Статья посвящена рассмотрению современного правового регулирования защиты прав потребителей на маркетплейсах. Авторами проанализирована законодательная база данной сферы, а также рассмотрена судебная практика, затрагивающая важные аспекты.
Ключевые слова: маркетплейс, потребитель, информация.
В современном мире стремительная тенденция электронной коммерции имеет важное значение для широкого круга потребителей. Правовое регулирование торговли в информационной среде, а именно на маркетплейсах, все чаще становится дискуссионным вопросом, требующим детального законодательного оформления.
В настоящее время правовое регулирование в данной сфере осуществляется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), Гражданским кодексом РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Законом РФ от 26.07.2006 № 156-ФЗ «О защите конкуренции», так как правоотношение, которое возникает между покупателем и продавцом выражается в розничной торговле.
Следует отметить, что такие понятия как «маркетплейс» и «электронный потребитель» в законодательстве отсутствуют, однако на практике используются довольно часто. Из смысла преамбулы Закона «О защите прав потребителей» следует, что понятию «маркетплейс» тождествен термин «владелец агрегатора». Так, владелец агрегатора — организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы или сайта в сети Интернет, предоставляют потребителю в отношении определенного товара или услуги возможность ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи, заключить с продавцом данный договор, а также произвести предварительную оплату путем перевода денежных средств [1]. В свою очередь, под маркетплейсом обычно понимается платформа электронной коммерции, через которую производятся сделки по купле-продаже, причем на этой же платформе размещается информация о товаре или услуге. В повседневной жизни понятие «маркетплейс» определяется как интернет-магазин, что в правовом аспекте является существенной ошибкой, что подтверждается пунктом 57 ГОСТа Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения» [2], которое раскрывает понятие «интернет-магазина». Самым явным различием является тот факт, что интернет-магазин представлен одной организацией или индивидуальным предпринимателем, который владеет собственным сайтом или разработанным приложением для продажи товаров или услуг, а маркетплейс изначально наделен собственной онлайн-площадкой, складами, пунктами выдачи, а также инструментами для продвижения. Вопрос понятийного аппарата в области электронной коммерции также касается такого базового понятия как «электронный потребитель», напрямую связанного с понятием электронной коммерции, которая представляет собой форму предпринимательской деятельности, осуществляемую с помощью информационных технологий и сети Интернет. Так, мы приходим к выводу, что электронный потребитель — это покупатель товаров или услуг, продаваемых через Интернет. Проблема разграничения базовых, часто используемых понятий в сфере продажи через маркетплейсы позволяет сделать вывод о том, что необходимо дополнить понятийный аппарат Закона «О защите прав потребителей» с целью единообразного понимания основных терминов, касающихся сферы прав потребителей в области покупки и продажи товаров на маркетплейсах.
Проблемы правового регулирования встречаются как в теоретических, так и в практических вопросах применения современного законодательства. Рассмотрим порядок реализации права потребителя на информацию об изготовителе и о товаре. Так, ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» обязует изготовителя предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре, а также по требованию потребителей подтвердить свои полномочия, а именно адрес (место нахождение) продавца, место изготовления товара, информация. Что касается онлайн-платформ для продажи и покупки товаров, то продавец обязан предоставить владельцу агрегатора достоверную информацию о себе. Следовательно, маркетплейс отвечает исключительно за достоверность предоставленной информации в объеме, полученной от продавца. Рассмотрим дело от 26 июля 2021 года, в котором управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обратилось в суд с иском к ООО «Вайлдберриз» о признании противоправными действия ООО «Вайлдберриз» по размещению информации о продавце в неполном объеме [3]. В ходе осмотра сайта ответчика Управлением было выявлено, что размещенная информация является как неполной, так и недостоверной. Суд признал противоправными действия маркетплейса, а также обязал взыскать с организации 6 000 рублей в доход бюджета муниципального образования.
Стоит обратить внимание на то, что у потребителя исключена возможность непосредственного ознакомления с предоставленным товаром, что подразумевает определенные риски при покупке тех или иных позиций на маркетплейсах. На практике множество лиц обращаются с жалобами в связи с тем, что им доставлен товар другого цвета, габаритов или же вовсе иное изделие. Следовательно, предоставленная информация зачастую не соответствует полученному товару, что, безусловно, является нарушением прав потребителей. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в сфере обеспечения права на полную, детальную, достоверную информацию, предоставляемую до момента получения заказа. Так, обратимся к рассмотрению опыта зарубежного законодательства. «В Европейском союзе права интернет-потребителей на информацию в зависимости от момента их возникновения и носителя информации можно разделить на две группы:
— право на информацию, предшествующую заключению договора в Интернете;
— право на своевременную, ясную и полную информацию, содержащуюся в договоре» [4].
Данное разделение поможет более детально регламентировать процесс получения информации на всех этапах оформления заказа через маркетплейсы, что поможет в полной мере обеспечить контроль над продавцами, а также предоставить все условия для полной защиты прав потребителей.
Также потребители зачастую сталкиваются с тем, что многие продавцы размещают продажу поддельной продукции. Обратим внимание, было утверждено Постановление Правительства РФ от 29.07.2022 № 1351 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 и признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации» [5], приравнивавшее маркетплейсы к участникам торгового рынка и обязующее передавать сведения об обороте товара в систему маркировки в соответствии с пп.1 п.2 изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1351. С 1 марта 2023 года они несут ответственность за оборот немаркированных товаров, а в случае обнаружения контрафакта контрольно-надзорными органами площадка может получить штраф в 300 000 рублей. При этом, на маркетплейсах продолжает распространяться поддельная продукция, из-за чего большинство потребителей опасаются заказывать некоторые виды товаров на онлайн-площадках, отдавая приоритет официальным магазинам. Один из способов борьбы с подделками в США реализовала компания Amazon и назвала его Project Zero. Она призвала бренды зарегистрироваться в специальном каталоге и предоставить компании данные о своей продукции, логотипы, торговые марки, фото товаров и другую важную информацию, в том числе уникальные коды товаров. Если код товара на платформе не совпадает с кодом производителя, компания может более внимательно изучить продукцию подозрительного продавца или просто удалить ее без дополнительных предупреждений. Подобная система в контексте регулирования деятельности российских маркетплейсов предотвратила бы предоставление недостоверной информации касательно товара, а также позволила бы обезопасить потребителей от приобретения немаркированной и незащищенной продукции.
Ввиду того, что покупка продукции через онлайн-платформы имеет определенные риски (некоторые из которых были ранее нами раскрыты), законодатель упрощает порядок и условия возврата. Так, в ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право на безмотивный возврат товара в течение 7 дней со дня его приобретения. Обратим внимание, в перечень данной продукции также входят технически сложные товары, которые не подлежат возврату и обмену в соответствии со ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Данная практика является общемировой; она имеет свое распространение как по Европе, так и по Азии. Обратим внимание, что иных явных отличий в области прав потребителей при покупке товара онлайн законодатель не предусматривает.
Таким образом, маркетплейсы — удобный и действенный инструмент продажи и покупки товаров различных категорий на онлайн-площадках. Безусловно, стремительный характер развития электронной торговли требует особого внимания со стороны законодателя. Более четкая регламентация как понятийного аппарата, так и реконструирование отдельных статей Закона «О защите прав потребителей» поспособствует единообразному пониманию законодательства в данной области.
Литература:
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» / [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 17.03.2024).
- ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108793 (дата обращения 28.03.2024)
- Решение Подольского городского суда от 26.07.2021 № 2–3041/2021//https://sudact.ru/regular/doc/YSgSBklqoTrJ/?regular-txt=®ular-case_doc=2–3041 %2F2021®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1710943243906 (дата обращения 19.03.2024).
- Белоусов А. Л. Нормативно-правовое обеспечение реализации права потребителей на информацию при приобретении товаров и услуг в сети Интернет: опыт Европейского союза. 2021. № 3. С. 6–11.
- Постановление Правительства РФ от 29.07.2022 № 1351 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 и признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022.