Активное участие граждан в жизни государства влечет за собой развитие как самого общества, так и страны в целом. Особенно важно, чтобы общество было готово принять участие в решении социально-экономических вопросов на местном уровне, для чего должны быть обеспечены соответствующие условия.
В статье рассмотрены возможные формы участия граждан в местном самоуправлении, а в особенности такая форма, как общественные обсуждения. Приведены количественные показатели участия населения в общественных обсуждениях на различных уровнях власти. Также рассмотрены проблемы проведения общественных обсуждений и предложены варианты их решения.
Ключевые слова: местное самоуправление; участие граждан; общественные обсуждения.
Участие граждан в местном самоуправлении является неотъемлемой частью и самой сутью современного демократического государства. Важно также понимать, что в данном вопросе необходимо оценивать не только качество, но и количество такого участия, для чего в настоящее время разрабатываются и активно реализуются соответствующие условия и способы. Проблемой, однако, при наличии удобных и современных форм участия в жизни государства, а также в решении вопросов на местном уровне, остается заинтересованность самого общества, а именно, зачастую, ее отсутствие.
Говоря о роли участия населения в местном самоуправлении и ее важности, можно разобрать понятие «местное самоуправление» — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и/или через органы местного самоуправления решение вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Исходя из данного определения, можно сказать, что суть местного самоуправления состоит исключительно из вовлеченности в процесс его реализации непосредственно самого народа [1].
Однако население не всегда готово принять участие в осуществлении самоуправления. И причиной тому не всегда служит простое нежелание или незаинтересованность, а именно неосведомленность граждан о своих правах и возможности их реализовать либо же недоверие непосредственно к органам власти и должностным лицам. Парадокс заключается также в том, что поднять тот самый уровень доверия населения органам власти как раз-таки необходимо, чтобы граждане активно принимали участие в жизни страны и видели результаты своего участия, а не простую формальность, улучшая тем самым уровень и качество жизни.
Исходя из действующего законодательства Российской Федерации, население может принять участие в местном самоуправлении через референдумы, выборы, сход граждан, собрания, подав обращения в органы местного самоуправления, приняв участие в опросе, сформировав территориальное общественное самоуправление или высказав свои предложения или замечания по проектам нормативно-правовых актов на публичных слушаниях или общественных обсуждениях. Остановимся на последней форме реализации самоуправления и рассмотрим ее более подробно [1].
Общественные обсуждения нормативно-правовых актов являются одним из наиболее удобных способов участия граждан в местном самоуправлении, так как доступны в электронном формате. За последние годы был создан Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, где можно найти информацию по подготовке проектов федеральными органами исполнительной власти и принять участие в обсуждении таких проектов. Субъекты Российской Федерации в свою очередь разработали и сформировали региональные порталы по размещению и обсуждению проектов, муниципалитеты же размещают информацию о проведении общественных обсуждений и их результатах на своих официальных сайтах.
Для оценки участия граждан и независимых экспертов в общественных обсуждениях автор предлагает рассмотреть в качестве примера на федеральном уровне опубликованные для общественных обсуждений проекты нормативно-правовых актов, разработанные Росреестром за 2021 и 2022 годы. Так, например, в 2021 году Росреестр опубликовал 83 проекта, 16 % из которых получили комментарий от экспертов, а 84 % проектов остались без замечаний и предложений. За 2022 год Росреестр опубликовал 60 проектов нормативно-правовых актов, только 13 % из которых получили предложения или замечания независимых экспертов [2].
Также рассмотрим в качестве примера два муниципалитета Свердловской области: Качканарский и Горноуральский городской округ. Так, в 2022 году в Качканарском городском округе было опубликовано 33 проекта актов для общественных обсуждений, только 15 % из которых получили предложения или замечания граждан. В Горноуральском городском округе же было опубликовано 34 проекта нормативных правовых актов для обсуждения, из которых 20 % проектов получили комментарии, 80 % остались без участия граждан и независимых экспертов [3].
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что общественные обсуждения пока что нельзя назвать полностью эффективной формой реализации населения своих прав по участию в местном самоуправлении. Проблемой является отсутствие активного участия граждан и недостаточной информированности населения со стороны органов власти. Для решения данных проблем необходимо разработать эффективные способы и механизмы информирования граждан, вести агитацию населения к активному участию, как в жизни страны, так и на местном уровне, что в свою очередь не только улучшит состояние различных отраслей экономики, но и поднимет уровень доверия населения.
Реализуя процесс принятия решений прозрачно и ясно, вовлекая в данный процесс граждан и независимых экспертов, органы власти уменьшают риск возникновения возможных недочетов при разработке нормативных правовых актов уже на стадии рассмотрения проекта, не допустив реализацию таких недочетов и сократив конфликты и споры. Особенно важно учитывать мнение граждан при составлении стратегических документов, а также независимых экспертов при составлении документов в сфере предпринимательства. При современных технологиях вовлечение граждан в решение социально-экономических вопросов должно только расширяться и укрепляться, совершенствуя процесс управления.
Литература:
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024). — Текст: электронный. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 20.02.2024).
- Информация о результатах общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов, разработанных Росреестром и размещенных на едином портале раскрытия информации regulation.gov.ru за 2021; 2022 год: отчет Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 2022–2023 г. — Текст: электронный. — URL: https://rosreestr.gov.ru/upload/iblock/dd6/dd8uq8rvrny1umlcgkoci0ax0gt7wstq.pdf;https://rosreestr.gov.ru/upload/iblock/526/526b927a200e1004ffa9852b0c355a61.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
- Интернет-портал «Оценка регулирующего воздействия в Свердловской области»: официальный сайт. — Екатеринбург. — Текст: электронный. — URL: http://regulation.midural.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).