В статье исследуется влияние проблемного обучения на формирование профессионально важных качеств студентов колледжа.
Ключевые слова: проблемное обучение, формирование профессионально важных качеств, ПВК, экспериментальное исследование, колледж, методика многомерно-функциональная диагностика ответственности», статистическая значимость, U-критерий Манна-Уитни, T-критерий Вилкоксона, ответственность студентов, эффективность образовательных методик, преподавание электротехники.
В современной образовательной практике всё чаще акцентируется внимание на необходимости развития профессионально важных качеств (ПВК) будущих специалистов. Проблемное обучение, как один из активных методов, позволяет студентам колледжей не просто усвоить теоретические знания, но и сформировать необходимые компетенции и качества, такие как ответственность, инициативность и аналитическое мышление.
Центральной задачей экспериментального исследования, проведенного в период с 2022 по 2023 год, стало изучение влияния проблемного обучения на уровень формирования ПВК у студентов колледжа. Исследования по указанным методикам пролили свет на значительные положительные изменения в группе, принимавшей участие в проблемном обучении.
Особый акцент был сделан на изучение качества, такого как ответственность, важного не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. Применяемые методики, в частности «Многомерно — функциональная диагностика ответственности» В. П. Прядеина, показали увеличение уровня данного качества у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
Результаты эксперимента, выраженные количественно в таблицах и подтвержденные статистической значимостью при применении U-критерия Манна-Уитни и T-критерия Вилкоксона, свидетельствуют о том, что проблемное обучение способствует более глубокому усвоению материала и развитию ПВК у студентов, результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наличие достоверных различий между группами испытуемых по критерию U манне Уитни
Компонент ответственности |
Переменные |
Уровень выраженности |
Экспериментальная группа 1.09.2022 (n = 44) |
Экспериментальная группа 1.09.2023 (n = 44) |
Контрольная группа 1.09.2022 (n = 42) |
Контрольная группа 1.09.2023 (n = 42) |
Динамический компонент |
Эргичность |
Высокий |
50 |
72,73 |
26,19 |
30,95 |
Средний |
50 |
27,27 |
54,76 |
54,76 |
||
Низкий |
0 |
0 |
19,05 |
14,29 |
||
Аэргичность |
Высокий |
18,18 |
20,45 |
14,29 |
16,67 |
|
Средний |
59,09 |
61,36 |
54,76 |
52,38 |
||
Низкий |
22,73 |
18,18 |
30,95 |
30,95 |
||
Эмоциональный компонент |
Стеничность |
Высокий |
25 |
27,27 |
23,81 |
26,19 |
Средний |
65,91 |
63,64 |
57,14 |
52,38 |
||
Низкий |
9,09 |
6,82 |
19,05 |
21,43 |
||
Астеничность |
Высокий |
20,45 |
22,73 |
11,9 |
11,9 |
|
Средний |
59,09 |
63,64 |
66,67 |
59,52 |
||
Низкий |
20,45 |
13,64 |
21,43 |
28,57 |
||
Регуляторный компонент |
Экстернальность |
Высокий |
20,45 |
20,45 |
7,14 |
7,14 |
Средний |
59,09 |
59,09 |
83,33 |
78,57 |
||
Низкий |
20,45 |
20,45 |
9,52 |
14,29 |
||
Интернальность |
Высокий |
27,27 |
29,55 |
42,86 |
38,1 |
|
Средний |
63,64 |
70,45 |
45,24 |
50 |
||
Низкий |
9,09 |
0 |
11,9 |
11,9 |
||
Мотивационный компонент |
Социоцентричность |
Высокий |
15,91 |
15,91 |
14,29 |
14,29 |
Средний |
61,36 |
84,09 |
71,43 |
76,19 |
||
Низкий |
22,73 |
0 |
14,29 |
9,52 |
||
Эгоцентричность |
Высокий |
22,73 |
25 |
19,05 |
19,05 |
|
Средний |
65,91 |
63,64 |
69,05 |
59,52 |
||
Низкий |
11,36 |
11,36 |
11,9 |
21,43 |
||
Когнитивный компонент |
Осмысленность |
Высокий |
34,09 |
40,91 |
30,95 |
33,33 |
Средний |
54,55 |
54,55 |
52,38 |
54,76 |
||
Низкий |
11,36 |
2,27 |
16,67 |
11,9 |
||
Осведомленность |
Высокий |
15,91 |
15,91 |
9,52 |
11,9 |
|
Средний |
63,64 |
65,91 |
73,81 |
69,05 |
||
Низкий |
20,45 |
18,18 |
16,67 |
19,05 |
||
Результативный |
Предметность |
Высокий |
47,73 |
50 |
23,81 |
33,33 |
Средний |
43,18 |
40,91 |
66,67 |
54,76 |
||
Низкий |
6,82 |
6,82 |
9,52 |
11,90 |
||
Субъектность |
Высокий |
31,82 |
34,09 |
35,71 |
35,71 |
|
Средний |
56,82 |
59,09 |
52,38 |
47,62 |
||
Низкий |
11,36 |
6,82 |
11,9 |
16,67 |
||
Трудности |
Трудности |
Высокий |
9,09 |
0 |
7,14 |
9,52 |
Средний |
70,45 |
79,55 |
83,33 |
78,57 |
||
Низкий |
20,45 |
20,45 |
9,52 |
11,90 |
||
Искренность |
Искренность |
Высокий |
15,91 |
15,91 |
21,43 |
21,43 |
Средний |
63,64 |
63,64 |
45,24 |
42,86 |
||
Низкий |
20,45 |
20,45 |
33,33 |
35,71 |
Примечание: жирным выделены достоверные различия.
Применение проблемного обучения на практических занятиях из курса электротехники предстало в качестве важного этапа эксперимента. Основываясь на конкретных темах, как, например, «Основные сведения об электрическом токе» или «Закон Ома для участка и полной цепи», студенты сталкивались с проблемными ситуациями, заставляющими их применять теоретические знания для поиска решений в непредвиденных условиях.
Так, работа с различными сценариями, такими как «определение параметров конкретной цепи» или «оптимизация работы цепи при проблемных ситуациях» не только способствовала закреплению знаний по специальности, но и формировала такие ПВК, как аналитическое мышление, умение работать в команде и принимать самостоятельные решения.
Этот экспериментальный подход также доказал свою эффективность в плане мотивации студентов. Отход от традиционной системы оценки, заостривший внимание не на запоминании информации, а на решении проблем, побудил студентов к более глубокому пониманию материала и стремлению приложить усвоенные знания на практике.
Обобщая, можно сделать вывод о том, что проблемное обучение является мощным инструментом в арсенале современного преподавателя. Эта методика не только улучшает качество образовательного процесса, но и способствует формированию ответственных и компетентных профессионалов, что особенно важно в условиях постоянно меняющегося мира труда.
Литература:
1. Ильин Е. П. «Психология обучения и развития профессионально важных качеств», СПб., 2019.
2. Кравцова О. А. «Проблемное обучение как фактор развития критического мышления студентов», 2021.
3. Прядеин В. П. «Многомерно — функциональная диагностика ответственности», Москва, 2020.
4. Зимняя И. А. «Педагогическая психология: проблемное обучение в высших и средних специальных учебных заведениях», Ростов-на-Дону, 2022.