В статье рассматриваются особенности политической и социальной позиции современной российской молодежи. Особое внимание уделяется проблемам участия молодых людей в политике и формам политического участия.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, политическое участие, формы политического участия, аполитичность.
Современное российское общество находится в процессе изменения социокультурной модели формирования личности. Коммунистическое воспитание молодежи уступает место индустриальному индивидуализму. Оценка включенности молодого поколения в политические процессы различается. Статус молодежи в обществе является нестабильным и противоречивым. Несмотря на то, что молодое поколение составляет значительную, энергичную и подвижную часть общества, оно также является социально неподготовленной и уязвимой частью из-за отсутствия соответствующего опыта, ограниченной активности, недостатка знаний и неполной включенности в систему общественных отношений. Это двойственность, а также физиологические, психологические и социальные особенности молодежного возраста проявляются и в политической сфере.
Социальное становление молодого поколения в условиях современного государства осуществляется в сложной форме. Россия, реформируя такие сферы общественной жизни, как политическая, экономическая и социальная, переходит к внедрению демократических принципов и институтов непосредственно в политическую систему страны. Многие ценности переоцениваются в связи с изменением идеологии — уходом марксистско-ленинской идеологии и системы коммунистического воспитания молодежи.
Многие исследователи считают, что значимым фактором, определяющим уровень развития России, является интеграция населения, особенно молодежи, в политическую жизнь государства. Социально-политическое сознание молодого поколения формируется при помощи стихийных и малоизученных факторов. Таким образом, проблемы социальных и политических установок молодежи, их характер, политическая активность и ее формы являются актуальными для исследования.
Период молодости, считает Шкурпит, M.H. характеризуется «формированием психических и социально-мировоззренческих качеств, которые позволяют осуществить процесс социализации в социально-политических и социокультурных сферах, самореализацию и формирование самосознания личности в качестве самостоятельного социального субъекта» [7].
Современное российское общество переживает переход к постиндустриальной цивилизации, что является периодом изменения социокультурной модели формирования личности. В этом контексте развитие молодого поколения играет важную роль в жизни государства. Наиболее активная часть молодежи представлена студенческой молодежью, которая характеризуется своеобразными условиями жизни, труда, быта, поведением, социальной психологией и ценностными установками. Представители этой группы определяют различные аспекты интеллектуальной элиты общества.
Студенчество является специальной социальной и демографической группой, отличающейся определенными численностью, возрастными и половыми характеристиками, а также географическим положением. Студенты являются носителями особого социального статуса и роли, а также находятся в стадии социализации.
Первоначальное развитие студенчества произошло в Европе в XII веке с появлением первых университетов. В то время студенческая молодежь была разнообразной по социальным и возрастным критериям. В контексте развития капиталистического общества высшее образование приобрело большую социальную значимость, что повлекло за собой увеличение роли студентов в обществе.
Студенчество, помимо того, что является источником квалифицированных кадров и интеллигенции, имеет огромное значение и численность. В XIX — начале XX века студенческая молодежь, несмотря на то, что высшее образование было доступно лишь ограниченному числу людей из состоятельных классов общества, выделялась высоким уровнем политической активности и играла важную роль в жизни общества.
Влияние научно-технической революции повлияло на состав студенческой молодежи и их положение в обществе. Рост потребности в квалифицированных работниках привел к увеличению числа студентов. Это привело к развитию высших учебных заведений, появлению студенческих городков, способствующих концентрации молодежи. Массовое студенчество снизило элитарность высшего образования, что сделало период студенчества более демократичным в социальном плане.
Несмотря на разнообразие студентов по материальным возможностям, социальному происхождению, полу и возрасту, они остаются связанными общей деятельностью и формируют конкретную социально-профессиональную группу. При общей деятельности и соседстве на одной территории, молодежи вырабатываются общие интересы, коллективное самосознание, специфическая субкультура и образ жизни. Социально-психологическое единство реализуется через политические, культурно-просветительские, спортивные и бытовые студенческие организации.
Сулакшин C. C. в своей работе «Динамика портрета современной российской молодежи» определяют студенчество как «мобильную социальную группу, целью которой является подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве» [7].
Он подчеркивает, что для изучения студенчества следует рассматривать его в контексте высшего образования, так как эта социальная группа имеет свои уникальные цели, задачи, особенности и стремление к подготовке для выполнения социальных ролей и функций. «Студенчество, — пишет РостовскаяT.К., — как «социальная группа функционирует в системе высшего образования, становится объектом производства, где предметом является не материальная вещь, а сам человек и его личность. Поэтому основной формой производства является образовательная деятельность» [3].
Мехришвили Л. Л. считает, что «неправильно рассматривать студенчество только как подготовку и получение статуса интеллигенции. Студенчество может быть отнесено к особой социальной группе в соответствии с ее характеристиками и признаками» [1]. Автор выделяет следующие признаки студенчества: выполнение определенных функций в обществе, объективность существования, ярко выраженное однородное поведение членов группы, определенная целостность и независимость от других социальных групп, а также характерные социально-психологические черты и системы ценностей.
Исследователь Черкашов E.M отмечает, что «студенчество представляет собой группу, формирующуюся из различных социальных сред, и характеризуется особыми условиями жизни, трудовой активностью, бытом, социальным поведением и психологией. Для этой группы главное занятие — получение знаний и подготовка себя в качестве квалифицированного работника» [6].
Пашкова Д. P. уделяет внимание тому, что студенчество является важной составляющей молодежи и представляет собой резерв интеллигенции. Студенческая молодежь, по ее мнению, «объединяет людей примерно одного возраста и уровня образования, представители всех классов, слоев и социальных групп. Отличительные черты студентов — характер их труда, овладение научными и профессиональными знаниями и навыками, а также социальные роли, определенные принадлежностью к студенчеству и молодому поколению» [2].
Студенчество — это социальная группа, в которой объединяются молодые люди с конкретными общественно значимыми стремлениями и целями. Главной задачей этой группы является достижение статуса взрослого. В процессе взросления индивид переходит от обучения к работе, от родительской семьи к собственной, от родительского обеспечения к материальной независимости и от молодежной субкультуры к массовому потреблению. Через эти переходы молодые люди не только социализируются, но и начинают проявлять интерес к политике.
«Политизацию» можно трактовать как вовлечение молодежи в политическую деятельность, ее политическую активность, усиление политической направленности и общественных движений.
Выделяют следующие особенности молодежи в качестве социального субъекта политических отношений в современных условиях:
Незавершенность формирования субъектности молодежи в общественно-политических отношениях. Возрастные ограничения, установленные законом, ограничивают самостоятельное осуществление политической деятельности. Например, в конституции Российской Федерации указывается, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. Для участия в выборах президента РФ требуется достижение возраста 35 лет, для статуса депутата — 21 год, а для статуса судьи — 25 лет. Ограничительные возрастные рамки зависят от уровня демократии, зрелости общества и исторических традиций развития конкретного общества.
Специфика общественно-экономического положения молодежи. Низкий социальный статус, неустойчивость социальной позиции и ограниченность социально-экономических связей характеризуют молодых людей. Важно отметить конфликты, возникающие на основе неравенства в обществе с более развитыми социально и экономически группами.
Специфика молодежного сознания. Нестабильность, неуверенность в своих жизненных позициях и социальных ориентациях являются характерными чертами молодежи и зависят от их возраста и социально-экономического положения. Молодые люди подвержены влиянию экономических, социальных и политических факторов, которые формируют их мировоззрение. Эти факторы способствуют осознанию собственного положения в обществе и укреплению групповых интересов молодежи. Однако, существуют ситуации, когда молодежь подвергается манипуляциям еще несформировавшегося сознания, чаще всего это происходит через средства массовой информации. Таким образом, будущее молодого поколения зависит от влияния политических сил и формирования их мировоззрения.
Молодежь в процессе своего политического становления еще не имеет четкой политической ориентации. Она выражает свои суждения, которые могут быть противоречивыми. Такие суждения формируются на фоне сочетания ценностных ориентаций, информации и эмоций. Поэтому жизненно важно предоставить молодым людям возможность активного участия в политической деятельности партий, принимать участие в избирательных кампаниях, чтобы почувствовать себя настоящими участниками этих процессов и получить социальный опыт участия в политической жизни страны и региона.
Таким образом, политическая активность современного молодого поколения определяется особенностями данной социально-демографической группы, которые характеризуются неустойчивостью и несамостоятельностью в социально-политической сфере.
Литература:
- Мехришвили, Л. Л. Влияние образа будущего на жизненный успех и стратегии его достижения современной российской молодежи / Л. Л. Мехришвили, B. B. Гаврилюк, T. B. Гаврилюк // Россия реформирующаяся. — 2017. — № 15. — С. 369–394.
- Пашкова, Д. P. Проблема уверенности российской молодежи в своем будущем как объект внимания государственной политики / Д. P. Пашкова // Аллея науки. — 2017. — Т. 3. — № 15. — С. 196–200.
- Ростовская, T. К. Современные российские реалии и молодежь: проблемы и перспективы развития/T. К. Ростовская, A. M. Егорычев // Культурное пространство молодежи: смыслы и практики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т. К. Ростовской. — М., 2019. — С. 19–23.
- Сковиков, A. К. Политические партии и российская молодежь: диалог на современном этапе /A. К. Сковиков, C. Г. Скутина, A. C. Фалина // PolitBook. — 2018. — № 4. — С. 64–73.
- Сулакшин, C. C. Динамика портрета современной российской молодежи: Труды Центра науч. политич. мысли и идеологии: Вып. 21/C. C. Сулакшин, H. A. Хвыля Олинтер, Л. И. Кравченко. — М., 2016. — 40 с.
- Черкашов, E. M. Жизненные траектории молодежи и ее социальное беспокойство о будущем России /E. M. Черкашов, Л. B. Гуляева // Siberian Socium. — 2020. — Т. 4. — № 1 (11). — С. 69–81.
- Шкурпит, M. H. Социализация современной молодежи / M. H. Шкурпит, M. O. Ширинян, П. P. Беглова // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сб. материалов XI Междунар. науч.- практ. конф. — Махачкала, 2016. — С. 112–114.
- Яковлев, Д. E. Современные трансформации проблем ментальности и патриотизма в молодежной среде/Д. E. Яковлев, Г. Ф. Шилова // Власть. — 2017. — Т. 25. — № 5. — С. 35–41.