижений, достигнутые личностью в процессе своей деятельности в обществе, признаваемый достойным в определенной области или культуре» [3].

Воспитание успешного ребенка — это сложный и ответственный процесс, в котором ключевую роль играют родители. Однако, некоторые из них могут не только помочь своему ребенку стать успешным, но и «убить» его потенциал.

Иллюзия успеха состоит из формулы: успех = счастливая жизнь. Это может привести к формированию нарциссизма и невротических проявлений у ребенка, направленных на достижение успеха и ложное удовлетворение своей нарциссической части. С самого детства у ребенка могут закладываться истоки нарциссизма — это происходит в первой его социальной группе — семье.

Таким образом, можно рассмотреть две модели родительского поведения, которые стремятся к успеху ребенка через поддерживание и помощь (поддерживающий) и указания, контроль, давления (требующий).

Рассмотрим более подробно данные типы и их особенности, а также влияние типов на развитие ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Типы влияния родителей на успех своего ребенка

Поддерживающая модель

Требующая модель

Данная модель воспитания присутствует у родителей, использующие демократический стиль воспитания.

У таких родителей положительные детско-родительские отношения и благоприятная атмосфера в семье.

Для достижения успеха своего ребенка родители применяют такие приемы в воспитании, как поддержка, подсказка, оказание помощи, поощрение, похвалу.

Родители, придерживаясь данного типа воспитания, являются чувственными по отношению к своему ребенку; они видят и замечают особенности своего ребенка, его потребности и желания. Такие родители воспитывают с позиции принятия и любви, удовлетворяющие базовую потребность в безопасности ребенка и тем самым социализируя его как личность, относясь к нему как личности.

Требующий тип воспитания присутствует у родителей, которые применяют авторитарный стиль семейного воспитания.

При требующем типе воспитания родители, имея желание достижения успеха своего ребенка, давят на ребенка, подавляя его инициативу, руководят и контролируют его. Такие родители считают, что если ребенку говорить, что делать и контролировать все виды его деятельности, то тогда ребенок будет добиваться каких-то высот, социального успеха.

Еще одна причина, при которой родители «требующие» — это нарциссические проявления.

Нарцисс — это человек, у которое проявляется феномен себялюбие.

Дети у таких родителей выступают продолжением самого родителя, который не смог реализовать свои какие-то мечты в жизни.

Ребенок у родителей выступает как «инструмент» собственного эго-расширения. Из-за того, что родители ожидают от собственного ребенка все больше и больше достижений, то на фоне этого формируется тревожный тип отношений, потребность в безопасности находиться в дефиците, а ребенок с каждым разом все больше находиться в фрустрации от родителей.

Социальный успех по своему содержанию предполагает общественное признание личных заслуг человека. Именно поэтому одним из необходимых условий социального успеха является наличие определенного количества социальных интеракций, которые выступают как критерий общественного признания. Есть еще несколько критериев социального успеха индивида. Главный критерий, отвечающий за социальную успешность личности — это адаптация в обществе. Суть адаптации заключается во взаимном приспособлении человеком норм, ценностей, правил, представлений, стандартов с другими членами общества, их нормами и ценностями, правилами поведения. Механизм формирования общественного признания заключается в определенном количестве социальных связей, влиянием своим социальным положением на других людей, тем самым определяя успешную социальную личность. Поэтому личность может достичь адаптацию, а может и нет, тем самым быть социально успешным, либо нет.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социальный успех складывается из успешной адаптации индивида в обществе, достигаемую посредством активности, проявляемой личностью.

Модели родительского поведения играют ключевую роль в воспитании детей. Дети с раннего возраста копируют поведение своих родителей, так как родители выступают образцом. Поэтому очень важно каким образом воспитывают родители своих детей, какая модель поведения присуща родителям, какие методы и приемы они используют. Так, например, при модели поддерживающей дети развиваются и растут в благоприятных условиях, в которых родители выступают помощниками и поддерживают детей; они совместно делают выбор с ребенком, оказывают помощь при необходимости; ребенок ощущает любовь со стороны взрослых и может проявлять самостоятельность. Такое воспитание влияет на полноценно развитую личность и, более вероятно, достижения социального успеха ребенком.

Родители, использующие модель требующего воспитания, постоянно контролируют ребенка, говорят, что делать, а что нет, таким образом, не дают возможность проявлять самостоятельность и активность ребенку. Такое поведение родителей может привести к неврологическим проблемам ребенка, постоянную боязнь делать что-то самостоятельно, а самое худшее — формирование нарциссических проявлений в дальнейшем у ребенка.

Также к нарциссическим проявлениям у ребенка может привести и модель воспитания родителей «идеальный» ребенок. При таком случае родители постоянно хвалят своего ребенка, у них отсутствуют ограничения (вседозволенность) и дисциплина для своего ребенка.

Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, было выяснено, что термин нарциссизм появился, исходя из проявления эгоизма. Так, X. Эллис в 1928 году ввел термин «нарциссизма» в область сексуальной психопатологии. По его мнению, нарциссизм — патологическое себялюбие или самолюбование, т. е. влечение индивидуума к самому себе, выраженное в мыслях о себе совершенном или несовершенном и сомнениях вокруг этих полярных состояний.

Еще один ученый, изучающий область эгоизма и нарциссизма — П. Куттер. Он рассматривал нарциссизм как получение травматического опыта и отсутствие опыта любви в детстве, поясняя тем, что человек находится в дефиците внимания и любви, а также любовь к себе для него — это замена любви к другим. Любить других ему не, то, что сложно, а не возможно, в связи с тем, что он это не знает и не умеет [1].

Нарциссические проявления характеризуются тем, что личность имеет идеализированное представление о себе, отрицание реальных фактов, ставящие под угрозу грандиозное представление о себе, объяснение получившихся неудач внешним причинам, неосознанное проявление обесценивать все вокруг, неосознанное поведение, которые может повлечь вредные и опасные последствия, неспособность к глубоким эмоциональным контактам, манипулирование другими людьми ради своей выгоды, непризнание собственной вины, а также сниженный фон эмоционального настроение и частая смена настроения.

Также личность, имеющая нарциссические проявления, в будущем может проявлять такие характеристики: иметь преувеличенное чувство важности, самовлюбленность, зависть окружающим людям или вера в то, что им все завидуют, считать себя «особенным», уникальным; такая личность надменна и амбициозна, может проявлять оскорбление или злые шутки по отношению к окружающим, не может проявлять сочувствие и сопереживания, не воспринимает критику других и проявляет агрессивность и гневностью, боится мыслей о собственной неполноценности, скрывает низкую самооценку своим поведением, демонстрируя собственный успех и достижения.

Таким образом, личность формируется в первом социальном институте — семье. Семья выступает главным источником воспитания ребенка. Воспитание ребенка в семье, выбор родителями модели, методов и приемов воспитания играет важную роль в социальном успехе личности в дальнейшем.

Литература:

  1. Литвинова Л. Ю., Кропотова М. Ю., Шайхутдинова К. М. Нарциссизм и информационное пространство социальных сетей. / Л. Ю. Литвинова, М. Ю. Кропотова, К. М. Шайхутдинова. — Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12 (79). — М.: Изд. «МЦНО», 2023. — 108 с.
  2. Нефедова Н. И. Социальные представления об успехе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2003. — Выпуск 3. — С. 141–146.
  3. Якутина О. И. Социальный успех: методология исследования феномена и понятия. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, социальный успех, семья, социальный успех личности, личность, общественное признание, достижение успеха, ключевая роль, родительское поведение.


Задать вопрос