Проблема применения и использования специальных знаний при составлении психологического портрета личности преступника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Кравченко, Д. А. Проблема применения и использования специальных знаний при составлении психологического портрета личности преступника / Д. А. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112416/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время все чаще поднимается вопрос о применении специальных психологических знаний как в бытовой жизни, так и в государственных структурах. Данные знания выполняют особо важную роль в составлении психологического портрета личности преступника при расследовании преступлений.

Психологический портрет в правоохранительных органах используется как метод моделирования, основанный на всестороннем анализе преступления, основанный на интеграции различной информации и знаний и помогающий компенсировать недостаток информации о механизме преступления и преступнике [1, с. 350].

Психологический портрет преступника представляет собой психолого-криминалистический метод, который разрабатывается с целью выявления комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности субъекта преступления. Психологический портрет является результатом познания криминального события. Это те обстоятельства, которые проявились в совокупности обстоятельств и следов преступной деятельности, где лицо описывается в терминах его устойчивого психологического состояния [2, С. 683].

В Австрии действует служба уголовной психологии. В Норвегии при Национальном бюро уголовных расследований существует отдел, занимающийся установления психологического облика преступника. В Канаде психологическим анализом личности преступника занимаются два специалиста — один — из королевской жандармерии, другой — из полиции Онтарио, помогают им психиатры, психологи, биологи, судебно-медицинские эксперты, патологоанатомы и криминалисты. В полицейском департаменте Ванкувера разработано программное обеспечение, которое осуществляет помощь в задержание серийных убийц. Данная методика географического профилирования привлекла внимание международного правоохранительного сообщества, так как с её помощью возможно рассчитать наиболее вероятные места проживания, работы серийных убийц и предполагаемые места совершения преступлений. В криминальной полиции Республики Сербия создано подразделение уголовной психология, входящее в состав экспертно-технического центра, одним из направлений деятельности которого является составление психолого-криминалистического портрета. Особенностью подразделения специалистов является разработка методик составления психолого-криминалистического портрета не только серийных преступников, но и любых лиц, совершивших преступление. Составлением психолого-криминалистического портрета в России занимаются специалисты совершенно различного профиля — криминалисты, психологи, психиатры, оперативные сотрудники [3, с. 109].

Современное развитие учреждений, занимающихся составлением психологического портрета, начались в 1992 году, когда на базе НИИ МВД России был создан отдел психофизиологических проблем раскрытия преступления и анализа преступного поведения. Основным объектом работы данного отдела выступали преступления, имеющие признаки серийности. Сотрудниками НИИ МВД России были разработаны автоматизированные информационно-поисковые системы «Монстр», «Насилие» и «Досье». Но всего накопленного опыта недостаточно для решения задач, стоящих перед сотрудниками правоохранительных органов, поскольку этот опыт используется в единичных случаях по резонансным делам. В настоящее время специалистов в области психологии, обладающих достаточными специальными знаниями, дающих возможность составления психологических портретов неустановленных лиц, практически нет [4, с. 140–141].

Так, одна из проблем — это малый объем практического опыта, вследствие чего имеет место нехватка специалистов, обладающих специальными психологическими знаниями, которые могли бы составлять психологические портреты, а также отсутствие узконаправленных учреждений, которые составляли бы и исследовали бы данный вопрос.

Спорны и неоднозначны взгляды учёных на правовые основы составления психологического портрета преступника. Существует мнение, что создание психологического портрета следует проводить в рамках самостоятельного следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия [3, с. 112].

Действующее уголовно-процессуальное законодательство, существующие нормативные документы непосредственно не регламентируют деятельность по составлению психологических портретов и их использованию в правоохранительной деятельности. Однако юридическая практика все больше и чаще стала пользоваться этим действием в трудных случаях раскрытия и расследования преступлений. За последние 20 лет имелся ряд случаев, когда с помощью психологического портрета удавалось раскрыть ряд нераскрытых уголовных дел, получивших широкий резонанс. Психологический портрет и его использование не являются доказательствами по делу, но могут успешно применяться при поиске доказательств, а также осуществлении оперативных и следственных действий по изобличению виновных. В условиях неочевидности с его помощью можно уточнить, сузить круг подозреваемых, выдвинуть и осуществить проверку версий, которые возникают только при его использовании. Оправдывает себя использование психологического портрета и при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач профилактики, исполнения наказания, борьбы с террористами и др. [7].

Второй основной проблемой можно считать то, что составление психологического портрета никак не регламентируется, что не позволяет использовать его как доказательство, так как сам портрет нельзя отнести к, например заключению эксперта. Также нельзя конкретно отнести составление психологического портрета к той или иной отрасли: правовой или криминалистической. Из данного вывода вытекает третья основная проблема — отсутствие единой методики составления психологического портрета преступника.

В России и за рубежом встаёт вопрос, какое место в научно-практической работе занимает психологический портрет. Г. МакКари считает, составление психолого-криминалистического портрета должно рассматриваться как криминалистическая методика, использующая знания из области психологии, психиатрии, судебной медицины и других областей знаний для нужд раскрытия и расследования преступлений. Такой подход формирует основное направление совершенствования методики составления психолого-криминалистического портрета, разработку её составляющих, направленных на выявление особенностей личности преступника, которые могут помочь в раскрытии и расследовании преступлений [3, с. 111–112].

Многие авторы считают, что методику построения психологического портрета на сегодняшний день нельзя назвать полноценно научной ввиду фактического отсутствия в ней систематики. Действительно, наиболее общие характеристики лица, совершившего преступление, устанавливаются исходя из имеющихся научно обоснованных статистических закономерностей, однако, последующая детализация психологического портрета преступника в основном ориентируется на опыт, знания и здравый смысл лица, составляющего психологический портрет. Но методике построения психопрофиля неизвестного преступника нельзя отказывать в праве на существование лишь на основании использования некоторых теоретических положений, которые хотя в целом не соответствуют доктрине права, тем не менее широко используются [8].

Стоит отметить, что на данный момент разработанная методика (психолого-криминалистическая) построения «психологического» портрета в России является неидеальной и ее не признают полноценной научной методикой. Проблема состоит в том, что в данной методике отсутствует системность [9, с. 86].

Третья выделенная нами проблема — это отсутствие единой, научной методологии составления психологического портрета личности преступника. В свою очередь, данная проблема также не позволяет считать психологический портрет тем же заключением эксперта, из-за чего у правоохранительных органов остается только общая информация, которая, в свою очередь, не способна давать исчерпывающие ответы на поставленные оперативные вопросы.

Литература:

  1. Касьянова, К. В. Проблемы составления психологического портрета серийного убийцы / К. В. Касьянова. — Текст: непосредственный // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров и молодых ученых, посвящённой 50-летию юридического образования в Удмуртской Республике.. — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2022. — С. 350–354.
  2. Владимиров, И. А. Роль психологического портрета личности преступника / И. А. Владимиров, А. Р. Ишмухаметова, М. С. Халитова. — Текст: непосредственный // Аллея науки. — 2018. — № 4. — С. 681–684.
  3. Плаксина, К. Ю. Психологический портрет преступника / К. Ю. Плаксина. — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2018. — № 8 (8). — С. 108–113.
  4. Попов, В. В. Психологический портрет как способ идентификации личности / В. В. Попов, Ю. Ю. Тройченко. — Текст: непосредственный // Юристъ-Правоведъ. — 2019. — № 3 (90). — С. 137–141.
  5. Столяренко, А. М. Прикладная юридическая психология / А. М. Столяренко. — Текст: электронный // Юридическая психология: [сайт]. — URL: http://yurpsy.com/files/ucheb/stol/Stolyarenko.htm (дата обращения: 25.03.2024).
  6. Котова, Е. С. Психологический профиль как способ поиска преступника / Е. С. Котова. — Текст: электронный // Юридическая психология: [сайт]. — URL: http://yurpsy.com/files/xrest/3/5.htm (дата обращения: 25.03.2024).
  7. Горпинченко, Ю. М. Проблемы составления психологического портрета личности преступника / Ю. М. Горпинченко, Ж. В. Бобрышева. — Текст: непосредственный // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения. Сборник научных статей V Международной студенческой научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. — С. 86–88.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический портрет, психолого-криминалистический портрет, психологический портрет преступника, расследование преступлений, Россия, составление, заключение эксперта, область психологии, основная проблема, психологический портрет личности преступника.


Похожие статьи

Проблема определения понятия и признаков организованной преступности как объекта криминологического исследования

Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик

Криминалистическая характеристика внешних данных личности преступника с помощью дерматоглифики

Методика расследования изнасилований. Применение элементов криминалистических характеристик при расследовании изнасилований

Психологический портрет преступника как метод исследования в криминалистике

Особенности задач и методов работы психолога-консультанта телефона доверия

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности

Научные подходы к обоснованию социальной природы обстоятельств, исключающих преступность деяния

Криминологическая характеристика личности преступника

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Похожие статьи

Проблема определения понятия и признаков организованной преступности как объекта криминологического исследования

Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик

Криминалистическая характеристика внешних данных личности преступника с помощью дерматоглифики

Методика расследования изнасилований. Применение элементов криминалистических характеристик при расследовании изнасилований

Психологический портрет преступника как метод исследования в криминалистике

Особенности задач и методов работы психолога-консультанта телефона доверия

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности

Научные подходы к обоснованию социальной природы обстоятельств, исключающих преступность деяния

Криминологическая характеристика личности преступника

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Задать вопрос