В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка .
Ключевые слова: кинезиологические упражнения, дети, развитие.
В современных реалиях, опыт работы со здоровьесберегающими технологиями на занятиях по физической культуре, раскрывает метод кинезиологии, направленный на развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Технология кинезиологических упражнений уникальна тем, что она проста и понятна как для педагогических работников, так и для родителей, может проводиться не только с детьми, а также вместе со взрослыми, являясь частью образовательной деятельности в ДОО или же частью методов развития в домашних условиях.
Работа рекомендована для тех, кто интересуется современными тенденциями в педагогических технологиях.
В современном мире на фоне интенсивного влияния компьютерных технологий на когнитивное развитие детей, стандарты детского дошкольного образования подвергаются сильным изменениям. Уже с дошкольного возраста необходимо более углублённо относиться к интеллектуальному и физическому развитию ребенка.
Также отмечается увеличение в геометрической прогрессии количества детей со сложностями при вхождении в процесс обучения, различными нарушениями в работе организма, а также затруднениями в коммуникациях.
Для достижения идеального баланса между телом, мышлением и эмоциями ребенка необходимо комплексное развитие всех функциональных показателей личности.
На занятиях по физической культуре в нашем детском саду широко используются игры и упражнения на развитие межполушарных связей, что приводит к тому, что ребенок не только становится смышленым, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь, концентрация внимания и координация.
К инезиология — наука о развитии головного мозга посредством движения. Важность внедрения кинезиологических упражнений обусловлено развитием межполушарного взаимодействия, которое является важнейшей составляющей развития интеллектуальных основ личности.
При практике кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Подвижность, равновесие, сила и пластичность нервных процессов осуществляется более углублённо. Усиленно развивается регуляционная и координирующая роль нервной системы. Нейрогимнастика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы его возможностей.
Упражнения кинезиологии универсальны, просты и не требуют финансовых затрат.
Кинезиологические упражнения помогают улучшить:
— общую и мелкую моторику;
— внимание;
— память;
— речь;
— пространственное представление;
— снижают утомляемость.
Правила проведения занятий:
- Упражнения необходимо проводить ежедневно в рамках непрерывной образовательной деятельности.
- Обязательно создать доброжелательную обстановку.
- От детей необходимо добиться точного выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся в разных положениях: лежа, стоя и сидя.
- Упражнения выполняются без резких движений, повторы от 3 до 5 раз.
Все указания даются чётко, спокойно, желательно в игровой форме. Педагог следит за правильностью выполнения заданий, за ответной реакцией деток на различные упражнения. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (исходя из возраста детей).
Упражнения и игры для развития межполушарного взаимодействия используемые на занятиях по физической культуре с дошкольниками:
Ходьба:
— ходьба скрестным шагом;
— ходьба скрестным шагом правым и левым боком;
— с постановкой одной ноги на пятку, а другой на носок;
— пятки вместе носки врозь, руки на пояс;
— пятки врозь носки вместе, руки к плечам;
— с ассиметричным положением рук.
Бег:
— скрестно правым и левым боком;
— бег с прямыми ногами;
— бег спиной вперед;
— бег по заданному маршруту;
Прыжки :
— подскоки на месте и в движении;
— 3 подскока на месте, 1 с поворотом на 180;
— прыжки ноги вместе, ноги врозь;
— прыжки скрестно (ножницы);
— прыжки с поворотом на 180;
Ползание:
— на четвереньках;
— на четвереньках шагая одноименной ногой и рукой;
— на четвереньках шагая разноименной рукой и ногой;
— на четвереньках руки скрестно;
— на четвереньках пятясь назад;
— на спине.
Пример комплекса кинезиологических упражнений с теннисным мячом, используемых на занятиях по физической культуре:
- Мяч крутить пальцами на уровне груди, от себя и на себя.
- Крутим мяч вокруг себя, по сигналу в другую сторону.
- Крутим мяч вокруг колен, по сигналу в другую сторону.
- Высоко поднимая колени передаем мяч под одним и под другим коленом.
- Ударяем мяч об правой (левой) рукой, ловим двумя руками.
- ударяем мяч об пол правой рукой, ловим правой рукой. (Тоже левой).
- Ударяем мяч об пол правой рукой, а ловим левой рукой.
- Подбросить мяч, пока мяч летит отбежать назад следим за мячом глазами, подбежать, поймать мяч.
- Подбросить мяч вверх правой (левой) рукой, оббежать его лицом вперед, следя за мячом глазами, поймать другой рукой после одного отскока.
Игры на развитие межполушарных связей:
«Себе — другу»
Дети стоят или сидят в кругу, руки согнуты в локтях, ладони вверх, в правой руке теннисный мяч. Со словом «Себе» дети передают мяч в свою левую руку, со словом «Другу» в правую руку ребенка, стоящего слева. Игра продолжается до тех пор, пока к каждому ребенку не вернется его мяч.
«Попробуй повтори» сиспользованием игрового набора «Попробуй повтори» издательство «Генезис»
Дети становятся в круг и держатся за руки. В центре круга разложены карточки рубашкой вверх. Со словами:
Мы построились все в круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем раз, два, три,
Ты попробуй повтори!
Дети идут по кругу. На счет три, ведущий вытаскивает любую карточку и показывает ее детям. Ребята выполняют движение, нарисованное на карточке. Следующим ведущим становится ребенок, который наиболее точно выполнил движение.
«Нос, пол, потолок»
Дети стоят в шеренге, ведущий, напротив, лицом к игрокам. Ведущий называет слова и показывает пальцами одной руки то, что называет. Дети повторяют за ним не произнося слов. Постепенно, ведущий начинает путать детей, показывая не то, что он назвал. Задача детей показывать то, что ведущий называет. Затем, повторяется другой рукой.
«Жонглеры»
Дети, держа в руках мяч для жонглирования, ходят в рассыпную по залу со словами:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы с мячом идем играть…
По окончании слов, дети останавливаются и повторяют за инструктором упражнения…
Следует отметить, что выполнение вышеперечисленных упражнений способствует ускорению активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Положительно сказывается на коррекции общего обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю внимания, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с общим недоразвитием речи
Польза кинезиологических упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга.
Литература:
- Деннисон П. Е. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей/ П. Е. Деннисон, Г. Е. Деннисон. — Спб.: ВЕСЬ, 2016.
- Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи/ О. И. Крупенчук, О. В. Витязева. — СПб.: Литера 2019.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008. — 60с
- Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. — Рязань, 2000. — 48 с.