Статья посвящена анализу проблем молодежной занятости и позиции молодёжи на рынке труда.
Проблема занятости молодежи в последние несколько лет была и остается актуальной. Необходимость анализа положения выпускники вузов на региональном рынке труда обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: сложность трудоустройства молодых специалистов и необходимость развития кадрового потенциала рынка труда страны и региона.
Ключевые слова: социальная активность, молодёжь, работа, занятость, анкетирование, интервью, трудовые отношения, общество, демография, трудоустройство, рынок труда, экономическая ситуация.
Молодые люди сталкиваются с высокой конкуренцией со стороны более опытных работников, что снижает их шансы на трудоустройство. Недостаток опыта, а также слабые профессиональные навыки и квалификация являются основными причинами, по которым молодые люди оказываются безработными.
Помимо перечисленных выше объективных причин молодежной безработицы существуют ряд субъективных факторов, влияющих на решение молодых людей трудоустроиться:
Молодежная безработица является серьезной социально-экономической проблемой, которая углубляется из-за несовершенства законодательной базы, отсутствия четкой государственной стратегии занятости молодежи, несоответствия образовательных услуг потребностям экономики, слабых механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству молодежи. Из-за низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, значительная часть молодежи становится безработной или трудоустраивается в теневом секторе экономики. Существует множество объективных причин, связанных с молодежной безработицей:
1) Рост общей численности безработных
2) Отсутствие опыта у молодежи, в связи, с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей
3) Несоответствие уровня и качества профессиональной подготовки молодых людей
4) Недостаточно развитая профориентационная работа с молодежью.
5) Несоответствие между структурой подготовки кадров учреждениями профессионального образования и объективно существующими потребностями в специалистах на рынке труда.
6) Несоответствие уровня притязаний молодых людей к будущей работе и уровню заработной платы.
Решая проблемы молодежной безработицы, мы создаем условия для развития молодого поколения, повышения его вклада в экономику и общество. Молодые люди должны иметь возможность получать качественное образование, трудоустраиваться по специальности и строить успешную карьеру. Тем самым мы инвестируем в будущее нашей страны и укрепляем ее благополучие.
В настоящее время молодежь находится в положении между возможностями и желаниями осуществления своей профессиональной деятельности. У молодых специалистов после окончания ВУЗов возникают трудности в нахождении работы без опыта. Безработица среди молодежи ведет за собой такие социальные проблемы, как снижение рождаемости, разводы из-за недостатка средств у молодых людей для обеспечения своей семьи.
Трудоустройство молодежи, ее адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности по-прежнему являются одними из важных задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, использовать их потенциал в развитии экономики страны. В нашей стране почти нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, которые ориентированы на проведение молодежной политики.
Существуют пожелания и рекомендации, большинство из которых стали предметом специального рассмотрения на заседаниях правительственной комиссии, среди них внесение изменений в налоговое законодательство с установлением льгот для детских и молодежных оздоровительно-образовательных учреждений и специализированных организаций, которые ведут активную работу с молодежью, предусмотреть в проекте ТК РФ механизм квотирования рабочих мест для молодежи; внести изменения в действующее законодательство по вопросу обеспечения занятости выпускников учебных заведений и лиц, вернувшихся из армии; принять на федеральном уровне закон (или иные нормативные акты) о молодой семье; разработать механизмы долгосрочного льготного кредитования молодежи; урегулировать в бюджетном законодательстве проблемы финансирования региональных мероприятий государственной молодежной политики из федерального бюджета — совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров региональных органов по делам молодежи и специализированных организаций, ведущих работу с молодежью, учитывая и вопросы повышения оплаты труда; разработать систему государственных минимальных стандартов по оказанию социальных услуг молодежи; — оказать государственную поддержку нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи; разработать и утвердить типовое положение о детских и молодежных оздоровительно-образовательных учреждениях [1].
Два года назад правительство обновило программу молодежной занятости, в соответствии с которой теперь школьники из средних и старших классов смогут проходить профессиональную ориентацию и получать практические навыки, работая в свободное время.
Будут формировать условия, чтобы девушки, юноши еще до совершеннолетия могли определиться с дальнейшей профессией и набраться опыта, приобрести умения, знания, необходимые для будущей своей специальности
Для этого предусмотрено проведение профессиональной ориентации учеников 6–11-х классов, что позволит им быстрее решить, какой сфере они хотели бы себя посвятить. Также будут оптимизированы процедуры трудоустройства, в том числе временного: молодежь 14–18 лет сможет в свободное от учебы время осваивать практические навыки. Там, а также на портале Государственных услуг станут размещаться предложения по заключению с потенциальными работодателями договора о целевом обучении.
Предусмотрено проведение профессиональной ориентации учеников 6–11-х классов.
Теперь власти будут вести мониторинг уровня безработицы молодежи, в том числе по каждому региону в отдельности. Обновленная программа также предусматривает увеличение в шесть раз числа участников всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства — до 150 тысяч человек к 2030 году. Еще одно новое направление работы — стимулирование молодежи для переезда на работу в регионы Дальнего Востока и Арктики. «Рассчитываем, что реализация долгосрочной программы поможет нашим молодым людям, выпускникам и начинающим специалистам скорее находить соответствующие вакансии и достигать успехов в своей карьере, а экономика будет обеспечена востребованными кадрами.
Волгоградская область сегодня является регионом, где важную роль играет поддержание стабильного состояние рынка труда и занятости населения, поскольку от этого зависит социально-экономическое развитие региона. Именно поэтому сегодня органы власти в регионе должны быть направлены на развитие и поддержание должного уровня рынка труда для обеспечения высокой занятости, как местного населения, так и приезжающего из других регионов или стран [3]. На сегодняшний день на территории Волгоградской области проживает около 2,5 млн. человек, из которых трудовые ресурсы составляют 1,4 млн. человек — 56 % от общей численности населения региона [4]. Занятое население в регионе составляет 1,2 млн. человек, что определяет число трудоспособного населения, которое не занято в количестве 0,2 млн. человек.
На сегодняшний день более 400 заявок от 200 работодателей региона поступили в органы службы занятости с начала действия госпрограммы субсидируемого трудоустройства молодежи.
Волгоградские работодатели, которые участвуют в госпрограмме, предлагают для трудоустройства 1,2 тысяч рабочих мест на предприятиях сельскохозяйственной отрасли, сферы общественного питания, обрабатывающие производства. Около 100 человек в возрасте до 30 лет уже получили работу, сообщили в регкомитете труда и занятости населения.
Напомним, госпрограмма начала действовать с марта 2022 года. Ее финансирование осуществляется через Фонд соцстрахования из резервного фонда Правительства РФ. Размер субсидии на одно рабочее место может составить около 50 тысяч рублей. Работодатель получает эту сумму однократно по истечение 1-го, 3-го и 6-го месяцев работы.
Задачи по прогнозированию уровня занятости, организации переподготовки и дополнительного обучения граждан поставил губернатор Андрей Бочаров. Ситуация, на региональном рынке труда остается стабильной. Отмечается, официально зарегистрированная численность безработных почти в 1,7 раза меньше, по сравнению с этим же периодом 2021 года. Ее уровень составляет 0,45 %, что самый низкий показатель за 3 года. В настоящий момент 3,5 тыс. волгоградских предприятий и организаций готовы принять 32,2 тыс. сотрудников.
Следует также отметить, что для любого региона важным является привлечение именно высококвалифицированных трудовых ресурсов, поскольку от них зависит развитие и формирование ресурсной базы региона, определяет уровень развития региона, рынка труда, сферы занятости. Однако, сегодня у нас в регионе не оказывается необходимых рабочих мест для привлечения таких специалистов. Именно поэтому больший процент приходится именно на оптовую и розничную торговлю, а также на неквалифицированных рабочих или рабочих со средним уровнем квалификации. Таким образом, в регионе отмечается стабильная ситуация в сфере занятости, однако и наблюдается снижение количества трудовых ресурсов в регионе. Превалирующее количество человек занято в сфере оптовой или розничной торговли, а также обслуживании и ремонте автотранспортных средств. При этом стоит отметить, что законодательное регулирование безработицы является приоритетным направлением борьбы с ней и недопущения распространения негативных последствий безработицы [1].
Основными направлениями совершенствования государственной политики в сфере занятости могут стать следующие направления: создание комфортных условий для трудоустройства приезжающего населения, активная политика по привлечению высококвалифицированных сотрудников из других регионов и стран; активное привлечение и поддержка молодого поколения, которое прибывает на территорию Волгоградской области; отслеживание реального уровня заработных плат в регионах и соотношение их со статистическими данными, которые получает федеральный уровень.
Литература:
- Боков Ю. А. Реализация законодательства о противодействии коррупции в регионах (на примере Волгоградской области)//Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. — С. 40–52.
- Дулина, H. B. Молодежь в процессах модернизации: оценка состояния (на примере регионов Южного федерального округа)/H. B. Дулина, E. B. Каргаполова, A. Л. Стризое // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — Т. 10. — № 2. — C. 130–149.
- Кубаткина, A. C. Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы среди молодежи в РФ /A. C. Кубаткина, Д. A. Храмцова. — Текст: // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 231–233.
- Люблинский B. B. Социальная политика в цифровом обществе: проблемы и перспективы /Политические отношения в эпоху цифровых технологий и сетевого общества. Сборник научных статей. Сер. «Согласие в обществе как условие развития России». Отв. Редактор — O. M. Михайленок. М., 2020.- С. 130–150.
- Соснина, А. М. Современное состояние государственной региональной политики в сфере занятости в Волгоградской области / А. М. Соснина. — Текст: // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 330–331.
- Социальная поддержка граждан в РФ: региональный аспект (на примере Волгоградской области) // Теория и практика современной юридической науки. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 60–62. Правоведение [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ахметова Н. А., Кононенко Д. В., Гузенко В. Н., Фролов С. А.//Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. — 104 с.
- Статистический ежегодник: Волгоградская область 2022 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://volgastat.gks.ru/storage/mediabank/01_00_011220.pdf (дата обращения: 10.03.2024).