Специфические нарушения письма и подходы к их изучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, А. В. Специфические нарушения письма и подходы к их изучению / А. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112470/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует специфические нарушения письма.

Ключевые слова: дизорфография, дисграфия, расстройство письменной речи.

Проблема нарушения письма представляет собой наиболее актуальную и сложную проблему для современной психологии, педагогики и логопедии. Несмотря на проведенные обширные исследования и накопленный теоретический материал, среди специалистов до сих пор нет единого мнения как в терминологии, используемой для обозначения нарушений письма, так и в определении их природы. Круг специалистов из различных научных дисциплин, занимающихся изучением нарушения письма, постоянно расширяется, и исследование этой проблемы несет в себе комплексные знания и междисциплинарный подход. В России работа Р. Е. Левиной [5] и ее учеников считается началом системного психолого-педагогического подхода к изучению речевого дизонтогенеза. Трудности письма в рамках данного подхода являются поздним проявлением трудностей устной речи, в которых основную роль играет незрелость фонетико-фонематических процессов [5].

С точки зрения клинико-педагогического подхода такие исследователи как М. М. Безруких [11], А. Н. Корнев [6] и Р. И. Лалаева [7] стали основоположниками в изучении нарушений письма. Благодаря смешению различных наук стало возможным подходить к коррекции письма не только с точки зрения педагогики и психологии, но и включать в работу основы психолингвистики, психофизиологии и нейропсихологии. Нарушения письма с позиции клинико-педагогического подхода — это нарушения формирования и развития оперативных его составляющих, то есть нарушения сенсомоторных навыков высокой сложности [3].

Логопедами О. Б. Иншаковой и Н. Л. Немцовой были освещены вопросы значимости межполушарного взаимодействия в процессе освоения ребенком письма [8]. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева [1,2], А. В. Семенович [9] и Л. С. Цветкова [10] являются основоположниками нейропсихологического и индивидуального подходов. С позиции нейропсихологического подхода изучать структуру психических функций необходимо во взаимосвязи с процессами, обеспечивающими обработку кинестетической, зрительной, пространственной и слуховой информации. Здесь же исследователи обращают внимание на важность анализа процесса избирательной активации, программирования и контроля за собственной деятельностью, анализ серийности движений, что в последующем приводит к определенной иерархичности нарушения. Данный подход позволяет говорить о том, что в коррекции письма необходимо прибегать к системности в воздействии, так как нарушение письма обеспечено нарушениями других психических функций [4].

В отечественной психологической и педагогической литературе под нарушениями письма у детей имеют в виду дисграфию и дизорфографию. В то же время дизорфография связана с нарушением освоения морфологических и традиционных принципов письма, которые проявляются в многочисленных орфографических ошибках. При дисграфии нарушается письмо по фонетическому принципу и возникает значительное количество специфических ошибок. В этом контексте термины «дисграфия» и «специфическое расстройство письма» являются синонимичными [7], [11].

Расстройства письменной речи — это парциальные нарушения процесса письма, проявляющиеся в стойких и повторяющихся письменных ошибках, которые обусловлены дефектным формированием высших психических функций, участвующих в процессе письма [7].

В нейропсихологических исследованиях большое внимание уделяется трудностям обучения, связанным с дисфункцией третьего мозгового блока, включающего как последовательную организацию движений и языка, так и программирование, регуляцию и контроль деятельности [1]. Так, для школьников с функциональной слабостью третьего блока мозга характерны следующие специфические ошибки в письме: персеверации, антиципация, пропуск букв и слогов, нарушения границ предложений и слов. Обнаружение данных ошибок позволило Т. В. Ахутиной [2] выделить особый вид специфических нарушений письма, которую она назвала регуляторной дисграфией [2].

Исследователи также выделяют дисграфию, вызванную недостаточностью других структурных компонентов письма, связанную с блокировкой приема, обработки и хранения информации, а именно гностические трудности в левом и правом полушарии. По мнению А. В. Семенович [9], наибольшее количество ошибок наблюдается при гностических затруднениях левого полушария.

При правополушарных гностических нарушениях чаще всего встречаются ошибки, которые обусловлены трудностями обработки зрительной и пространственной информации, например, для таких нарушений характерны замены букв, близких по написанию («х» и «ж», «т» и «п»), отзеркаливание на письме букв («з» и «е», «э» и «с»), а также смешение букв на письме («д» и «б», «д» и «в»).

При дисграфии исследователями выделяются следующие группы ошибок на письме:

  1. Искажение в написании буквы («с» вместо «о»).
  2. Замены букв на близкие по написанию («ц» вместо «щ»).
  3. Замены букв на близкие по звучанию звуки («с» вместо «ш»).
  4. Нарушения в звуко-буквенном составе слова, например, в виде перестановки или добавления букв, пропуска или контоминации букв или слогов («маниша» вместо «машина», «весепед» вместо «велосипед»).
  5. Нарушения структуры предложения в виде слитного написания слов внутри предложения, нарушение границы предложения, контоминации слов.
  6. Собственно, аграмматизмы, связанные с трудностями освоения норм орфографии (много ручков, машина за домой) [6].

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Hейpoпсихoлoгическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: учебное пособие / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. — Москва: Секачев, 2008. — 128 с. — Текст: непосредственный.
  2. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учебное пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — Санкт-Петербург, 2008. — 320 с. — Текст: непосредственный.
  3. Брындина, И. В. Особенности нарушения письма у младших школьников / И. В. Брындина, Н. Н. Гогилашвили, В. П. Клочкова. — Текст: электронный. — Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/ (дата обращения: 04.04.2023)
  4. Дерюгина, А. С. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации / А. С. Дерюгина, Е. Ю. Медведева. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–4. — С. 63–66.
  5. Дорофеева, С. В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии / С. В. Дорофеева. — Текст: электронный. — Режим доступа: URL:file:///C:/Users/ /lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opyt-uspeshnogo-primeneniyakompleksnogo-podhoda.pdf (дата обращения: 04.04.2023)
  6. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: МиМ, 1997. — 286 с. — Текст: электронный. — Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306–126.shtml.
  7. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург: МиМ, 1997. — 286 с. — Текст: электронный. — Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306–126.shtml.
  8. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И. Н. Садовникова. — Москва: Владос, 1995. — 256 с. — Текст: непосредственный.
  9. Семенович, А. В. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / А. В. Семенович, Л. С. Цветкова, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; под ред. Л. С. Цветковой. 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 296 с. — Текст: непосредственный.
  10. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — Москва: МОДЭК, МПСИ, 2005. — 256 с. — Текст: непосредственный.
  11. Шурыгина, И. А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.03: Екатеринбург, 2003. — 206 c. — Текст: электронный. — Режим доступа: URL:http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/korrekcija-narushenij-pisma-u-uchawihsja-mladshih-klassov-s-nedorazvitiem.html (дата обращения: 04.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): замена букв, нарушение письма, клинико-педагогический подход, коррекция письма, нарушение, ошибка, письменная речь, специфическое нарушение письма.


Ключевые слова

дисграфия, дизорфография, расстройство письменной речи

Похожие статьи

Психологические аспекты предупреждения дизорфографии

В статье авторы раскрывают процесс формирования орфографического навыка письма и психологические аспекты предупреждения его нарушения.

Особенности речевого развития младшего школьника

Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Изучение нарушений письменной речи у детей в отечественной и зарубежной литературе

В статье рассмотрены и сопоставлены исследования отечественных и зарубежных авторов в области нарушений письменной речи и чтения у детей.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования ком...

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Психофизиологические основы письма

В статье автор исследует психофизиологические основы письма.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Теоретические аспекты изучения депрессии в психологии

В данной работе рассмотрены отдельные теоретические аспекты состояния депрессии, а именно: понятие депрессии, ее основные симптомы и виды, а также связь депрессии с другими психологическими явлениями.

Похожие статьи

Психологические аспекты предупреждения дизорфографии

В статье авторы раскрывают процесс формирования орфографического навыка письма и психологические аспекты предупреждения его нарушения.

Особенности речевого развития младшего школьника

Статья раскрывает особенности речевого развития младшего школьника, их характеристики, расстройство процессов чтения и письма.

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Изучение нарушений письменной речи у детей в отечественной и зарубежной литературе

В статье рассмотрены и сопоставлены исследования отечественных и зарубежных авторов в области нарушений письменной речи и чтения у детей.

Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками

В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования ком...

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Психофизиологические основы письма

В статье автор исследует психофизиологические основы письма.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Теоретические аспекты изучения депрессии в психологии

В данной работе рассмотрены отдельные теоретические аспекты состояния депрессии, а именно: понятие депрессии, ее основные симптомы и виды, а также связь депрессии с другими психологическими явлениями.

Задать вопрос