В статье автор исследует специфические нарушения письма.
Ключевые слова: дизорфография, дисграфия, расстройство письменной речи.
Проблема нарушения письма представляет собой наиболее актуальную и сложную проблему для современной психологии, педагогики и логопедии. Несмотря на проведенные обширные исследования и накопленный теоретический материал, среди специалистов до сих пор нет единого мнения как в терминологии, используемой для обозначения нарушений письма, так и в определении их природы. Круг специалистов из различных научных дисциплин, занимающихся изучением нарушения письма, постоянно расширяется, и исследование этой проблемы несет в себе комплексные знания и междисциплинарный подход. В России работа Р. Е. Левиной [5] и ее учеников считается началом системного психолого-педагогического подхода к изучению речевого дизонтогенеза. Трудности письма в рамках данного подхода являются поздним проявлением трудностей устной речи, в которых основную роль играет незрелость фонетико-фонематических процессов [5].
С точки зрения клинико-педагогического подхода такие исследователи как М. М. Безруких [11], А. Н. Корнев [6] и Р. И. Лалаева [7] стали основоположниками в изучении нарушений письма. Благодаря смешению различных наук стало возможным подходить к коррекции письма не только с точки зрения педагогики и психологии, но и включать в работу основы психолингвистики, психофизиологии и нейропсихологии. Нарушения письма с позиции клинико-педагогического подхода — это нарушения формирования и развития оперативных его составляющих, то есть нарушения сенсомоторных навыков высокой сложности [3].
Логопедами О. Б. Иншаковой и Н. Л. Немцовой были освещены вопросы значимости межполушарного взаимодействия в процессе освоения ребенком письма [8]. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева [1,2], А. В. Семенович [9] и Л. С. Цветкова [10] являются основоположниками нейропсихологического и индивидуального подходов. С позиции нейропсихологического подхода изучать структуру психических функций необходимо во взаимосвязи с процессами, обеспечивающими обработку кинестетической, зрительной, пространственной и слуховой информации. Здесь же исследователи обращают внимание на важность анализа процесса избирательной активации, программирования и контроля за собственной деятельностью, анализ серийности движений, что в последующем приводит к определенной иерархичности нарушения. Данный подход позволяет говорить о том, что в коррекции письма необходимо прибегать к системности в воздействии, так как нарушение письма обеспечено нарушениями других психических функций [4].
В отечественной психологической и педагогической литературе под нарушениями письма у детей имеют в виду дисграфию и дизорфографию. В то же время дизорфография связана с нарушением освоения морфологических и традиционных принципов письма, которые проявляются в многочисленных орфографических ошибках. При дисграфии нарушается письмо по фонетическому принципу и возникает значительное количество специфических ошибок. В этом контексте термины «дисграфия» и «специфическое расстройство письма» являются синонимичными [7], [11].
Расстройства письменной речи — это парциальные нарушения процесса письма, проявляющиеся в стойких и повторяющихся письменных ошибках, которые обусловлены дефектным формированием высших психических функций, участвующих в процессе письма [7].
В нейропсихологических исследованиях большое внимание уделяется трудностям обучения, связанным с дисфункцией третьего мозгового блока, включающего как последовательную организацию движений и языка, так и программирование, регуляцию и контроль деятельности [1]. Так, для школьников с функциональной слабостью третьего блока мозга характерны следующие специфические ошибки в письме: персеверации, антиципация, пропуск букв и слогов, нарушения границ предложений и слов. Обнаружение данных ошибок позволило Т. В. Ахутиной [2] выделить особый вид специфических нарушений письма, которую она назвала регуляторной дисграфией [2].
Исследователи также выделяют дисграфию, вызванную недостаточностью других структурных компонентов письма, связанную с блокировкой приема, обработки и хранения информации, а именно гностические трудности в левом и правом полушарии. По мнению А. В. Семенович [9], наибольшее количество ошибок наблюдается при гностических затруднениях левого полушария.
При правополушарных гностических нарушениях чаще всего встречаются ошибки, которые обусловлены трудностями обработки зрительной и пространственной информации, например, для таких нарушений характерны замены букв, близких по написанию («х» и «ж», «т» и «п»), отзеркаливание на письме букв («з» и «е», «э» и «с»), а также смешение букв на письме («д» и «б», «д» и «в»).
При дисграфии исследователями выделяются следующие группы ошибок на письме:
- Искажение в написании буквы («с» вместо «о»).
- Замены букв на близкие по написанию («ц» вместо «щ»).
- Замены букв на близкие по звучанию звуки («с» вместо «ш»).
- Нарушения в звуко-буквенном составе слова, например, в виде перестановки или добавления букв, пропуска или контоминации букв или слогов («маниша» вместо «машина», «весепед» вместо «велосипед»).
- Нарушения структуры предложения в виде слитного написания слов внутри предложения, нарушение границы предложения, контоминации слов.
- Собственно, аграмматизмы, связанные с трудностями освоения норм орфографии (много ручков, машина за домой) [6].
Литература:
- Ахутина, Т. В. Hейpoпсихoлoгическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: учебное пособие / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. — Москва: Секачев, 2008. — 128 с. — Текст: непосредственный.
- Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учебное пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — Санкт-Петербург, 2008. — 320 с. — Текст: непосредственный.
- Брындина, И. В. Особенности нарушения письма у младших школьников / И. В. Брындина, Н. Н. Гогилашвили, В. П. Клочкова. — Текст: электронный. — Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/ (дата обращения: 04.04.2023)
- Дерюгина, А. С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации / А. С. Дерюгина, Е. Ю. Медведева. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–4. — С. 63–66.
- Дорофеева, С. В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии / С. В. Дорофеева. — Текст: электронный. — Режим доступа: URL:file:///C:/Users/ /lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opyt-uspeshnogo-primeneniyakompleksnogo-podhoda.pdf (дата обращения: 04.04.2023)
- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: МиМ, 1997. — 286 с. — Текст: электронный. — Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306–126.shtml.
- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: МиМ, 1997. — 286 с. — Текст: электронный. — Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306–126.shtml.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И. Н. Садовникова. — Москва: Владос, 1995. — 256 с. — Текст: непосредственный.
- Семенович, А. В. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / А. В. Семенович, Л. С. Цветкова, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; под ред. Л. С. Цветковой. 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с. — Текст: непосредственный.
- Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — Москва: МОДЭК, МПСИ, 2005. — 256 с. — Текст: непосредственный.
- Шурыгина, И. А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.03: Екатеринбург, 2003. — 206 c. — Текст: электронный. — Режим доступа: URL:http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/korrekcija-narushenij-pisma-u-uchawihsja-mladshih-klassov-s-nedorazvitiem.html (дата обращения: 04.04.2023).